Задача №2, стр.99 (1 класс)
1. Знакомство с условием задачи
а) словарная работа
б) чтение задачи учителем и учащимся.
2. Работа по усвоению условия задачи
а) Составление краткой записи
было
стало
А. – 4 ящ.
Л. – 2 ящ.
Я. – 5 ящ.
?
б) разбор данных по вопросам
У: – Какие фрукты привезли продавцу?
у: – Апельсины, лимоны, яблоки.
У: – Сколько ящиков апельсинов было?
у: – 4 ящика.
У: – Сколько лимонов?
у: – 2 ящика.
У: – Сколько яблок?
у: – 5 ящиков.
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько всего ящиков с фруктами стало?
в) повторение задачи
У: – повторите задачу.
3. Разбор решения задачи
У: – Что требуется узнать в задаче?
у: – Сколько всего фруктов стало.
У: – Можем ли мы сразу найти, сколько всего фруктов стало?
у: – Можем.
У: – Почему?
у: – Потому что нам известно, что апельсинов 4 ящика, лимонов 2 и яблок 5 ящиков.
4. Составление плана
У: – Что мы узнаем в 1-м действии?
у: – Сколько было апельсинов и лимонов.
У: – Что мы узнаем во 2-м действии?
у: – Сколько было всего фруктов.
5. Решение задачи
У: – Как мы узнаем, сколько было апельсинов и лимонов?
у: – 1) 4 +2 = 6 (ящ.)
У: – Как мы узнаем, сколько было всего ящиков фруктов?
у: – 2) 6 + 5 = 11 (ящ.)
Ответ: 11 ящиков.
Роль и место устных и письменных вычислений в 1-3 классах
При обучении математике учитель должен формировать твердые навыки устных и письменных вычислений. Приемы устных и письменных вычислений основаны на знании нумерации, свойств арифметических действий, на знании взаимосвязи между компонентами и результатами действий, на знании изменения результатов действий с изменением одного из компонентов.
Между приемами устных и письменных вычислений имеются существенные различия:
1) При устных вычислениях действие выполняется, начиная с единиц
старшего разряда, при письменных – с единиц низшего разряда.
536 + 241
+536
241
2) При устных вычислениях промежуточные результаты сохраняются в памяти, при письменных – сразу записываются.
3) Приемы устных вычислений для одного и того же действия над парой чисел могут быть разными, письменные же вычисления по неизменным правилам.
а)
36*25 = 36*(20 + 5) = 36*20 + 36*5
36*25 = (30 + 6)*25 = 30*25 + 6*25
36*25 = (36*5)*5
36*25 = (6*6)*25 = (25*6)*6
36*25 = (4*9)*25 = (25*4)*9 = 900
36*25 = 36(100:4) = (36:4)*100 = 900
б)
х36
25
180
72
900
4) При устных вычислениях запись ведется в строчку, при письменных в столбик.
Значение устного счета 1) развивает сообразительность, наблюдательность, математическую зоркость; 2) облегчает письменные вычисления.
569 + 864 + 431
3) решение задач нового вида начинается с задач, решаемых устно.
Место устного счета на уроке
1. в начале урока с целью закрепления ранее изученного и подготовке к изучению нового.
2. в середине урока после изучения нового с целью его закрепления.
Виды упражнений для устного вычисления:
1. нахождение значений математических выражений;
2. решение задач;
3. сравнение математических выражений;
4. решение уравнений.
Формы проведения устного счета:
1. по таблицам, учебнику, дидактическому материалу;
2. математический диктант;
3. в форме игры.
Формы ответов при устном счете:
1. устные ответы;
2. запись в тетрадях;
3. показ ответа на карточках;
4. запись на индивидуальных досках.
Требования к устному счету:
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Б. стр. 167-177. Ромашка, ребусы рис., задачи-шутки, логические упражнения.