Женихи и мужья Елены

38. Похищение Елены Тесеем

Писатель и биограф Плутарх в «Тесее» говорит, что в пятьдесят лет, забыв о своем возрасте, знаменитый афинский царь Тесей, уступавший в силе и храбрости одному лишь Гераклу, как рассказывает Гелланик, увез из Спарты Елену, бывшую еще совсем ребенком.

Некоторые говорят, будто на дерзкое похищение девочки, уже считавшейся первой красавицей Эллады, Тесея уговорил его друг, ставший больше, чем братом, могучий царь лапифов Пирифой вскоре после того, как его жена прекрасная Гипподамия умерла от неизвестной причины. Не так давно покончила с собой и законная супруга Тесея Федра, влюбившаяся в его сына от Амазонки Ипполита, который, после проклятия отца, трагически погиб – о камни головой разбился, когда обезумевшие от страха кони понесли колесницу.

Тесей и Пирифой, прибыв в гористый Лакедемон вместе с многими другими мужами на праздник прибыли в храм Артемиды Орифии, где в это время обнаженные юноши и девушки кружились двумя кольцами, взявшись за руки, они изображали ожерелье. Угасли курильницы, прекрасные тела танцующих блестели от пота. Мелодично звенели струны кифар, переливались флейты, вдруг из девичьего «ожерелья» выделилась совсем еще юная необычайно красивая девушка и стала танцевать одна, все ее движения казались волшебством, какой-то тайной мистерией.

Прекрасная отроковица (а это была спартанская царевна Елена) со стыдливостью женской расставшись, показывала красоту своего невообразимо красивого лица и обнаженного стройного, гибкого тела, как бы всем говоря:

– Только гляньте на мою ничем неприкрытую красоту, и вы забудете обо всем, даже Зевсовы скипетры будут вам не нужны.

В этот момент Пирифой по договоренности со своим другом, как бы в восторге от танца, выскочил к танцующим и стал обнимать и целовать то одну, то другую девушку или юношу. Его примеру последовали многие другие чужестранцы, спартанцы так не привыкли выражать свое восхищение танцами. Возникла большая неразбериха и, воспользовавшись беспорядком, Тесей подхватил на руки Елену и выбежал из храма, где его ожидала колесница, запряженная четверкой самых лучших коней, каких только он смог в Спарте найти.

Высланная погоня, дойдя до Тегеи, не имела успеха и повернула назад. Могучие братья Елены Диоскуры не принимали участия в этой погоне потому, что они были на охоте в дальних лесах.

Таким образом, девочка, которой еще не приспела пора выходить замуж, досталась в обладание Тесею. Увидев, как прекрасна дочь Зевса, Тесей в первую же ночь лишил ее сладких даров девства и утром не мог скрыть удивления, что Елена отдалась ему с радостью, несмотря на то что было ей всего 12 лет. Довольно улыбающаяся Елена, у которой родинка оказалась не только между бровей, но и, как у Афродиты, на верхней губе, сказала Тесею, начавшему рассказывать ей, о их будущей пышной свадьбе в Афинах:

– Милый, я благодарна тебе за эту мою первую женскую ночь, но боюсь, что до свадьбы дело у нас с тобой никогда не дойдет. Согласно оракулу, непреложные Мойры соткали мне тройными веретенами своими такую Долю, что Афродита, примет в моей судьбе большое участие и определит мне с пятью мужьями изведать брачное ложе. Первым супругом в сновидении я видела именно тебя, дорогой, но наш с тобой брак, к сожалению, из-за моих воинственных братьев, будет совсем не долгим. Сильно ты не расстраивайся, Мойра наткала тьмы мужей мне сгубить, но ты в число их не входишь.

Так с детской гордостью сказала Елена Прекрасная, глядя своими изумительными серыми глазами на Тесея победно, будто похищена была не она, а он был пленником несравненной ее красоты.

Чтобы не допустить смертельной схватки Кастора и Полидевка (сына царя богов) с Тесеем (сыном Посейдона) и Пирифоем из-за Елены, непреложная Мойра Лахесис спряла нити их жизней так, навесив особенные колечки, что Тесей оставил надолго юную супругу, с которой он провел лишь одну ночь. Наказав стеречь Елену и скрывать ее от чужих глаз, Тесей, платя возлюбленному другу Пирифою услугой за услугу, отправился вместе с ним, в мрачный Аид, чтобы похитить для него другую дочь Олимпийца – царицу Преисподней Персефону.

Плутарх говорит, что в то время, как Тесей находился в Аиде, Отроки Зевса, не чиня сначала никому никаких обид, потребовали у афинян быстро вернуть им родную сестру. Герой Академ рассказал, что Елена спрятана в небольшом городке Афидны. Двинувшись к Афиднам, Кастор и Полидевк взяли их с ходу, разбив противника.

Когда могучие братья Елены, убив многих друзей Тесея, ворвались в дом, где содержали их сестру, то изумились тому, что она совсем не выглядела испуганной. Диоскуры сестру вместе с охранявшей ее матерью Тесея Эфрой под надежной охраной из храбрейших в Греции спартанских воинов отправили в Лакедемон.

39. К Елене сватаются лучшие женихи Эллады

Некоторые говорят, что Елена после похищения Тесеем осталась девственницей, ибо, согласно Антонину Либералу, на вопросы своих братьев она отвечала, что Тесей отпустил ее девушкой.

Однако другие, подобно Павсанию, говорят, что семье Тиндарея удалось скрыть, что Елена вернулась из Афин беременной, и через некоторое время она родила в Аргосе от Тесея дочь Ифигению, сразу ставшую приемной дочерью микенского царя Агамемнона и Клитемнестры, приходившейся Ифигении теткой. Аргивяне же говорят, что Елена даже основала храм Илифии (Помощнице в родах). Поэтому поэты Эвфорион Халкидский и Александр из Плеврона, а еще раньше их Стесихор из Гимеры одинаково с аргивянами говорят, что Ифигения была дочерью Тесея и Елены.

Елена была так прекрасна, что ни у кого не возникало никакого желания узнавать осталась ли она девушкой после похищения, весть о котором Молва разнесла по всей Элладе, почти все хотели жениться на ней. Те же, кто не достиг многого в жизни, мечтали, если не жениться, то хотя бы увидеть ее. Ни похищение, ни ранняя беременность и роды не отразились на чудесной красоте Елены Прекрасной, и она по – прежнему вызывала восторженное восхищение у всех, кто хоть краем глаза имел счастье ее увидеть.

Исократ говорит, что, когда Елена вернулась из Аттики в Лакедемон и достигла возраста невесты, все тогдашние цари и владыки остановили на ней свой выбор. В то время, как они имели полную возможность взять в жены самых лучших женщин в своих государствах, они пренебрегли невестами в своем отечестве и явились в Лакедемон просить руки Елены.

Ни за какую деву, кроме Елены Спартанской в Элладе не сваталось так много женихов. Впервые их имена перечислил Гесиод, однако его Каталог далеко не полон.

Из наиболее прославившихся женихов Елены, ставших главнейшими предводителями греков в Троянской войне, можно упомянуть следующих героев: сын героя первой Фиванской войны Тидея, потомок Посейдона и внук Эниалия могучий Диомед; правнук Зевса критский царь Миносид Идоменей; Менелай, брат микенского царя Агамемнона, уже ставшего мужем сестры Елены Клитемнестры; сын Антиклеи и Лаэрта хитроумный Одиссей, царь скалистого острова Итака; сын Пеанта и Демонассы Филоктет, зажегший на горе Эте погребальный костер для Геракла и получивший за это от него лук с не знающими промаха стрелами; Тевкр с единокровным братом Аяксом (Эантом), прозванный Великим или Большим; Аякс Олилид, прозванный Малым, унаследовавший от прадеда Посейдона буйный нрав, неукротимый как морская стихия; мудрый старец Нестор, сын Нелея и бледной Хлориды; Патрокл, сын Менетия и Сфенелы, которого с отроческих лет любовь большая связала с Ахиллом.

Гигин в каталоге называет имена 36 женихов, но некоторые говорят, что их было около сотни.

Тиндарей никому из женихов не отказывал, но и не брал ни от кого никаких даров, боясь, что эти дары сочтут предсвадебными, и любой его выбор неизбежно вызовет кровавую ссору. Видя, что женихов столь великое множество и все они могущественные цари или царского рода, предусмотрительный и весьма осторожный Тиндарей очень боялся, как бы не подняли вооруженный мятеж остальные женихи после того, как выбор падет на одного из них.

40. Женихи Елены клянутся защищать ее мужа

Исократ говорит, что в то время, когда еще не был избран тот, кому Елена достанется в законные жены, и все находились в равном положении, стало совершенно ясно, что в борьбе за нее среди многочисленных и могущественных женихов пойдет в ход оружие.

Еврипид в «Ифигении в Авлиде» поет, как сердца могучих женихов, прославленных в Элладе, пленяющая краса Елены манила, и вражды зажглось меж ними пламя: уж носились кровавые угрозы по устам, суля ее избраннику жестокую расправу… Уж голову старик Тиндар терял, ее отец, колеблясь, выдавать ли иль лучше дочь совсем не выдавать. И вдруг его решенье осеняет – и претендентам он торжественно изрек:

– Женихи, клянитесь мне, соединив руки и пепел жертв обильно оросив, спасать от любых бед избранника невесты. И если кто, будь варвар то иль грек, столкнув его с Елениного ложа, дочь мою в свой город увлечет, – клянитесь мне разрушить его стены, превратив их в руины.

Другие же говорят, что взять с женихов клятву, придумал не сам Тиндарей, а Лаэртид: Одиссей, что в замыслах был хитрых искусен, вдруг влюбился в Пенелопу, отец которой Икарий братом был Тиндарею и так сказал:

– Если мне будет оказана помощь в моем сватовстве к Пенелопе, то я укажу верное средство, которое позволит избежать всякой опасности мятежа со стороны оставшихся не у дел женихов.

Когда Тиндарей дал обещание оказать ему такую помощь, Итакиец предложил заставить всех женихов поклясться в том, что они дружно выступят на помощь избранному жениху, если у того возникнет такая необходимость в связи с женитьбой. Тиндарей радостно одобрил предложение Одиссея и заставил всех женихов принести такую клятву.

Павсаний рассказывает, что, недалеко от Спарты, в месте, называемом "Могильным памятником коня" Тиндарей, принеся в жертву коня, брал клятву с женихов Елены, заставляя их стоять на разрезанных частях жертвенного животного. А клялись они в том, что избранного Еленою себе мужа они будут защищать от всякой обиды. После принесения клятвы останки коня были тут же зарыты.

Гесиод поет, что Тиндарей пожелал, чтобы все женихи нерушимую клятву дали, что, кроме отца, никто да не смеет брака с девой прекрасной решать. Коль посмеет силой же кто захватить, справедливость и стыд презирая, – всем, против того надлежит устремиться немедля, справедливую кару ему воздавая. И сразу же все согласились, ибо, дружный с богиней Элпидой, на собственную свадьбу с Еленой надеялся каждый.

Правила жестки свадебной игры женихов, но красота – великая сила! И подчиняются с клятвой ей домогатели, дерзко жаждущие красоты.

41. Елена выбирает Менелая, сына Атрея

Так царь Тиндар, опутав женихов обещаниями и клятвою связав их, дочке отдал выбор:

– Любого жениха, дочь, ты можешь сама выбирать – плыви на парусах любви туда, куда влечет тебя златой Киприды дуновенье.

Выбор Елены Прекрасной по непререкаемой воле Мойры Лахесис пал на русокудрого Менелая, который не только веном всех превзошел, но и сам был красавцем, каких мало.

Согласно Даррету Фригийскому, Менелай был не слишком большого роста и рыжий, но зато удивительно красивый, очень любезный и приятный в обращении.

Гомер называет Менелая часто русокудрым и громкоголосым, а в сраженьях – доблестным и многохрабрым. Широкими плечами Менелай превосходил Одиссея, говорил обычно мало, но всегда, по существу, и метко.

Некоторые говорят, что на выбор Елены немалое влияние оказали братья и отец. Диоскуры сначала хотели, чтобы она вышла замуж за афинянина Менесфея, который им помог в поиске и возвращении сестры после ее похищения Тесеем. Однако сам Тиндарей больше склонялся к выбору Менелая, который был братом Агамемнона, уже женатого на сестре Елены Клитемнестре.

Другие уверяют, что Менелай жарче других женихов молился Афродите:

– Коль все тебе доступно, о Киприда златая, умоляю помочь в брачном мне деле и поощрить свои же огни и факелы Эрота! Я ж тебе обещаю каждый год приносить гекатомбу отборных белоснежных быков в твоем главном святилище Кипрском Палай Пафосе.

Киприда помогла русокудрому красавцу Атриду и, милость являя, послала своего шаловливого крошку- сына с пылающим факелом и острыми стрелами. Знают все жар факела Эрота: он объемлет сердца юношей нестерпимым огнем, девам же в души льет чувство не столь пламенное. В блеске своей пылающей красоты явился кроха-бог к Елене и поразил ее кипарисовой стрелкой с зазубренным крючком на конце, которая язвит небольшой раной, но часто до последних жил боль тело пронзает. Юная Спартанка, уже знающая, что Мойра ей выпряла пять мужей, спокойно восприняла стрелку Эрота и выбрала Менелая не потому, что сильно влюбилась, а потому, что он показался ей немного красивее других.

Менелай, став супругом Елены, подобно Гиппомену, которому Киприда помогла победить в беге беотийскую Аталанту, забыл не только о своем обещании, но и о простой благодарности богине любви и был за это ею жестоко наказан, как и сын Мегарея.

Согласно Птолемею Гефестиону, Елена – первая, кто придумала бросать жребий, и с его помощью она выбрала Менелая.

Говорят, что все женихи были крайне недовольны выбором Елены, и многие из них так говорили:

– Свататься за Елену и тем более стать ее мужем больше подобает по роду мне, а не Менелаю, происходившему из рода Пелопа и нечестивого Тантала, который не только сам осужден на вечные муки в Аиде, но и весь его род проклят Зевесом.

Однако клятва женихов не позволила недовольству перерасти в что-то большее.

Гесиод поет о том, как Кастор и с ним Полидевк зятя себе избирали по доблести, но Агамемнон, зятем уж бывший, о брате старался родном – Менелае. Первый поэт и рапсод также поет, что Атрид Менелай, веном всех превзойдя, был выбран все ж потому, что среди женихов не было Ахилла. Хирон на густом Пелионе лучшего в сонме мужей – быстроногого сына Пелея той порою еще только растил: Менелай ведь, любезный Аресу, не превозмог бы его, и никто из других мужей землеродных, брака с Еленой искавших, могучего не превозмог бы Ахилла.

42. Братья Атриды

На генеалогической схеме Ахилла можно найти Атридов Агамемнона и Менелая, но без родословной их матери Аэропы, которую можно увидеть на такой схеме:



Как видно из родословного древа, в жены взял Елену Менелай русокудрый, сын микенского царя Пелопида Атрея и дочери критского царя Миносида Катрея Аэропы. После того как отец застал Аэропу «с рабом на ложе» он приказал её утопить, однако при заступничестве своего внука Навплия согласился продать в рабство, и через некоторое время она стала супругой Атрея.

Микенцы, получив предсказание, что они должны избрать в цари потомка Пелопа, тут же послали за Атреем и Фиестом. Аэропа, вступившая в тайную любовную связь с Фиестом, передала ему золотого ягнёнка, обладатель которого имел право на царскую власть, и Фиест воцарился.

После прихода к власти Фиеста Агамемнон и Менелай были вынуждены бежать из родного города. После нескольких лет скитаний спартанский царь Тиндарей, победив Фиеста в войне, вернул Агамемнону и Менелаю отцовский трон в златообильных Микенах.

Письменных свидетельств о свадьбе Елены и Менелая не сохранилось, хотя, безусловно, их было немало, ведь Елена не только была прекраснейшей из женщин, но и дочерью самого Зевса. У Софокла была трагедия «Свадьба Елены». У Стесихора в «Елене» о свадьбе сохранилось лишь 3 строчки:

Горсти яблок кидонских бросали царю в колесницу,

Ворохи миртовых листьев,

Роз и фиалок венки, пучки ячменных колосьев.

После обожествления Полидевка и Кастора Тиндарей уступил зятю царскую власть, и Менелай стал правителем Спарты и восточной части Мессении. Через 9 месяцев Елена родила дочь Гермиону.

Безоблачная жизнь Менелая с Еленой продлилась около 10 лет. В год, когда Гермионе исполнилось 9 лет, Фетида вышла замуж за Пелея, на ее свадьбе Эрида бросила меж Афиной, Герой и Кипридой золотое яблоко из сада Гесперид, ставшее «яблоком раздора». Парис присудил яблоко, с дерева, подаренного Геей на свадьбу Гере, фиалковенчанной Афродите, и та взялась помогать троянскому царевичу в похищении замужней Елене Прекрасной.

Загрузка...