Но, ещё в 1689 году, после подавления стрелецкого бунта о котором будет сказано далее, на Оке в 65 километрах от Тулы и с лёгкой руки дяди Петра, Льва Кирилловича Нарышкина, построена была Дугненская железная кузница. Её построили в короткий срок на реке Оке, в 20-ти километрах ниже Алексина. И уже в 1690 году Лев Кириллович повелел расширить кузню до настоящего «железного завода» с первыми постройками для жилья работного люда. Людей сюда подбирали особо и Лев Кириллович, и позже Никита Демидов, начиная с 1709 года. Окончательно посёлок при заводе был основан в 1709 году Никитой Демидовым, построившим по указу Петра Первого чугунолитейный завод, выпускавший якоря, пушки, картечь. С тех пор много чему научились здесь мастера и много чего самого разнообразного отлили: от штыков, горшков, сковород, вьюшек и печных задвижек до пушечных ядер для армии русской и изумительной красоты барельефных плит, которые более полутора веков держат на своих плечах памятники выдающимся деятелям прошлого.
Уже начатая в Туле в 1712 году модернизация ее оружейного комплекса усложнила структуру оружейного дела, а также управление им, что затронуло организацию и содержание, в первую очередь, казенных служб.
Петр I в эти годы много внимания уделял созданию стандартов оружейного дела. Так, весной 1715 г. он ввел использование поверочных калибров. Пётр писал тогда: «фузеи и пистолеты калибром против присланных проверять, промерять длину ствола, размеры его канала, толщину стенок. Проверять также размеры штыков, замков и прибора». Царь высоко ценил качество тульского оружия, сам участвовал в испытаниях пистолетов, ружей и в результате записал такое указание: «делать ружья против прежнего, как деланы на тульских заводах».
Ружейный замок
Управление всем коммунальным бытом Оружейной слободы, по-прежнему, велено было обеспечивать выборным людям. Некоторые функции этого рода даже в начале 1720-х годов по совместительству исполняли лица, главным предметом заботы которых являлось усмотрение в оружейных делах. Осенью 1720 г. семь человек во главе с Андреем Ареховым в два тура были избраны «для отправления в той нашей Оружейной слободе мирских наших собственных дел и между нами «всякого счёту, и для выбору в надзиратели, в целовальники и в иную службу к оружейным и протчим государевым делам». В 1722 г. к исполнению тех же обязанностей приступила новая семерка во главе с Н. Н. Демидовым. О произошедших изменениях свидетельствует сосуществование также в начале 1720-х годов семерок со слободскими старостами.
Из выборных служб по организационно-техническому управлению производством в документах Петровских реформ рубежа 1710-1720-х годов упоминаются оружейных дел надзиратели, ствольные, замочные, риборные, станочные и ножевые приемные, целовальники (при заводах), расходчики. Сходна картина оказалась и на последующий 1723 год, с тем лишь различием, что людей приемных стали учить по-новому. Да и в следующем, непростом году, выборные же кузнецы и звено управления, образованное избиравшейся слободой семеркой, действовавшей совместно со слободским старостой и оружейных дел надзирателем, продолжало существовать.