Жертва Ифигении

89. Убийство Агамемноном лани Артемиды

Электра у Софокла говорит, что богиня Артемида прогневалась, и ветры по ее просьбе греческую рать в Авлиде задержали надолго. Всеобщий греческий вождь Агамемнон, гуляя, в лесу богини охоты, шумом ног своих спугнул пятнистого оленя. Он убил его и слово на радостях кичливое сказал, что сама Артемида не метнула б копье более метко, чем он. За это лютым гневом воспылала вечная дева, никогда не знавшая ложа мужчины. Ахейцев ждать заставила она, пока нечестивый отец, в возмездие за убийство лани, свое дитя ей в дар не принесет.

Разгневанная богиня попросила царя ветров Эола запретить дуть подчиненным ему ветрам в нужном данайцам направлении, и войско из-за этого не могло плыть под парусами, а на веслах на больших груженых кораблях далеко не уплыть. Агротера так же попросила брата Дальновержца послать его губительные золотые стрелы, чтобы подвергнуть греков моровой язве (чуме).

Диктис Критский так рассказывает об этой язве: во время спешной подготовки к отплытию Агамемнон отошел немного от войска и заметил лань, пасущуюся вблизи священной рощи Дианы. Не зная обычаев, которые соблюдались в этих местах, он пронзил ее копьем. А немного позднее, от гнева ли богини или из-за изменений погоды, подействовавших на людей, войско поражает моровая язва: свирепствуя изо дня в день все больше и больше, губя и скот, и людей, она растерзала несколько тысяч воинов. Нет ни конца погребениям, ни передышки: болезнь опустошает ахейскую рать.

Вожди пребывали в тоскливом недоумении, не зная, что делать. И тут перед ними, сильно встревоженными сильными встречными ветрами и ужасным мором, откуда-то явилась некая вдохновенная богом пророчица и визгливым голосом провещала о гневе Артемиды:

– Агротера ваше карает войско за смерть ее лани, которую она очень любила, и за поругание святыни. Медвежья богиня смилостивится не раньше, чем виновник нечестивого этого убийства принесет ей в жертву свою старшую дочь.

Когда эти слова узнали в войсках, многие вожди срочно явились к Агамемнону. Сначала они упрашивали его умилостивить Артемиду требуемой жертвой, но он горячо возражал:

– Вечно вы верите всяким никому неизвестным пророчицам! Мы не варвары, и человеческие жертвы у нас давно уже не в обычае; а, чтобы отец принес в жертву свою дочь, это дело совсем неслыханное… Вы, как толпа капризная – выдумываете невозможное. Запомните: родную дочь я никогда зарезать не позволю. Да, мой долг вождя – вести к победе вас, но причем тут моя Ифигения?! Если Артемида и мешает нам отсюда плыть в Трою, то нет в этом моей вины, и потому я кровью дочери своей не дам алтарь украсить. Я убежден, что Артемида просто хочет Трою защитить, священный город для нее, которому покровительствует и ее брат Аполлон.

Диктис Критский говорит, что тогда вожди уже грозно потребовали, чтобы пастырь ахейских народов предпринял все необходимые меры для противодействия постигшему их тяжкому бедствию. Видя, что их выбранный вождь упорно отказывается положить конец несчастьям и никакой силой его не сломить, они, поддавшись громким крикам большинства, наконец, лишают его должности предводителя. При этом, чтобы такое огромное войско без главного начальника не разбрелось кто куда и соблюдало порядок, во главе его ставят четырех царей: Паламеда, Диомеда, Аякса Теламонида и Идоменея.

Впрочем, другие с Диктисом не согласны и говорят, что до отстранения Агамемнона от верховной власти дело не дошло: вожди повозмущались на собраниях и о прорицанье никому не известной пророчицы вскоре забыли.

Вопрос о жертве Ифигении опять остро встал перед всеми после того, как случилось знамение с двумя орлами и беременной зайчихой.

90. Прорицанье Калханта о жертве Ифигении

Эсхил поет, как в небе цари кораблей увидали двух крылатых царей: черный орел впереди, позади белоснежный орел выплыли разом над кровлей дворца, нору заячью сверху приметили, камнем оба рухнули вниз, у зайчихи беременной клювами чрево вспороли, ее растерзали и еще неродившийся сожрали приплод.

Об этой хватке орлов-зайцеедов беременной зайчихи провидец Калхант, искусный в гаданиях, изобретенных сыном посейдоновым Дельфом, пророческое слово промолвил:

– Я сразу понял знаменья этого скрытый для всех не посвященных смысл. Время такое неизбежно настанет, и рухнет поверженный город Приама. Все, что в троянских ларях много лет накапливалось и сберегалось, взыщет без жалости старая обликом Мойра Лахесис. Только б никто из бессмертных богов, населяющих горний Олимп, в гневе порвать не решился огромного войска узду, Трою стянувшую туго. Ведь Зевсовой дочери, Артемиде святой, отвратительна тризна кровавая, мерзостен ей плодоносного лона палач. Заступница дикой природы и всех ее чад послала встречный ветер данайцам, сковав бурями наши корабли чернобокие и взалкала нечестивой, чудовищной жертвы!

Длинноносый Калхант с лицом ворона, все время, пока говорил, неотступно сверлил своими немигающими глазами одного Агамемнона так, что тот сначала заерзал и стал часто моргать, потом, недовольно сморщившись, потупил свой взор и, наконец, совсем отвернулся от прорицателя.

Загрузка...