Глава 2. Методология принятия управленческих решений

Есть три метода обучения мудрости.

Первый – через подражание, и он самый благородный.

Второй – через повторение, и он самый простой.

Третий – через опыт, и он самый горький.

Конфуций

В современных условиях достижение больших результатов в управлении регионом, развитии бизнеса, собственной карьере невозможно без понимания того, как принимаются эффективные управленческие решения. В основе кейс-метода лежит системный подход, при этом практическим результатом его применения являются конкретные решения и алгоритмы их реализации. Не только содержание решаемой задачи влияет на формат решения. Зачастую время определяет (период реализации решения) вид и содержание управленческого решения. Чем длиннее период, тем менее конкретным является решение и тем больше свободы закладывается в само решение на случай реализации рисков.

В основе процесса принятия любого решения лежит процедура выбора. Наиболее распространенным является критериальный метод описания выбора. Соответственно, оценка принятых решений тоже проводится согласно определенным критериям, по которым и оценивается эффективность принятого решения.

Жизнь любого человека состоит из постоянного поиска ответа на множество вопросов. Каждый день возникают ситуации, выход из которых требует принятия решений. Если одни ситуации привычны и просты, то другие нуждаются в серьезных размышлениях, третьи возникают впервые, а от четвертых может зависеть дальнейшая судьба человека.

Принятие решений является одним из ключевых действий в современном мире и в практике управления, поскольку центральный момент процесса управления – принятие решения. Принятие решения присутствует во всех процессах управления, которые имеют следующие особенности:

многообразие, включающее управление как отдельным человеком, бригадами, участками, бюро, отделами, службами или коллективом организации в целом, так и предприятием или отраслью;

охватывают различные временные периоды – от ежедневной деятельности до многолетней перспективы;

различаются областями управленческой деятельности: от управления исследованиями по созданию новых видов продуктов и освоением производства до управления сбытом готовой продукции;

многомерны, имеют много характеристик, могут рассматриваться с разных точек зрения;

имеют довольно сложную структуру: каждый реальный процесс состоит из значительного числа стадий, этапов, фаз, которые, в свою очередь, распадаются на процедуры и операции.

Процесс управления – это последовательность функций. Планирование представляет собой не что иное, как непрерывный процесс поиска и принятия решений относительно выбора целей, задач и средств достижения целей.

Функция любой компании предполагает принятие решений, направленных на рациональное распределение работ, организацию взаимодействия и использование средств производства таким образом, чтобы совместная деятельность людей обеспечивала выполнение задач и достижение целей, стоящих перед компанией. Отсюда формирование и принятие решений – это основной процесс, объединяющий компанию в единое целое, а решение – продукт системы управления и ее основной инструмент. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме заданий, планов, нормативов, команд и служит для них импульсом к целенаправленным и скоординированным действиям.

Кейс-чемпионаты моделируют процесс управления принятием решений с разных позиций, начиная от обычного менеджера и заканчивая директором компании. Необходимость в принятии решений возникает всегда при наличии проблемы. Проблема – сложная теоретическая или практическая ситуация, требующая изучения, исследования, разрешения. Она отражает разницу между существующим и желаемым состоянием системы.

Проблема может стать острой, если происходят быстрые изменения в окружении системы, угрожающие ее существованию, например: резкое падение спроса на продукцию предприятия, резкое (непредвиденное) изменение внешнеполитической ситуации.

Чтобы устранить противоречие между существующим и желаемым состоянием системы, необходимо выбрать цели решения, а затем поставить задачи по их достижению. Для одной и той же задачи могут быть найдены разные средства решения и получены разные результаты. Например, повысить эффективность деятельности технического отдела можно за счет обучения сотрудников, привлечения новых работников с высоким уровнем квалификации, а также с помощью аутсорсинга (передачи части функций специализированной компании).

Решением задачи/кейса является вариант действия, выбранный из многих возможных, процесс такого выбора называется принятием решения. Весь процесс решения проблемы, начиная с ее выявления и заканчивая реализацией решения, называется процессом решения проблемы.

Процессы принятия решений в звеньях иерархических систем управления организациями обладают рядом особенностей:

большинство решений принимается в ситуациях, ранее не встречавшихся, поскольку совпадение ситуаций в политической, социальной или экономической области – событие маловероятное;

выбор вариантов решений происходит, как правило, в условиях высокой степени неопределенности, т. е. при недостаточности информации о текущей ситуации и тенденциях ее развития, а также при неясных представлениях обо всех последствиях принимаемого решения;

решения, обычно наиболее ответственные, принимаются в условиях жесткого ограничения во времени;

на содержание решений существенно влияют личные качества и интересы людей, принимающих решение, при этом интересы различных звеньев в иерархии управления, как правило, не только не совпадают, а зачастую являются противоположными.

Загрузка...