Сергей Быльцов Ахилл

Происхождение Ахилла

1. Простые генеалогические схемы Ахилла

Обычно на простых генеалогических схемах в виде условно-символического «древа» у его «корней» изображается родоначальник, на «стволе» – представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» – различных линиях родословия, наиболее известные его дети, внуки и другие потомки. Часто древо удобнее изображать перевернутым, когда родоначальник находится вверху.

Среди предков героев по их определению есть боги, у которых своя генеалогия, которая обычно на древе героев не изображается. Поэтому простейшее древо для Ахилла такое:



Здесь Асоп – речной бог, Зевс – царь богов и Фетида – морская богиня (Нереида). На этой простейшей схеме не достает родословной бабки Ахилла – Эндеиды, которую добавим на нижнем древе и заодно изобразим связь Ахилла с такими знаменитыми героями Троянской войны, как Агамемнон и Менелай, Тевкр и Аякс Теламонид, Диомед и Нестор. Все герои изображены в пунктирных прямоугольниках



Чтобы генеалогическая схема была более информативной на ней, если позволяет место, изображаются герои, наиболее близко связанные с главным «действующим лицом» древа. Как видно, родные братья по отцу Аякс и Тевкр, которым Мойра предначертала сыграть не малую роль в Троянской войне, являются двоюродными братьями Ахиллу.

Однако для Ахилла ближе всего сын Менетия Патрокл (слава отца), который был для него таким возлюбленным другом, который был больше, чем родной брат.

2. Древо Ахилла с Патроклом и 9 героями Троянской войны

По поводу матери Патрокла у мифологов нет единого мнения. Многие считают, что женой Менетия, родившей ему Патрокла была Сфенела, дочь царя Иолка Акаста. Некоторые матерью Патрокла называют Периопиду, Филомелу и Полимеду (Полимелу).

Согласно версии Филократа, упомянутой Аполлодором Афинским, Менетий стал отцом Патрокла, женившись на Полимеле – дочери отца Ахилла Пелея. Поэтому Патрокла можно считать племянником Ахиллеса.

Чтобы показать произвол в генеалогических схемах изобразим древо Ахилла, «переплетающееся» с древом Патрокла и, по возможности, наибольшее число героев Троянской войны. Богов обведем жирными линиями, а героев – воинов жирными пунктирными линиями, это Нестор, Диомед, Филоктет, Протесилай, Одиссей, Патрокл, Ахиллес, Тевкр, Аякс Большой, Агамемнон и Менелай. Из наиболее знаменитых греческих героев на данной генеалогической схеме не хватает Паламеда, Идоменея и Малого Аякса (Оилида).

Уже по одной генеалогической схеме можно увидеть, что величайший воин-герой Эллады существенно отличался происхождением не только от своих двоюродных братьев, но и от других героев. Матерью Эанта была простая афинская девушка Перибея, отправленная на Крит вместе со знаменитым аттическим героем – истребителем чудовищ Тесеем, как живая дань Миносу, а матерью Тевкра была дочь Приама Гесиона, ставшая наложницей Теламона. Точно так же и у других героев матери были смерти подвластны.

Матерью Ахилла была богиня, хотя и не из главных – на Олимпе постоянно живущих. Фетида была дочерью морского бога, правдолюбца Нерея и океаниды Дориды и принадлежала к морским божествам – богам IV поколения, место которых можно увидеть на генеалогической схеме богов



Паламед был очень известным героем Троянской войны.



К тому же он был братом Агамемнона и Менелая, что видно из нижеследующей схемы, которая интересна еще и тем, что на ней изображены разные поколения героев: 1. Герои первого поколения – богоборцы: Тантал, Пенфей и др. 2. Герои второго поколения – истребители чудовищ: Персей, Геракл, Тесей и др. 3. Герои третьего поколения – герои воины Агамемнон и Менелай.

3. Теогония (происхождение) богов.

Изначально не было ни вещества, ни пространства, ни времени – не было Ничего, и это Абсолютное Ничто эллины (так греки, называвшиеся до этого «граиками» стали себя называть после того, как Эллин, сын Девкалиона, воцарился во Фтии в 1520г. до н.э. и стал эпонимом) называли Хаосом. Первобытный Хаос (Ничто), существовавший вечно, однажды он случайно породил Космос (упорядоченную вселенную) и Хронос (время).

Тогда же возникли космические божества: Тюхе – богиня Случая, родившая Кайроса – бога счастливого мгновения и богиня необходимости Ананке, олицетворявшая закономерную предопределенность. Жутколикая Ананке была матерью трех Мойр – богинь судьбы: зрелой красавицы Клото (Пряха), старухи Лахесис (Ткачиха) и юницы Атропос (Неизбежная). Клото вытягивает нити жизни богов и людей в момент их рождения из совпадающего с осью мира веретена, лежащего на коленях Ананке. Лахесис – ткет эти нити, окрашивает их в темные и светлые цвета счастья и несчастья и нанизывает на них колечки с наиболее важными предопределениями Судьбы. Атропос взвешивает жребии на золотых весах, точно определяет момент смерти на солнечных часах и адамантовыми ножницами перерезает нити жизни.

Космическое пространство заполнило вещество и стало изменяться во времени под властью Хроноса, и возникли первобытные боги I поколения: Гея (Земля), Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и Эрос (Притяжение).

Гея без отца породила Уран (Небо) и Понт (Море).

Нюкта с Эребом и Гея с Ураном, Понтом и Тартаром породили богов II поколения: Эребидов, Уранидов, Понтидов и Тартаридов, где приставка «ид» означает подобие отчества, например, Ураниды – дети и потомки Урана.

Деление богов по поколениям достаточно условно, так как некоторые из них по отцу и по матери могут принадлежать к разным поколениями. Например, Нереиды по отцу Нерею были божествами III поколения, а по матери Океаниде – они относятся к богам IV поколения.

Среди богов III поколения есть 6 совершенно особенных богов, выбравших для постоянного местожительства гору Олимп; это дети младших Уранидов (древних титанов Крона и Реи) Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия. Они вместе с семерыми детьми Зевса (богами IV поколения): Аполлоном, Аресом, Артемидой, Афиной, Гермесом, Гефестом и Дионисом и богиней II поколения Афродитой образуют пантеон 12 великих олимпийских богов (Аид и Дионис то включались в божественный сонм, вытесняя кого-то из других богов, то нет. Например, когда Диониса вознесли на Олимп, то Гестия с него снизошла).

Олимпийцы под предводительством Зевса в страшных сражениях победили своих многочисленных могучих предков Титанов – древних богов природных стихий, чудовищных Гигантов и ужасного силой исполина Тифона. Олимпийские бессмертные боги, создавшие по своему подобию и людей, стали править всем миром, а их царь – самый высший, совершеннейший бог Зевс, отец всех бессмертных и смертных не потому, что он всех родил, а потому, что он отечески правит всеми и печется о всех. Он подчинялся лишь наместницам богини Ананке на земле – трем Мойрам, олицетворявшим Судьбу (Рок) – таинственную, непонятную и безжизненную силу, связанную с безраздельно царящей в природе закономерностью, дополненной случайностью.




На генеалогической схеме бессмертные олимпийские боги выделены курсивом и жирным шрифтом.

Мать Ахилла – Фетида, как и супруга бога морей Посейдона Амфитрита является дочерью морского Старца – правдолюбца Нерея, сына Понта и Геи, который вместе с женой дочерью древних титанов Океана и Тефиды Доридой и 50 дочерями – Нереидами живет на дне моря.

На схеме среди богов II поколения можно найти Гекатонхейра – Сторукого великана Бриарея, одного из трех старших Уранидов, дядю Зевса, который пришел по зову Фетиды и спас великого Олимпийца от оков, в которые его ввергли бессмертные бунтовщики во главе с царицей богов Герой

4. Фетида спасает Зевса от оков

Верховный Властитель олимпийских богов Зевс, как и все боги придавал огромное значение справедливости, в которой заключены все добродетели мира и мнил себя ее главным охранником. Однако со своими подданными царь богов обычно не считался, часто бывал капризен и груб, насаждая законность и законы для других, он обычно не признавал их для себя. С Олимпийца в этом брали пример земные тираны, которых вначале выбирал простой народ, чтобы они защищали его интересы перед родовой аристократией, но потом неограниченная власть развращала, и тираны, особенно не выборные, а унаследовавшие власть, не признавали для себя никаких законов.

Богам же милее всего была справедливость. Поэтому однажды настал день, когда некоторые из пантеона олимпийских богов, которые все были членами семьи Эгиоха (Эгидодержец) Кронида (братьями, сестрами и детьми) решили ограничить власть своего царя. Заговор назревал давно. Например, царь морей Посейдон часто в гневе так говорил:

– Да, Зевс, конечно, могуч, – но как же надменен! Силой меня, равноправного, он любит пугать! Трое нас всего братьев, от Крона рожденных Великою матерью Реей: Зевс, я и Аид, Преисподней Владыка. На троих мы всю Вселенную поделили и законную ее часть получил каждый. Поэтому жить я не желаю под Зевсовой волей, по крайней мере в своем водном царстве. И пусть силою рук он не пугает меня, словно слабого труса!

Поэтому царь глубин с радостью выступил против царственного брата вместе с Герой и Афиной.

Гера давно сходила с ума от постоянных измен мужа, которые в последние века стали открытыми, супруг даже гордо хвалился при ней и при других богах своими любовными похождениями. И, конечно же, властолюбивая царица богов хотела еще больше личной власти, ибо царственный супруг относился к ней не как к царице, а как к обычной богине и часто даже грозил разводом, после которого она действительно стала бы второстепенным аргосским божеством. Злокозненная богиня начала плести нити заговора, коварно возбуждая в олимпийцах недовольство царем.

Такая же властолюбивая, как и Гера, Афина и без происков мачехи была недовольна отцом. Как поет прославленный всеми Гомер, ей не нравилось, что Кронид часто свирепствует мрачной душой:

– Лютый, всегда неправдивый, моих предприятий вечный рушитель, он никогда не воспомнит, сколько раз я спасала его лучшего смертного сына, Эврисфеем томимого в подвигах тяжких. Если бы не моя помощь, Геракл не избегнул бы гибельных вод, глубокого Стикса.

Так не однажды говорила богиня – воительница, мечтая о том времени, когда заставит Зевса опять уважительно называть Афину только любезной!

Позже к Гере с Афиной присоединился Аполлон, который не мог простить жестокому отцу убийства молниями его любимого сына Асклепия, который по воле Мойры Лахесис был сначала Зевсом убит, а потом воскрешен и стал богом врачевания.

Морская богиня Фетида пришла и от уз, которыми успели связать сонного Олимпийца, его избавила, быстро призвав на вечно покрытый снегами Олимп великана сторукого в помощь. Имя ему Бриарей у богов, у людей же – Эгеон. Силою страшной своею он даже отца превосходит. Возле Кронида сел Гекатонхейр громадный в сознании радостном собственной силы, боги же в ужас пришли и сковывать Владыку Олимпа дальше не стали и кто куда разбежались.

Проснувшийся Олимпиец нисколько не испугался, потому что не верил, что может лишиться власти таким совсем неподобающим образом. Для него все это было просто семейным скандалом, ведь все олимпийцы были его семьей. Скорее он был сильно рассержен и даже взбешен столь активным неповиновением, попыткой нарушить Миропорядок и решил примерно наказать лишь зачинщицу и главу заговора – супругу свою и сестру, не в меру властолюбивую. Громовержец Гере навязал на ноги две громадных наковальни, которые подвернулись под руку, а на руки ей набросил златую вервь неразрывную и повесил ее средь прозрачнейшего Эфира, в окружении черных облаков. Очень скорбели бессмертные все на Олимпе, на наказанную царицу взирая, но освободить ее даже не попытались, опасаясь гнева Кронида.

Зевс навсегда сохранил сердечную благодарность к Фетиде за спасение от оков, возможно еще и потому, что он долгое время был страстно влюблен в нее.

5. Пророчество о сыне Фетиды, который превзойдет силой отца

Дочь морского Старца Нерея, ненавистника лжи, правдолюбца и океаниды Дориды была достойна любви. Она была очень хороша собой и по праву руководила хором всех 50 влажнодорожных Нереид – нимф среброногих и цветооких.

К Фетиде, юной певунье и танцовщице грациозной сватались многие, в том числе и ее великие двоюродные братья Зевс с Посейдоном, но старой Ткачихой Фетиде были вытканы совсем иные предначертанья; одно из колечек – предопределений Лахесис предначертало, что сын этой Нереиды силой намного превзойдет своего отца.

Многие, подобно мифографу Гигину, говорят, что, когда Зевс, влекомый пригожестью Фетиды, стремился взять ее в жены, но не мог ни склонить к замужеству боязливую деву, ни умерить свою пылкую страсть, в это время непреложные Мойры предрекли пути Провидения, неотвратимо сбывающиеся по установленному их матерью жутколикой богиней необходимости Ананке Мировому порядку. Старая лишь обликом Мойра Лахесис, не разжимая старческих обескровленных губ, объявила богиням, обладавшим даром прорицания, титаниде Фемиде и всеобщей праматери Гее:

– Кто бы ни стал супругом Фетиды, его сын превзойдет силой и славой отца.

Титанида-прорицательница рассказала об этом пророчестве своему сыну от свободолюбивого древнего титана Иапета бунтарю – богоборцу Прометею, но тот, после того как по приказу царя богов его приковали к кавказской скале за похищение небесного огня для людей, наотрез отказался открыть тайну пока его не освободят от страшных оков.

Если бы Фетида родила сына от царя богов или от его брата Посейдона, то мир оказался бы на грани всемирной катастрофы. Сын могучего олимпийского бога с сердцем сверхмощным лишил бы власти Кронида, но олимпийцы власть никому ни за что не отдали бы. И в битвах более страшных, чем Титаномахия или Гигантомахия, погибли бы и моря, и земля, и неба палаты, и первозданный Хаос, придя на смену священному Космосу, опять воцарился бы во Вселенной. Поэтому по непререкаемой воле Мойры Лахесис Кронида удержали от женитьбы на Фетиде, сначала Фемида, а потом и Гея, открыв ему тайну оракула о сыне Фетиды.

Как поет Пиндар в «Истмийских одах», вняв судьбе, молвила меж Зевсом и Посейдоном, владеющая в то время древним Дельфийским прорицалищем богиня правосудия Фемида:

– Суждено Роком морской богине Фетиде родить сына, царственнее отца, и быть его дроту сильней, чем огненосный перун и неуемный трезубец, коль сольется с нею Зевс или его брат Посейдон. К смертному пусть прильнет она ложу и тогда павшим в бою увидит она сына своего молодого, Аресу мышцей подобного, молнии – быстротой своих ног.

Так, чтоб в мире никто Зевса не был сильнее, хоть и не слабое он в груди своей чувствовал бушующее любовное пламя, все ж с Фетидой морской избегает соитья умеющий быть и осторожным Владыка Олимпа.

6. Зевс решает выдать Фетиду замуж за смертного Пелея

Некоторые, подобно Аполлодору, говорят о том, что Фетида ради Геры, на попечении которой она выросла, сама из благодарности отвергла любовь похотливого Зевса, и тот в мстительном гневе обрек ее стать женой смертного.

Другие же говорят, что Гермес, самый хитроумный из богов, владеющих небом широким, давно, еще до пророчества Фемиды, предложил великому родителю выдать Фетиду замуж за смертного, но это было так необычно, что Кронид колебался:

– Одно дело, когда мы, олимпийцы, восходим на брачное ложе к девам, смерти подвластным, и совсем другое дело, когда богиня бессмертная будет отдана во власть мужу, для смерти рожденному.

Когда же Эгиох под влиянием необходимости все же решился выдать Фетиду за смертного, встал еще более трудный вопрос – за кого именно? Как всегда, при решении самых трудных вопросов, было решено обратиться к оракулу. Тогда титанида Фемида, в то время царствовавшая в землях пифийских и имевшая самое авторитетное в Элладе священное прорицалище в Дельфах, в глубоком ущелье, от имени Мойры Лахесис такое дала предсказанье:

– И вот вам слово мое – только Пелею, зевсову внуку, сыну благочестивейшего Эака, следует уступить божью честь супружества для Фетиды, ибо так давно предначертано Мойрой Лахесис, помыслы которой не всегда понятны даже богам, владеющим небом широким.

Кронид Эгиох сам честно объявил Фетиде о том, что решил выдать ее за смертного мужа Пелея:

– Милая, поверь, такая любовь, что была к тебе в сердце моем, никогда, ни к богине, ни к смертной, в грудь не вливалась мне и мной не владела! Долго пылал я тобою, желания сладкого полный, но, к счастью, оракул о твоем сыне я узнал своевременно. Сын твой мощью отца превзойдет. Поэтому сама жутколикая богиня необходимости Ананке принуждает меня выдать тебя замуж только за смертного, тогда твой сын будет сильнее людей, но слабее олимпийских богов. Фемида сказала, что лучшим мужем тебе будет внук мой Пелей, сын Эака, рожденного мне Эгиной. Такого мужа надо еще поискать…

Тут Олимпийский Блистатель мотнул головой и поморщился, словно поймал сам себя на мысли, что увлекся и начал привирать. Они не любил лгать, считая это ниже своего царственного достоинства. Наверное, чтобы еще больше самоутвердиться в собственных глазах, Олимпиец сурово сказал то, что не собирался говорить бывшей возлюбленной:

– Должен тебе, однако, сказать, что, согласно прорицанию, оглашенному и Фемидой, и Геей, павшим в бою молодым увидишь ты своего мощного мышцей сына.

Во взгляде Фетиды, до сих пор бывшим раздраженным, чуть ли не злым, вдруг засверкали капельки слез. Зевс опять поморщился и, чтобы подсластить горькую весть, мягко сказал, обняв и приласкав Нереиду:

– Я не только обещаю нежность и почтение к тебе в сердце своем на сотни лет сохранить и помогать тебе всегда и во всем, но и в знак того, что слово мое вовек непреложно и не исполняться не может, я головою киваю.

И Зевс так многозначительно косматой кивнул головой, что великий Олимп всколебался. Выйдя из сияющего ярко, наподобие солнца чертога Зевеса, Фетида встретила Гефеста и горестно пожаловалась колченогому богу огня и кузнечного дела, которого она когда-то на дне моря вскормила и воспитала:

– Сколько неисчислимых страданий мне решил ниспослать неблагодарный Громовержец! Я некогда его спасла от оков, а он только меня средь морских богинь постановил подчинить человеку – сыну Эака Пелею. Неужели и вправду мне придется ложе терпеть смертного мужа, вовсе того, не желая?! А потом еще и увидеть убитого на войне милого сына, притом молодым!

– Милая Фетида. Мне тебя очень жаль, но наш мудрый Отец заботится о всех нас. Ведь не Зевс придумал сделать так, что твой сын мощью отца превзойдет и, что сын твой погибнет совсем молодым… Это все выткала Мойра Лахесис, а зачем? Нет – ее помыслы никому не понятны.

– О! За что ужасающую такую судьбу мне наткала безумная эта Старуха, которую нельзя ни заставить, ни умолить?!

7. Зевс объявляет богам о свадьбе Фетиды и Пелея

Отец и богов и людей Величайший на собрание призвал бессмертных богов, и, восседая, на высочайшей вершине многохолмного Олимпа, стал вещать; а блаженные боги безмолвно внимали речи такой:

– Слушайте слово мое боги небес и богини: я вам поведаю, что мне в груди справедливое сердце внушило, как нам поступить с богиней Фетидой, сын которой, согласно оракулу, силой и мощью намного своего отца превзойдет. Узнав это пророчество, я в неменьшую впал заботу, чем в те времена, когда наши с вами враги землеродные титаны, а потом и гиганты готовы были захватить наше небо и горний эфир! Ведь мир подлунный будет в не меньшей опасности, если Фетида родит многомощного сына от меня иль от другого олимпийского бога. Существо, только более сильное, чем человек, смерти причастный, для бессмертных богов не будет представлять никакой опасности. Поэтому я решил выдать Фетиду за смертного мужа. И этим мужем, как подсказал нам оракул, будет царь мирмидонян во Фтии Пелей, сына Эака, которого мне родила дочка Асопа Эгина.

Речь Громовержца бурными рукоплесканиями одобрили все небожители. Обычай хлопать в ладоши совсем не давно появился на блистательных высях Олимпа и произошел он от Кротоса (шум, рукоплескания) – сына кормилицы Муз Евфемы и деревенского Пана.

Некоторые из богов, среди которых более всех мудрая выделялась Афина, даже восторженно стали кричать:

– О наш родитель Кронид, повелитель, меж всех высочайший! Знаем прекрасно мы сами, как ты мудр, но сейчас ты превзошел сам себя. Конечно же, прекрасную дочь старца Нерея следует как можно быстрее выдать замуж за смертного мужа, и герой Пелей, без сомнения, будет лучшим супругом для нашей Фетиды.

– Готовьтесь все к свадьбе нашей красавицы – богини со смертным и о дарах не забудьте. Я вас всех настоятельно на свадебный пир приглашаю.

Зевс медленно сложил руки на груди и, глядя на богов и богинь сверху вниз, так властно пророкотал, сделав ударение на слове «настоятельно». Это была не первая свадьба богини или смертной со смертным, на которой присутствовали боги, живущие на Олимпе. Например, бессмертные пировали на свадьбе Кадма с богиней согласия Гармонией и на свадьбе юного Геракла с Мегарой. Однако на свадьбу ставшего уже знаменитым Геракла и Деяниры никто из олимпийцев не пришел – очень они обижены были на лучшего смертного сына Зевеса, посмевшего с многими из них даже сражаться. Поэтому Олимпиец, чтоб еще больше не обидеть почитаемую им Фетиду, настоятельно пригласил бессмертных на ее свадьбу.

8. Боги приказывают Пелею жениться на Фетиде

Когда бессмертные после собрания расходились Зевс дал знак Гермесу одними бровями, чтоб тот задержался и, оставшись вдвоем, сыну косматой многозначительно кивнул головой. Волны нетленных волос с головы Громовержца бессмертной на могучие плечи пали его, и с гулом приятным Олимп всколебался великий.

– Мой милый Киллений! Ты самый верный моих исполнитель велений! Ты и всегда ведь, моим быстрым посланником служишь, так, что и ныне нисколько не медли. Скользни ты, на ногу крылатую резвый, своим обычным быстрым полетом вниз на землю в тот предел, где сейчас живет Пелей Эакид. Более прочих ты умеешь красноречиво говорить и убеждать и при этом любишь обманывать всех. Скажи Пелею, что я решил оказать ему великую честь – за его благочестие отдать ему в жены морскую богиню Фетиду, красотой которой еще недавно сам восторгался и хотел даже с ней сочетаться любовью и лаской. Можешь сказать ему и про оракул о сыне Фетиды, которому он, должно быть обрадуется, ведь приятно любому отцу, причастному смерти, иметь могучего сына, пусть даже и более сильного, чем он сам. Впрочем, сам реши, что сказать, а, что утаить, ведь ты у нас ко всему прочему и бог красноречия, но, чтобы свадьба скоро была!

Зевс ненадолго задумался, как бы проверяя себя – не забыл ли чего приказать. Потом хищно улыбнулся, обнажив лишь крупные нижние зубы, и грозно добавил:

– Да, и строго прикажи этому Пелею, чтоб не забывался и к супруге божественной он относился почтительно. Ведь, как я успел разузнать, он уже был женат на какой-то Антигоне, и та повесилась…

– Я знаю эту историю от Гефеста. Пелей не виноват, что Антигона в отчаянии повесилась после того, как его ложно обвинила в домогательствах похотливая жена Акаста Астидамия. Акаст во время охоты коварно оставил уснувшего Пелея на горе среди диких кентавров без оружия, и Кривоногий снабдил его нетленным мечом, чтобы он отбился от нечестивого племени, порожденного Тучкой Нефелой и Иксионом… Но я, конечно, ему укажу, чтоб свято помнил кто он, и кто его будущая супруга, хотя Фетида и сама сможет за себя постоять.

Неутомимый Возвеститель зевсовой воли, как обычно, понимающе улыбнулся отцу и без промедления ринулся на своих крылатых талариях отцовский приказ исполнять.

9. Пелей

Пелей был сыном знаменитого благочестием царя мирмидонян Эака, который был женат на Эндеиде, дочери Скирона и Харикло, которая родила Теламона и Пелея. Возлюбленная Эака Нереида Псамафа (тюлень) родила ему Фока, которого по наущению матери или из зависти к его успехам в состязаниях братья убили.

Говорят, на соревнованиях Теламон специально метнул диск так, чтобы он попал в Фока, а Пелей, согласно ученому географу Павсанию, для верности еще и ударил брата по отцу камнем по голове. Кто-то все видел, и правда открылась, и славящийся справедливостью Эак за совершенное преступление изгнал своих сыновей от Эндеиды с острова Эгина. За убийство своего сына Псамафа наслала на стада Пелея чудовищного болотного волка, который стал пожирать скот в огромном количестве.

Овидий в «Метаморфозах» поет, как Пелей начал умолять Псамафу, чтобы, гнев позабыв, на помощь пришла. Из бойни отозванный, все же упорствовал волк, разъярившись от сладостной крови. Однако, когда он повис на шее очередной растерзанной телки, в мраморную глыбу был сам обращен. В этой, однако, земле беглецу оставаться Пелею сам Рок не позволил.

Говорят, что Пелей бежал во Фтию, где был так радушно принят её царём Эвритионом, что женился на его дочери Антигоне и в качестве приданого получил третью часть царства. Вместе с Эвритионом Пелей участвовал в знаменитой Калидонской охоте на страшного вепря – грозного мстителя Артемиды, во время которой случайно убивает брошенным сквозь кусты дротом Эвритиона. Пелею снова пришлось искать очищения от скверны убийства, и он бежал в Иолк к царю Акасту.

Жена Акаста Астидамия была очень красивая: черноволосая, высокая, с грудью упругой и стройными в меру пышными бедрами. У нее были западающие в душу выразительные глаза, большие чувственные губы и ровные зубы цвета свежего молока. Она воспылала страстью к мужественному красавцу Пелею, но тот решительно отвергнул супругу царя, очистившего его от скверны убийства. Тогда Астидамия оклеветала Пелея, сказав мужу, что тот ее изнасиловал. Узнавшая об этом супруга Пелея Антигона в отчаянии повесилась.

Акаст же по навету своей жены Астидамии решает погубить Пелея, но боится это сделать явно, чтобы не нарушить законы гостеприимства. Он приглашает Пелея поохотиться на гору Пелион, где в то время еще обитало много диких кентавров, и оставляет там заснувшего Пелея им на растерзание, похитив у него и коня, и оружие.

Пелею дал меч дружелюбный Гефест, посещавший пещеру Хирона, и герой некоторое время от лютых чад гор отбивался этим мечом. Однако силы были не равны, и Пелея спас мудрый кентавр Хирон, жена которого Харикло была бабушкой Эакиду.

Впоследствии Пелей отомстил за страдания, завоевав Иолк и жестоко казнив жену Акаста. Эакиду помог могучий Геракл, который тоже был обвинен Астидамией в изнасиловании, так пытавшейся отомстить за то, что он убил ее сына Лепрея. Амфитрионид пообещал Пелею помощь в борьбе с Акастом за престол, шатающийся в славном городе Иолке. Пелей захватил Иолк, убил Акаста и, разрубив пополам Астидамию, провел своих воинов между половинками ее при жизни такого роскошного тела.

Прибыв на землю, быстрокрылый Киллений (Гермес был так прозван за то, что в гроте аркадской горы Киллена его мать красавица-Атлантида Майя сошлась с Зевсом) все сделал, как надо, не забыв с дружелюбной улыбкой предупредить Пелея:

– Чтобы жениться, любезный, ты должен сначала, как муж необычной невестою овладеть, и для этого тебе с богиней морской придется серьезно бороться. Тебе будет трудно над Нереидой победы достичь, но ты духом не падай, а попроси помощи иль совета у божеств морской стихии, и лучше всего – у морского бога Протея.

Внезапно Гермес поджал губы, и его улыбка стала холодной, а глаза – безжалостными:

– Однако, став мужем нашей Фетиды, не вздумай больше никогда вступать с ней в борьбу, тогда тебе не только никто не поможет, но…в общем помни, любезный, кто ты и никогда не мысли равняться с богами.

10. Предсвадебная борьба Пелея с Фетидой [34]

Фетида, как и остальные боги морской стихии, умела превращаться, т.е. менять свой облик.

Лучше всех о борьбе Фетиды с Пелеем рассказал Овидий. Не только цветоокая дочь правдолюбца Нерея, но и морской старец Протей, обладавший необыкновенной способностью к перевоплощению и прорицанию, Фетиде изрек:

– Водяная богиня, сына зачни! Твой будущий сын деяньями славы славу отцову затмит и больше отца назовется.

Прежде такой для него желанный удел Зевс повелел унаследовать смертному внуку, сыну Эака: вкусить объятия девы подводной. Есть Гемонийский залив, закругленный в подобие лука: в море просторное его уходят концы. Будь поглубже вода, там была бы гавань, но мелкое море едва на поверхность песка набегает. Берег же – твердый, на нем от ноги отпечатка не видно, не замедляется шаг, не тянется поросль морская. Сверху – миртовый лес с изобилием ягод двухцветных. Есть там пещера; сказать, природа она иль искусство, – трудно. Искусство скорей. Нередко, Фетида нагая, приплывала сюда, на взнузданном сидя дельфине и там отдыхая подолгу лежала, окованная чарующим сном.

Пелею предстояло овладеть Нереидой, причем борьба предстояла нешуточная, ведь, несмотря на веление Зевса, богиня знаться со смертным ни за что не желала.

Некоторые говорят, что кроме Фетиды еще лишь Плеяда Меропа, одна из дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны вышла замуж за смертного – коринфского царя Сисифа. Согласно ученому Эратосфену, после помещения Плеяд на небо Меропа стала самой тусклой и незаметной звездой в астеризме, ибо стыдилась, что она единственная имела смертного мужа.

Другие еще упоминают дочь Ареса и Афродиты Гармонию, вышедшую замуж за смертного Кадма, и их свадьбу почтили своим присутствием (впервые) олимпийские боги. Гармония, как богиня согласия, олицетворение счастливого брака, прожила с Кадмом счастливую жизнь. Когда престарелый супруг был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и обратилась к богам, чтобы и её они превратили в змею, что и было исполнено.

Поскольку первоначальные уговаривания Эакида, подвластного смерти, надменно отвергла Фетида, прибег Пелей к силе и обеими ее сжал руками. Если бы на месте Фетиды была могучая олимпийская богиня, например, Афина, то она легко справилась бы со смертным Пелеем. Однако Фетида была из божественной черни и потому ей пришлось сопротивляться изо всех сил возбужденному Афродитой смертному жениху. Ей пришлось даже воспользоваться врожденным для нее обычным для морских божеств искусством, – свойством свои обличья менять, однако и это сначала не помогало. Птицей быстрой Фетида сделалась, – он тотчас же схватывал птицу; корни пускала в земле, – Пелей уж на дереве виснул. Когда же она приняла полосатой тигрицы грозной обличье, то сильно устрашенный Эакид разомкнул вокруг тела богини объятье.

11. Благодаря Протею Пелей овладевает Фетидой

Неудача не сломила крепкого духа Пелея, и он по совету Гермеса морским божествам, искрометное вино возливая на воду, жертвы стал приносить, и скот приводя, и куря фимиамы какой-либо помощи стал просить.

Справедливый морской старец Нерей не желал против дочери воли выдавать ее за смертного замуж и в вязкий ил, с головой зарывшись, упорно молчал, но по воле старой лишь обликом Мойры Лахесис из морской глубины другой вещун карпафийский молвил Пелею:

– Эй, Эакид! Ободрись, ты желанного брака можешь достигнуть! Только лишь любезная твоему сердцу дева уснет, успокоившись в прохладной пещере, путы прочные заранее заготовь, накинь на нее и покрепче свяжи. Да не обманет тебя она никакими обличьями, – жми ее в виде любом, доколь не вернется в свой облик обычный девы и тогда уж овладей ею, как настоящий мужчина.

Молвил все тот же оракул – искусник Протей и лицо скрыл вновь в пучину морскую, волнам нахлынуть велел и залил окончание речи, мчался к закату златояркий Титан и огненным дышлом касался наклонным вод гесперийских.

Аполлодор же говорит, что, следуя мудрому совету кентавра Хирона схватить Фетиду и держать ее, какой бы облик она ни принимала, Пелей подстерег ее и в охапку схватил. Фетида превращалась то в огонь, то в воду, то в зверя, но Пелей, даже обжигаясь от огня, не отпускал ее, пока не увидел, что она возвратила себе свой первоначальный облик.

Пелей терпеливо дождался, когда краса Нереида покинула море и, как обычно, вошла в знакомую опочивальню в пещере у зарослей мирта и крепко схватил ее и для верности опутал заранее запасенной крепкой веревкой. Только лишь девичий стан обхватили объятья Пелея, стала та виды менять. Она принимала вид самой свирепой львицы, ядовитой змеи и даже превращалась в воду и обжигающий пламень. Вскоре у Фетиды силы иссякли, и она приняла облик девичий. Чувствует богиня, что по-прежнему крепко Пелей держит ее упругое тело девичье; туда и сюда пришлось ей протягивать руки, но Эакид не сдавался – и тогда застонала среброногая Нереида:

–Твоя не без помощи божьей победа!

Герой ее обнял, взял, что желал, как мужчина, и могучий Ахилл был до свадьбы еще Нереидой в божественном чреве зачат.

12. Свадьба Пелея и Фетиды

Первый исторически достоверный поэт Гесиод в «Каталоге женщин» поет, что во Фтию, отары овечью кормящую, прибыл много богатств принеся из Иолка, что хороводами и песнями славен, сын благочестивого зевсова сына Эака Пелей, богам бессмертным любезный. Глядел на него весь фтийский народ, и сердца у всех волновались потому, что справлял Эакид свадьбу желанную, и люди слово такое ему изрекали:

– Трижды, четырежды счастлив Пелей Эакид да пребудешь! Даром великим Зевс Олимпиец совместно с другими богами завидную честь тебе оказал– свадьбой!

Свадьба Пелея и Фетиды праздновалась на знаменитой горе Пелион в пещере мудрого кентавра Хирона, рожденного океанидой Филирой от первого некоронованного правителя богов Крона.

Первыми в огромный зал, сотворенный природой, под гулкими высокими сводами пещеры, которая вгрызлась в горную кручу и Пелион подпирала широкой дугой, вошли олимпийские богини, затем заняли свои скамейки, покрытые пушистыми звериными шкурами олимпийцы.

Последним в пиршественный зал величественно вошел Олимпиец, и боги с богинями восстали навстречу отцу своему; не дерзнул ни один от бессмертных, сидя грядущего встретить, а расселись богини и возлегли боги все лишь тогда, когда Кронид Эгиох на своей самой высокой скамье, покрытой пурпурными коврами, возлег.

Собравшиеся на пиршество боги прославляли молодоженов гимнами под волшебный аккомпанемент Аполлона на четырнадцатиструнной кифаре, которую он сам изобрел, переделав трехструнную лиру, сделанную младенцем Гермесом из кишек коровы, натянутых между брусков, закрепленных на черепахи камнеподобной спине, обтянутой воловьей шкурой.

В одной из несохранившихся трагедий Эсхила, Фетида говорит, что Дельфиец играл на форминге и пел вдохновенно на ее свадьбе:

– Будет тебе счастье в детях Фетида: все болезни их минуют, и долог будет их век. Твоя судьба, прекрасная Нереида, очень дорога нам, бессмертным богам, на Олимпе живущим, и все мы желаем тебе самого наилучшего!

Такой песней Муз предводитель бессменный славил ее и приветствовал. Надеялась морская богиня, что ложь чужда устам божественным Феба, прекраснейшего между богами. Так пел он голосом божественно дивным на свадебном пире, сам так предрек и сам же потом он убийцей стал ей милого сына Ахилла. Впрочем, среброногая Нереида не сильно обижалась на Феба, ибо понимала, что и он обречен и петь, и делать то, что предназначено бесстрастной Мойрой Лахесис.

О женитьбе Пелея на Фетиде подробно рассказывала киклическая поэма «Киприи», сохранившаяся лишь в кратких пересказах. Из дошедших до нас источников следует, что

боги явились на свадьбу со своими виночерпиями – прекрасным юношей Ганимедом, вознесенным Зевсом на обильноложбинный Олимп за красоту и его с Герой дочерью– богиней юности Гебой. Эти постоянные виночерпии не только сладостный нектар разливали и разносили богам (только на Олимпе живущим), но и дарили бессмертным сладостные поцелуи и пьянящую радость объятий. Поскольку на этом свадебном пире со стороны невесты были и некоторые второстепенные божества водной стихии (Нереиды Амфитрита и Талия, Тритон и океаниды Асия, Дорида, Климена, Лета, Филира, Эвринома и Электра), то Ганимеду и Гебе вызвался помогать колченогий Гефест, который своими ужимками, вызывал неугасимый смех у блаженных богов. У людей, для смерти рожденных, были свои виночерпии, разливавшие не божественный нектар, а самые лучшие медосладкие вина, привезенные с Хиоса, Ниссы и Лесбоса.

Боги любили на пирах между собой говорить и смеяться, наслаждаясь приятной беседой взаимной, но больше всего они любили танцы и песни. И когда у блаженных появилось желанье песен, сменными хорами песнь начали, как обычно, прекрасные Музы. Поскольку в этот раз в зале было смертных не мало, то воспевали они своими чудными голосами терпеливую стойкость, с какою под властью бессмертных люди живут, – неумелые, с разумом скудным, не в силах средства от смерти найти и защиты от старости гнусной.

Когда царь богов увидел, что не всем людям нравились слова в песнях Муз, хоть все старательно это скрывали, он приказал розовощеким Харитам (милость, радость), этим дивным богиням изящества, прелести и красоты, начинать хороводы. Дочери Зевса от Эвриномы пышноволосые Хариты и веселые Оры, улыбколюбивая Афродита, юная Геба, а также дочь Афродиты и Ареса милая Гармония, взявшись за руки, начали веселый водить хоровод. Вождь Муз Феб-Аполлон на золотой кифаре бряцал, дивно, высоко шагая. Вокруг него блестело солнца сиянье, быстрые ноги мелькали, и пышные вились одежды. Музыка, льющаяся с золотых струн кифары, и тембр голоса прекрасного Музагета (Вождь или Водитель Муз) казались всем космической гармонией музыки небесных сфер.

После того, как Титана златояркого сияющий свет беззвучно за мировую реку Океан закатился, боги, желая почить, решили спать на обильноложбинный Олимп уклониться, в нетленные те места, где колченогий искусник Гефест, на века великолепные атрии им построил. Однако не забыли бессмертные и о дарах молодым.

13. Свадебные дары олимпийцев

Согласно грамматику Птолемею Хену (Гефестиону), Ахилла назвали Подарком, потому что Фетида дала новорожденному крылья Арки, а Подарк значит, что его нога (пода) имеет крылья Арки. Арка была дочерью океаниды Электры и морского великана Тавманта и сестрой богини радуги Ириды и Гарпий. Во время Титаномахии Арка бежала из лагеря богов и присоединилась к собратьям, с которыми олимпийцы вели страшную многолетнюю войну. После победы в Титаномахии Владыка Олимпа забрал крылья Арки перед тем, как сбросить её в Тартар и, придя на эту свадьбу, подарил их Фетиде.

Потом не заметно для других дочери и ее будущему супругу вручил скромный подарок морской старец Нерей. От отца и тестя им досталась корзина с особенной морской солью, называемой «божественной», которая вызывает непреодолимый аппетит, улучшает вкус пищи и укрепляет здоровье, улучшая пищеварение.

Вторым, хромая на обе ноги, поспешил со своим даром Гефест с кузнечным молотом на левом плече и доспехами в правой руке. Скинутый в гневе незамужней матерью с Олимпа уродливый ликом и телом хилый младенец Гефест благодаря заботам среброногой Фетиды и Эвриномы, выжил, хоть и остался навсегда хромым на обе ноги после удара о каменистое морское дно. Славящийся трудолюбием Хромец знаменитый протянул Пелею нетленный доспех и, почесывая то потную волосатую грудь, то жилистую шею, глухим голосом промолвил:

– Я отложил и меха, и все другие орудья, необходимые кузнецу, чтобы явиться сюда на свадьбу почтенной вечно богини Фетиды и подарить ее мужу этот нетленный доспех. Помню я, как ты Фетида вместе с Эвриномой меня вскормила, как заботливая приемная мать, когда страдал я, заброшенный с неба матерью Герой бесстыдной, скрыть захотевшей сына хилого и больного.

Некоторые говорят, что Гефест подарил Пелею не доспехи, а меч. Другие же уверены, что меч Пелею был подарен вечно запятнанным чужой кровью богом вероломной войны Аресом. Кроме того, в «Илиаде» поется о божественном доспехе Ахилла, доставшемся ему от родителя, который его получил в качестве свадебного подарка, и именно этот доспех сыграл немалую роль во всей Троянской войне.

Фиалковенчанная Афродита появилась в дымчатых покровах вешнего цвета, невыразимая прелесть овевала ее прекрасное лицо. Некогда белоснежная пена от нетленного члена Урана взбилась в морской раковине, и из нее возникла прекрасная обнаженная девушка Афрогенейя («пенорожденная» от «афрос» – пена), на которой не было ничего кроме ниспадающих водопадом мягких золотистых волос ниже колен и прозрачного Пестроузорного Пояса на тонкой девичьей талии. Богиня красы несравненной, невиданной, даже для бессмертных богинь, подарила молодоженам фиал – плоскую жертвенную стеклянную чашу без ручек с изображением Эрота. Влив в этот фиал несколько капель чудесного напитка из своей знаменитой золотой чаши, испив из которой, человек обретал вечную молодость, Пафийка сказала с только ей свойственной милой улыбкой:

– Я влила сюда не нектар. И все же, испив всего несколько капель этого чудного напитка, вечно юный бессмертный обретет невыразимое очарование, а смертный – не только долгую молодость, но и обольстительную привлекательность для страстной любви до самой смерти, сколько бы он не прожил.

Говорят, золотая чаша с пенящимся любовным напитком была лучшим атрибутом милоулыбчивой Афродиты Амблогеры (Отвращающая старость).

От златотронной супруги Зевса Пелею досталась хламида царственного пурпурного цвета, расшитая золотом. В «Илиаде» Гера говорит, что она сама воспитала и вскормила Фетиду, сама же ее отдала за Пелея, – мужа, которого боги всем сердцем своим полюбили.

Мудрая Афина подарила изобретенную ею флейту, которую она сделал из оленьей кости. На трапезе богов ее осмеяли, поскольку при игре она некрасиво раздувала щеки, и она выбросила флейту в воды Меандра. Однако потом, после того как флейта стала водить в бой самых доблестных воинов Эллады – лаконцев, богиня справедливой победоносной войны, возлюбила свое изобретение и даже стала иногда дарить флейту доблестным и благочестивым героям, которым она любила помогать в совершении подвигов.

Из ценных подарков богов следует назвать, конечно же, еще знаменитое копье Пелея, прозванное Пелионом по названию горы Пелион. Мудрый Хирон на своей горе срубил подходящий ясень и изготовил из цельного его ствола копье, трудолюбивая Афина собственноручно отполировала его, а Гефест приделал им скованный наконечник.

Однако самым чудесным подарком многие считают даже не нетленный доспех Гефеста, а дар чернокудрого Посейдона – Гиппия. Царь зыбей и глубин подарил Пелею божественных говорящих коней Ксанфа и Балия, рожденных гарпией Подагрой от бога западного ветра Зефира. Некоторые говорят, что скуповатый Энносигей расщедрился не только потому, что Фетида была ему толи троюродной сестрой, толи племянницей, но по непререкаемой воле Мойры Лахесис, которая к тому же сказала ему, что после скорой (по меркам бессмертных богов) гибели Ахилла кони вернутся к нему.

– Я дарю тебе, любезный Пелей, лучших в мире коней, даже нечестивец Лаомедонт тебе позавидовал бы. Некогда они были гигантами, но не врагами, а нашими боевыми товарищами, выступившими в Гигантомахии на нашей стороне, Олимпа насельников. Они тогда сами, еще до нашей победы, попросили изменить их облик, чтобы не быть узнанными братьями, и мы сделали их конями. Они не только самые быстрые кони в мире, но и говорить могут и даже пророчить.

Разумеется, олимпийцы явились на свадьбу Фетиды по настоятельной просьбе великого Зевса не только, чтобы одарить ее смертного мужа божественными подарками, но и, чтобы хорошенько попировать, ведь очень это они обожали. Любила попировать и дочь мрачного Эреба и чернокрылой Нюкты Эрида. Однако эту богиню на свадьбу не пригласили, ибо она была богиней ссоры, споров, раздоров и вражды, а этого совсем не желали на свадьбе Фетиды богини и боги. Тем не менее, по непререкаемой воле Мойры Лахесис, отвратительная видом Распря, у которой волосы-змеи под кровавой вились повязкой, незвано на свадьбу явилась и притом с коварным подарком – золотым яблоком из знаменитого сада Гесперид, которое сыграло громадную роль в развязывании Троянской войны и было названо «Яблоком раздора».

Загрузка...