Акт 1. История кейс-метода

Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно,

сколько ему лет: двадцать или восемьдесят.

Любой, кто продолжает учиться, остается молодым.

Самая великая вещь в жизни –

это сохранять свой разум молодым.

Генри Форд

Кейс-метод нашел активное применение при обучении экономике и бизнесу, а в последнее время стал широко применяться при изучении инженерных наук, медицины, информатики и других предметных областей. Впервые в учебном процессе кейс-метод был апробирован в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а активное внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. Преподаватели Гарварда пришли к выводу, что для обучения аспирантов бизнесу подходящих учебников не существует. Выход из возникшей проблемы был найден не сразу. Для ее решения было предпринято следующее: преподаватели обратились к ведущим практикам бизнеса для проведения интервью, в котором они подробно рассказывали о трудовой деятельности менеджеров и факторов, влияющих на тот или иной результат. Обучающимся Гарвардской школы давались описания ситуаций, которые встречались в деятельности реальных организаций для анализа проблемы и поиска путей самостоятельного решения.

По традиции, сложившейся в Гарвардской школе бизнеса, акцент в обучении менеджеров был сделан на кейс-методе, который позволял приблизить обучение к практике бизнеса. Это освобождало профессоров от необходимости поиска других механизмов для достижения объединения теории и практики. Выход в свет коллективного учебника Гарвардской школы бизнеса «Политика бизнеса: Текст и кейсы» (1965 г.) закрепил статус кейс-метода в обучении менеджеров стратегическому управлению. В течение длительного периода времени кейс-метод был важным элементом в проведении исследований и бизнес-образовании. Сегодня Гарвардская школа бизнеса по праву является признанным лидером по разработке и использованию кейсов в образовательных программах. Они используются преподавателями в различных дисциплинах и учебных программах для освоения менеджерами процессов принятия решений в различных видах управленческой деятельности. Еще в начале XX века метод кейсов в качестве педагогического инструмента был с успехом использован в медицине, психологии, социологии и в правовых дисциплинах. В настоящее время этот метод широко представлен во многих областях, включая сельское хозяйство, образование, химию, политологию, инжиниринг, управление проектами и пр.

Кейсы, впервые использованные при обучении в Гарварде (США), стали определять формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс – это большой по объему документ (20–25 страниц текста и 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS – поиск единственного верного решения.

Основоположником кейс-метода считается Христофор Колумб Лэнгделл (Christopher Columbus Langdell). Лэнгделл практически открыл новую область в преподавании, примерно так же, как в свое время его знаменитый тёзка открыл америку.

В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение решения этих задач в HKS носит научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод – это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.


Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах по 6–8 человек и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая часть содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения. В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА (Masterof Business Administration) во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладающих практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов, манчестерские кейсы в полтора-два раза короче, и в них принципиально отсутствует правильное решение. Оно обычно вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше – 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах – 45 %.

В рамках проекта по внедрению метода кейсов в бизнес-обучение студентов университетов Польши и Литвы был проведен опрос обучающихся. Из всех компетенций, полученных в результате работы над кейсами, максимальные баллы получили: лучшее понимание теории, вовлечение в процесс обучения (интерес), развитие аналитического мышления, командная работа и лучшее понимание бизнес-реальности.

В России в 20-е годы XX века Станислав Теофилович Шацкий попробовал внедрить метод кейсов в образование. В 1926 году проходила конференция, посвященная рассмотрению вопросов применения различных образовательных методов и методик, в том числе кейс-метода или, как тогда его называли, метода казусов. В 1930 годы меняется подход к образованию, происходит возврат к традиционному подходу. Начинается политическая травля Станислава Теофиловича, его единомышленников и идей. Он был обвинен в педагогическом «руссоизме», в чуждых политических взглядах «аграрного толстовства», в защите «кулацких настроений деревни».

Позднее в России кейс-метод начал внедряться только в 70-е годы прошлого века в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном экономических специальностей, как метод обучения умениям принятия решений. Значительный вклад в разработку и внедрение данного метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Раппопорт и др. Тем не менее развитие метода кейсов в СССР столкнулось с немалым количеством сложностей. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытеснили метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-метода началась в 90-е годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих незамедлительно действовать в ситуациях неопределенности, высокой степени риска, способных анализировать и принимать решения. В университетах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.

В конце 90-х годов российская компания «Решение: учебное видео» выпустила новый продукт – игровой учебный видео-кейс. Данный кейс содержал в себе учебную ситуацию, которую обыгрывали профессиональные актеры. Она была разработана на основе реальных ситуаций, с которыми столкнулись на практике российские компании. Особенностью являлось то, что у учащихся появилась возможность окунуться в ту реальность и оказаться на месте происходящих событий.

История метода кейсов (кейс-стади) в России в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. В качестве примера можно привести Мегапроект «Развитие образования в России (среднее образование)», в рамках которого кейс-методу было обучено большое количество специалистов.

На сегодняшний день в России проводят соревнования по разбору и решению различных видов кейсов, создаются кейс-клубы. Некоторые преподаватели в своей деятельности активно применяют интерактивные методы обучения, куда входит и кейс-метод. Однако отличительной особенностью использования кейс-метода в России является то, что данный метод используется несистематически, а от случая к случаю. Если в гарвардской школе на данном методе построена большая часть практического обучения, то в российских образовательных организациях применение кейс-метода зависит от желания преподавателя. Сегодня необходимость применения этой методики не вызывает сомнения. Она является эффективным методом в образовании, но только в том случае, если ее применение предусматривает за собой систему практических занятий.

Загрузка...