О происхождении прекраснейшей из смертных женщин, красоте которой, даже богини завидовали, рассказывают по – разному. Например, некоторые говорят, что Елена родилась из яйца, снесенного богиней неотвратимого возмездия Немесидой, которую в образе гусыни «потоптал» любвеобильный Зевс, принявший облик лебедя.
На схеме изображен распространенный вариант генеалогического древа Елены Прекрасной. Как видно, она была рождена царицей Спарты Ледой от царя олимпийских богов, который был к тому же еще и дальним ее предком. Елена Спартанская приходилась так же правнучкой неистовому богу кровавой войны Аресу.
Левая часть – родословное древо Леды, а правая часть генеалогической схемы показывает происхождение Тиндарея – родителя Кастора и Клитемнестры и приемного отца Елены Прекрасной и Полидевка.
На схеме показаны все, согласно поэту и грамматику Ликофрону, 5 предначертанных непреложной Мойрой Лахесис мужей Елены: ее первый похититель Тесей, законный супруг Менелай, второй похититель Парис, его брат Деифоб и Ахилл, ставший ее супругом уже после смерти.
Однако на этой схеме нет Немесиды, о большой роли которой в рождении Елены рассказывают многие.
Некоторые говорят, что, когда Зевс увидел древнюю богиню неотвратимого мщения дочь Нюкты Немесиду, она ему очень понравилось, и он стал ее преследовать. Тогда Немесида бросилась в Спарту, где встретилась с кроткой красавицей – юной женой спартанского царя Тиндарея Ледой. Она быстро уговорила испуганную встречей с грозной богиней Леду пойти купаться на реку Эврот.
Дочь этолийского царя Фестия и Еврифемиды Леда была настолько хороша собой, что Олимпиец, увидев ее купающейся обнаженной в реке Эврот, сразу воспылал пламенной страстью. Сгорая от нетерпения, Громовержец не стал ждать, когда дева выйдет из воды и тут же превратился в белого лебедя, каким он был и с гусыней, в которую превращалась Немесида, спасаясь от Олимпийца.
Еврипид в «Елене» поет, как Зевс из лучезарной эфирной сени к нежной Леде в объятья лебедем белоснежным и влюбленным спустился.
Когда белоснежный красавец-лебедь величаво подплыл к Леде, вода, послушная великому богу, стала держать ее как упругое ложе. Изумленная и обрадованная дева стала нежно гладить прекрасную птицу. Кроткая девушка не смогла противиться, даже когда лебедь стал ласкать ее обнаженное тело как мужчина, гладя крыльями нежно ее мокрые бедра и тихонько трепля ее груди клювом умелым и проникая им в лоно…
Когда послушная богу волна плавно опустила Леду с лебедем на груди на берег, Олимпиец принял облик прекрасного юноши с тонкой талией и золотистым пушком на щеках и лаской любовной, как человек, с ней сочетался.
Гигин же в «Мифах» говорит однозначно и ясно, что Зевс изнасиловал дочь Фестия Леду на реке Эврот, и она родила от него Поллукса и Елену, а от Тиндарея Кастора и Клитемнестру.
Некоторые говорят, что Немесида в образе гусыни все же забеременела и снесла яйцо, которое Гермес по воле Мойры Лахесис швырнул между ног Леды, когда та мылась в прекрасно отесанной ванной, сидя на гладкой скамье. Другие утверждают, что это не более, чем поэтическое преувеличение. Иные же уверяют, что слышали, как сама Елена неоднократно говорила:
– Ведь не было до сих пор случая, чтобы у эллинов или даже варваров женщина снесла яйцо, сочетавшись с птицей, и потому напрасно говорят, что Леда родила меня от Зевса в образе лебедя.
Как бы там ни было, но через 9 круговратных месяцев спартанская царица родила двух мальчиков, названных Полидевком и Кастором и двух девочек – Елену и Клитемнестру, причем все считают царя богов родным отцом Елены и Полидевка, а Тиндарея – отцом Кастора и Клитемнестры.
Гесиод в «Каталоге женщин» добавляет, что к Тиндарею – супругу взойдя на цветущее ложе, пышнокудрявая Леда, с сиянием месяца схожая, дочерь Тимандру дала, волоокую дщерь Клитемнестру с ними еще Филоною, чей облик с богинями спорил.
Некоторые уверены, что Леда, хоть и не была пророчицей, предчувствовала, что если уступит Молниевержцу, то родит пылающий факел, который спалит тысячи человек и прекрасно построенный широкоуличный город с высокими стенами. Если же Леда сопротивлялась из девичьего страха, то уж Кронид многомудрый не мог не знать, что Леда родит ему не только Полидевка, но и Елену Прекрасную, из-за которой будет развязана великая Троянская война.
Зевс был божественным отцом Елены и Полидевка, но у них был и смертный отец – спартанский царь Тиндарей. Поскольку он их воспитывал с самого момента рождения, то некоторые считали Тиндарея и Леду настоящими родителями всех четырех их дочерей и двух сыновей.
Говорят, что Тиндарей недостаточно чтил богов и однажды забыл принести жертву богине красоты и любви Афродите, которая умела быть и жестокой, и мстительной. И вот Афродита Андрофонос (губительница людей) обрекла всех Тиндарид, включая и Елену, на многомужие.
Так один из Девяти лириков Стесихор поет, что, что однажды царь Тиндарей
Киприду, дарящую кроткую нежность, забыл почтить, совершая всем богам приношение. Неистовым гневом пылая, Пафийка обрекла дочерей Тиндареевых дважды и трижды замуж выйти и мужа покинуть.
Гесиод так же поет, что милоулыбчивая Афродита, проведав про забывчивость в отношении к ней Тиндарея, в гневе послала дочерям его славу худую. Так удалилась Тимандра, оставив супруга Эхема, с мужем Филеем, который блаженным бессмертным любезен. Так, с Агамемноном богоподобным расставшись, Эгисфа к ложу взяла Клитеместра и худшего мужа избрала. Так Менелай светлокудрый, второй муж Елены был ею не раз опозорен.
Клитемнестре Мойра выткала побывать замужем дважды: первым мужем будет сын Фиеста Тантал, вторым Агамемнон. Могущественный царь Микен убьет на войне Тантала и его сына от Клитемнестры и силой возьмет Клитемнестру в жены. Однако Тиндарида будет часто изменять обоим мужьям, хотя разница между мужьями и любовниками была не всегда заметной, и в Греции любовников часто называли мужьями, а мужами – воинов. Когда Клитемнестра убьет своего мужа Агамемнона, то некоторые будут говорить, что она это сделала из мести за смерть первого мужа Тантала и сына от него и также за смерть приемной дочери племянницы Ифигении, принесенной с согласия Агамемнона в жертву Артемиде. Однако сведущие люди будут говорить, что главная причина, по которой Клитемнестра погубит супруга, будет ее любовь к Эгисфу, с которым она проживет 10 лет пока Агамемнон будет на Троянской войне и еще 8 лет (до самой смерти от руки сына Ореста) после убийства второго мужа.
Многие считают, что для Елене Прекрасной фиалковенчанная Афродита, принимавшая в ее судьбе непосредственное участие, определила иметь пять мужей.
Ликофроновская пророчица Александра вещает, что хромые дщери Моря долговечного соткали Елене тройными веретенами Судьбу: с пятью мужьями изведать ложе брачное.
Казалось бы, безобидное пожелание богини красоты и любви возымело отложенное во времени, но страшное последствие – многолетнюю войну, которую многие называют мировой.
Елена уже девочкой стала самой прекрасной из когда-либо живших на земле женщин. Природа по воле златой Афродиты излила невыразимую прелесть на ее очаровательное лицо, а также на все ее совершенное тело и за это Пафийку прозвали Морфа (Дающая красоту).
Елена была подобна богине меж смертных женщин, и даже богини Олимпа, за исключением Афродиты (которая по праву считала себя образцом женской красоты, который превзойти невозможно), люто завидовали красоте Елены, тем не менее прозвали дочь Леды и Зевса Еленой Прекрасной.
Даррет Фригийский, кажется, единственный греческий писатель, который подробно описал внешность Елены Спартанской. Он говорит, что Елена похожа на братьев Кастора и Поллукса, со светлыми волосами, большими глазами и красивым лицом, хорошо сложенная, стройная. Она очень красивая, с красивыми голенями, с родинкой между бровями и с крохотным изящным ртом, по характеру – прямодушная, приветливая.
Малала говорит, что Елена была прекрасно сложена, с красивой грудью, бела, как снег, с тонкими бровями, с правильным носом, кругла лицом, волосы у нее были кудрявые, рыжеватые, глаза большие, движения вкрадчивые, голос сладкий – страшное для женщин зрелище!
«О красота! Как гибельна ты для смертных, и как драгоценна для того, кто владеет тобой!», – так выражал поэт неистребимую тягу эллинов к красоте.
Исократ выражает всеобщее мнение, что не существует ничего в мире более почитаемого, ценимого и божественного, чем красота: К людям, отличающимся красотой, мы проникаемся симпатией, лишь только увидим их; только им одним мы согласны служить как богам. И это рабское служение доставляет нам больше удовольствия, чем даже власть над людьми.
Домочадцы и Тиндарея, и Менелая говорят, что никогда Елена не знала, что такое румяна и масла и что их в нежную кожу втирают, в жизни ничем не подкрашивала ни смуглые щеки, ни розовые бутоны губ, ни ресниц, загнутых вверх и вниз, как у самой Афродиты. Перед полированной медью никогда Елена собой не любовалась, драгоценной тесьмой кудри не перевивала, но и в данном природой дивном уборе пышных волос поражала сильнее и юнцов, и мужей, свежей прелестью дивной лица удивительно гармоничного. Но особенно красивыми были ее удивительные серые глаза, в которых таинственно светилась душа; встретившись с ними взглядом, мужчины становились робкими – они боялись смотреть ей в глаза, но не могли отвести от них своего взора.
Обнаженное тело Елены было тоже прекрасно, она вся была исполнена непередаваемой словами женской прелести. Только гениальный художник или ваятель смог бы передать юную стройность божественной дочери Леды, эту упругую полноту недавно раздвоенных девичьих грудей, являвших верх совершенства, стройность женственных бедер и таких же, как у Афродиты Каллипиги, полушарий идеального зада.
Афродита, как богиня красоты и любви, была общепризнанным идеалом абсолютной божественной красоты, вселенской гармонии, а Елена – непревзойденным образцом пленительной красоты земной женщины, ее лика, тела и грации.
После того, как Тесей с другом своим возлюбленным Пирифоем Елену похитили, некоторые афиняне, которые ее видели так говорили:
– Нельзя простить, но можно понять, почему царь наш Тесей дочь Олимпийца из Спарты похитить решился, и потом за такую жену от ее могучих братьев Кастора и Полидевка беды столь страшные претерпеть. Истинно, и вечных богинь она красотою своей затмевает!