Я слышу – я забываю.
Я вижу – я запоминаю.
Я делаю – я понимаю.
Конфуций
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций представляет собой метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач, ситуаций (выполнения кейс-заданий). Слово «case» в английском языке означает «ситуация, случай, факт, история, обстоятельство, дело», а «study» – «исследование, изучение, рассмотрение». В отечественной литературе можно встретить такие термины, как «исследование единичного, отдельного, конкретного, индивидуального случая», «исследование ситуаций», «ситуационное исследование».
Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Ситуация, как правило, имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Действия участников ситуации могут носить как проблемный характер, который нужно изменить, так и представлять перспективы развития определенной области. Ситуация открыта для участия и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации.
Кейс, составленный для чемпионата, должен соответствовать определенному концептуальному полю конкретной проблемной ситуации, в рамках которого он рассматривается. Он учит формировать определенные профессиональные навыки в контексте конкретного случая и практического применения. В ином случае мы получаем не целенаправленное и систематическое развитие профессиональных качеств, а случайное, субъективное восприятие его отдельных сторон.
Видов и типов кейсов может быть много, но при любых разновидностях работа с ними должна научить анализировать конкретную информацию, прослеживать при-чинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и тенденции в процессах. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации, – это необходимое, хотя и недостаточное, условие рассмотрения проблемной ситуации.
Кейс-метод представляет собой инструмент, который позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию обучающихся самостоятельному мышлению, умению выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, а также аргументированно высказать свое мнение. С помощью этого метода обучающиеся могут проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Кейс-технологию можно рассматривать как активный метод обучения. Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале XX века философом и педагогом Джоном Дьюи. Он утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения» и «конус опыта Эдгара Дейла».
«Конус опыта» педагога Эдгара Дейла наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя развитые средства или «носители». В 1970-х годах последователи учёного связали конус со способностью человека к запоминанию и дополнили ориентировочными числовыми данными. Получилась вот такая пирамида обучения (рисунок 2). Человек запоминает примерно 10 % от прочитанного, 20 % от услышанного, 30 % от увиденного, 50 % от того, что услышал и увидел, 70 % от того, что самостоятельно сказал или записал, 90 % от сделанного лично. У пирамиды обучения есть как поклонники, так и противники. Однако практика показывает, что, двигаясь от вершины конуса к основанию, можно подробно изучить любую, даже очень сложную тему.
Концепция «пирамиды обучения» демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидно, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается презентацией и другими способами визуального представления информации) – наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5 % содержания. В то же время «активное обучение» позволяет добиться значительно лучших результатов. К таким активным методам обучения и относится кейс-метод и кейс-чемпионаты, которые позволяют усвоить полученный во время лекций и самостоятельного изучения материал и применить их в решении реальных задач.
При решении реальных ситуаций (кейсов) с помощью кейс-метода у обучающихся формируются следующие компетенции:
๏ отрабатываются коммуникативные навыки: точное выражение мысли, умение слушать других, аргументированное высказывание точки зрения, подбор контраргументов и пр.;
๏ развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;
๏ вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
๏ формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
๏ накапливаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала;
๏ осуществляются оценка и коррекция индивидуального стиля общения и поведения;
๏ осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т. д.
Кейс-метод нашел широкое применение в школьном, профессиональном и высшем образовании. И действительно данный метод приносит свои плоды, когда в начальных классах дети в игровой и соревновательной манере изучают различные явления и пытаются найти им объяснения. Главными особенностями кейс-метода в образовании являются следующие:
๏ кейс-метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых многозначна, где задача ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле;
๏ акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на творчество студента в коллективе;
๏ результатами применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В основе технологии кейс-метода лежит аспект, согласно которому по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения. Эффективность кейс-метода заключается в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения. В таблице 2 представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейс-методом.
В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:
๏ Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ;
๏ Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия учащихся. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого команда ставит себя и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
๏ Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (те самые софт скиллс или общие компетенции), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимыми в реальном рабочем процессе. Совместный разбор проблемных ситуаций – универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, также обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа. Это еще один пример, который говорит о том, что кейсы актуальны в любое время.
Кейс-задание (кейс) – аналитический обзор текущей деятельности предприятия (отрасли) с описанием реальной рабочей обстановки на объекте (в цехе, компании, регионе и т. д.). Кейс дает возможность приблизиться к практике человека, принимающего решения (субъекта), понять, что и почему происходит.
В кейсе обычно представляется информация о деятельности конкретных предприятий, крупных инвестиционных проектах или целой отрасли, которые базируются на:
๏ параметрах технологического процесса и оборудования;
๏ технико-экономических показателях;
๏ программах развития;
๏ условиях работы на внутреннем и внешнем рынках;
๏ взаимоотношениях внутри компании или региона;
๏ перспективных технологиях и программах развития.
Знакомство с кейсом – это возможность узнать больше о работе компании, оценить свои возможности для решения реальных производственных задач и трудоустройства. Кейсы разрабатываются по материалам компаний, организаций отрасли, инвестиционных и перспективных проектов. Они помогают «окунуться» в производственную проблему и «прожить» с ней некоторое время, позволяя «моделировать» производственные ситуации. Это возможность для учащихся наработать собственный практический опыт.
Не всегда во время обучения можно получить реальную практику или же провести ряд экспериментов и доказать то или иное научное утверждение. Но в тоже время с помощью кейс-метода можно продемонстрировать ряд процессов и рассмотреть их с практической стороны.
Основными учебными целями метода кейсов являются:
๏ развитие аналитического мышления;
๏ развитие практических навыков работы с информацией;
๏ развитие навыков разработки управленческих решений;
๏ освоение современных управленческих и социально-психологических технологий;
๏ повышение коммуникативной компетентности;
๏ развитие навыков конструктивной критики;
๏ повышение мотивации к обучению и профессиональному развитию.
Кейс-технология как метод обучения ориентирована на решение следующих задач:
๏ овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;
๏ отработка умений востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации;
๏ приобретение навыков применения теоретических знаний для решения практических проблем;
๏ развитие навыков принятия решений в ситуации неопределенности;
๏ приобретение навыков ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме;
๏ выработка умений осуществлять презентацию, то есть убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;
๏ отработка навыков конструктивного критического оценивания точки зрения других;
๏ научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации.
Каждый кейс несет обучающую функцию. Степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах отличается. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает описанную ситуацию не один к одному, а с некоторыми изменениями, не меняющими общей картины. Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часто встречаются в жизни и с которыми специалисту придется столкнуться в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в кейсе на первом месте стоят обучающие и исследовательские задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем ситуации и данных. Ситуация, проблема и сюжет здесь реальные или практически такие, какими они могут быть в жизни, но зачастую они характеризуются искусственностью, то есть «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.
Основной смысл метода решения кейсов заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Доминирование исследовательской функции позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.
Высокая эффективность кейс-метода заключается в следующем:
๏ развитие навыков структурирования информации;
๏ освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
๏ актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
๏ эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
๏ разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;
๏ стимулирование инноваций за счет объединения знаний: развитие системного, концептуального знания;
๏ повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.