Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.
Альберт Эйнштейн
Кейсы используются нами в повседневной жизни постоянно, только мы не воспринимаем их с этой точки зрения. Кейс-чемпионаты становятся образом жизни активной молодежи, завоевывая все большую популярность с каждым годом. Разнообразие кейс-чемпионатов позволяет найти каждому свою нишу и посоревноваться с другими, чтобы показать свои знания на практике. Решение разнообразных кейсов позволяет отвлечься от заучивания лекционного материала и решения однотипных тестов во время обучения. Кейсы позволяют применять знания, полученные в ходе образовательного процесса, и искать наиболее эффективные и практичные решения реальных задач.
Кейс-метод сегодня выходит за рамки образовательного процесса и активно используется HR-специалистами крупных компаний при рекрутировании кадров. И чтобы успешно пройти собеседование, уже недостаточно хорошо учиться; также нужно уметь работать с кейсами и уверенно решать их, так как при трудоустройстве в последнее время все больше обращают внимание на общие компетенции и умение принимать управленческие решения разного уровня сложности.
Профессиональное самоопределение и закрепление является важным этапом развития выпускников образовательных учреждений. Сегодня вопросам подготовки современных квалифицированных кадров уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Переход от экономики технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно-ориентированных специалистов, в первую очередь, для реального сектора экономики. По данным ВЦИОМ, последние 20 лет наблюдается существенное снижение популярности технических профессий. Сегодня молодежь сталкивается с новыми вызовами профессиональной адаптации и не готова сделать свой профессиональный выбор. Это вызвано не только ускорением изменений на рынке труда и более поздним «взрослением» молодого поколения, но и недостаточным уровнем подготовки к реальной работе. Так, по данным НИУ ВШЭ, сегодня около 40 % выпускников вузов работают не по специальности, а, по данным портала «Социальный навигатор», 43,1 % студентов не удовлетворены качеством образования. Рост недовольства студентов наблюдается с 2017 года и обусловлен неопределенностью в будущей профессиональной деятельности. Так, 76 % участников кейс-чемпионатов «Профессионалы будущего» указывают, что главным мотивом участия является новый опыт в решении реальных задач. Снижение престижа технических специальностей привело к сокращению доли работающих по профессии более 2-х лет до 25 %, доли специалистов с высшим образованием – до 17 % (один из самых низких в высокотехнологичных отраслях).
Актуальность устойчивого развития технических отраслей отмечена Правительством РФ в Стратегиях развития. Для внедрения новых технологий и модернизации производства в целях устойчивого развития необходимы высококвалифицированные специалисты, которые способны принимать профессиональные и технически грамотные решения. Однако, согласно оценке Центра мониторинга развития промышленности (ЦМРП), половина выпускников «получают крайне низкий уровень квалификации» или «абсолютно не готовы работать на реальном предприятии». Еще 40 % отмечают, что теоретическая база у выпускников хорошая, но они плохо подготовлены к практической работе, 37 % считают, что студентам не дают хороших теоретических знаний, а 52 % отмечают нехватку подготовки к практической работе. В итоге, по данным HeadHunter, навыками выпускников недовольны 91 % работодателей.
Работодатели отмечают не только профессиональные компетенции, но и общие (часто их называют метапредметные или софт скиллс): умение применять полученные знания на практике, работать в команде, гибко управлять проектами, быть креативным и нацеленным на результат. В рамках кейс-чемпионатов работодатели могут выявить талантливых студентов, оценить их профессиональные навыки и согласовать индивидуальные программы развития. Кейс-чемпионаты «Профессионалы будущего» – движение, объединяющее студентов, ученых и представителей бизнеса вокруг решения актуальных производственных задач. Участие в кейс-чемпионатах позволяет студентам научиться управлять реальными производственными ситуациями, применять имеющиеся знания, работать в команде и принимать обоснованные управленческие решения. Конкурсный формат обеспечивает мотивационную среду, активный обмен опытом со сверстниками из других образовательных учреждений, городов и стран.