Собраться вместе есть начало.
Держаться вместе есть прогресс.
Работать вместе есть успех.
Генри Форд
Решение кейса – это довольно сложная и в тоже время интересная задача. Решать кейс можно одному, но куда более качественно и эффективно будет командное решение! Обязательное условие успешного выполнение кейсового задания – командное решение. Почему это так важно? Все просто: кейс, который действительно нужно решить, обычно требует наличия разнообразных компетенций. В реальном бизнесе руководители, инженеры и маркетологи принимают решения сообща. Работа в команде – одна из важнейших компетенций, которую будут оценивать и на кейс-чемпионате, и во время приема на работу.
2.1 Формирование команды
Самая эффективная команда собирается не из друзей и участников группы, а из единомышленников. С друзьями хорошо провести выходные, а с одногруппниками – обсудить результаты экзамена или придирчивость преподавателя. Решать сложные задачи нужно с теми, кто действительно разделяет ваши взгляды и готов работать на благо команды. Эффективная команда сочетает в себе разнообразие и единство. Разнообразие заключается в опыте и знаниях, а единство – в вашем отношении к работе.
Формирование команды – это естественный процесс в развитии любого коллектива и проекта в целом. Процесс образования и сплочения команды непростой. Важно, чтобы в коллективе была рабочая атмосфера, и все стремились работать на общий результат. Поэтому необходимо знать этапы формирования команды и трудности, которые при этом возникают.
То, насколько успешна и развита компания, во многом зависит от людей, которые в ней работают, а точнее – от команды людей. Очень важно, чтобы команда состояла из людей с похожими идеологическими ценностями и профессиональными взглядами. Простыми словами, для успешной работы компании нужна эффективная команда единомышленников.
Эффективная команда – это единомышленники, которых объединяет общая цель. Участники такой команды работают слаженно и эффективно, чтобы как можно скорее достичь общей цели.
Чем команда отличается от группы людей? Есть несколько характеристик, которые отличают команду. Рассмотрим наиболее значимые из них:
๏ Коммуникация. Среди участников команды налажена эффективная коммуникация, при которой правильно и с минимальными потерями передается информация;
๏ Ответственность. Каждый участник знает свою зону ответственности. При этом вся команда несет ответственность за результат;
๏ Атмосфера. В команде царит атмосфера доверия, сотрудничества, желания помогать друг другу. Без доверительной атмосферы в команде у сотрудников не будет желания приходить на работу и взаимодействовать с коллегами;
๏ Мотивация. Участники эффективной команды обладают высоким уровнем мотивации. Они осознают и разделяют командные ценности, а цели воспринимаются как общие.
При формировании команды, а также когда она уже сформирована, важно учитывать следующие параметры:
๏ Этап развития команды. Их бывает несколько и через них проходит любая команда. На каждом из этих этапов руководителю важно выполнять те или иные действия, чтобы развивать команду;
๏ Поведенческий тип каждого. Все люди разные, но очень важно, чтобы участники в команде могли сосуществовать и общаться друг с другом;
๏ Командная роль каждого. Нужно четко определить роль и зону ответственности каждого участника.
Есть четыре основных этапа развития. Каждый из них влияет на конечный результат: получится ли в итоге слаженная команда или просто группа людей для хорошего времяпровождения.
1. Формирование. На этапе формирования существует так называемая рабочая группа людей. У каждого из участников есть обязанности и зоны ответственности, все понимают свои задачи. На этом этапе очень важна роль лидера: именно он контролирует выполнение задач, распределяет их, формирует список и т. д.
Руководитель должен сосредоточиться на помощи членам команды, познакомить их друг с другом и создать обстановку непринужденности. Не менее важно устранить страхи, смятения и колебания сотрудников команды. Для этого нужно прояснить цели, роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношение к действиям команды.
2. Бурление. Этот этап подразумевает формирование псевдокоманды. Именно на этом этапе сотрудники осознают, что у них разные точки зрения, характеры и культуры.
На этапе бурления роль руководителя заключается в максимальном сплочении коллектива: проведение тимбилдингов, тренингов по созданию команды и т. д. Лидер должен помогать команде решать споры, выслушивая проблемы, обеспечивать обмен мнениями, воодушевлять участников на достижение поставленных целей.
Важно не принимать авторитарный стиль управления и пытаться пресечь конфликт. Это может привести к тому, что сотрудники просто скроют ссору, но будут продолжать конфликтовать.
3. Нормирование. На этапе нормирования появляется потенциальная команда. Отношения сотрудников налаживаются, они договариваются о единых правилах, работают для общего результата, лучше взаимодействуют друг с другом.
На этом этапе лидер команды должен гарантировать, что установление общих норм способствует эффективной работе команды.
4. Функционирование. Этап функционирования подразумевает появление реальной, высокопроизводительной команды. Участники команды начинают активно работать, синхронно двигаться к достижению целей. Сотрудники нацелены на продуктивность и раскрытие своих потенциальных возможностей.
Лидеру команды на этом этапе необходимо оценить эффективность команды, наблюдая за индивидуальными и командными усилиями, успехами, выполнением обязанностей. Очень важно проявлять доверие там, где это необходимо. На этапе функционирования работа команды оценивается как результат ее усилий в целом.
Решение кейсов дает возможность примерить на себя разные роли и понять, что у вас получается лучше всего. Чтобы успешно построить работу, давайте познакомимся с основными функциями внутри команды:
๏ Капитан – это человек, который способен взять на себя ответственность, принять серьезное решение, решить внутренний спор, распределить объем задания. Капитан должен уметь слушать людей и, главное, слышать их. Как лидер команды, он направляет других участников, следит за ходом работы, контролирует выполнение задач и выстраивает структуру решений.
๏ Технолог изучает процессы на производстве, технологические барьеры и пути воплощения предлагаемых идей. Также оценивает предложенные варианты на возможность реализации, анализирует и делает прогнозы по предложенным вариантам;
๏ Экономист делает расчеты, строит математические модели, следит за тем, чтобы инициатива была выгодной с экономической точки зрения;
๏ Маркетолог делает маркетинговое предложение для актуального потребителя, упаковывает проект и выделяет его преимущества для клиента;
๏ Дизайнер оформляет результаты решения, следит за логикой и структурой всей презентации и отдельных слайдов;
๏ Аналитик ищет качественную информацию, тщательно прорабатывает отдельные задачи, корректирует презентацию.
Это только самые типичные роли, список ими не ограничивается. Кроме того, четкое распределение функций вовсе не значит, что каждый должен заниматься чем-то одним. Наоборот, роли могут объединяться и дублироваться.
Вполне возможно, вы слышали о человеке по имени Рэнди Пауш. Он знаменит не только своей книгой «Последняя лекция», написанной за несколько месяцев до смерти, но и тем, что он был одним из лучших профессионалов в информатике, профессором университета Карнеги-Меллон и преподавателем курса «Построение виртуальных миров». Своих учеников он учил программировать виртуальную реальность и уделял огромное внимание умению работать в команде. Предлагаем вам познакомиться с несколькими мыслями и идеями этого замечательного человека, которые определенно имеют большую ценность для тимбилдинга.