Разминочная игра.
Именно эту игру я рекомендую использовать в начале каждой вашей тренировочной сессии.
Она помогает сплотиться, настроиться на нужный лад после всех перепитий нашей обычной жизни, а новичкам научиться слышать друг друга и взаимодействовать.
Игроки становятся в круг.
Первый игрок поворачивается ко второму и глядя в глаза должен с ним одновременно хлопнуть в ладоши.
Затем второй игрок поворачивается к третьему и должен сделать то же самое.
И так по кругу.
Визуально это выглядит так, что игроки по кругу передают хлопочек.
С новичками вы пройдете все стадии: будут люди, которые не успевают потому что витают в облаках. Будут люди, которые будут пытаться обмануть партнера имитируя хлопок, хотя ведущий ничего не скажет об этом. Вот просто так его мозг устроен по дефолту – надо побеждать.
Будут те, которые будут стремиться все сделать слишком быстро и не глядя в глаза «принимающему».
Но со временем вы синхронизируетесь и превратитесь в команду.
Да. Эта игра очень простая. С нее надо начинать каждое занятие. Она позволяет запустить физические процессы. Перейти от раздумий к действиям.
Прокрутите несколько кругов, пока игра не станет слишком простой для команды.
Да, иногда будет такое, что кому-то в первый день так и не удастся синхронизироваться со своим партнером – иногда для создания новых нейронных связей необходим крепкий сон.
Поменяйте направление круга. Обсудите с учениками с кем им проще хлопнуть одновременно и почему.
Если пока еще эта игра тяжело дается всей группе, то чередуйте ее с такими играми как «Телохранитель» и «Вжух».
Опытным актерам, артистам разных жанров будет легко влиться даже в сплоченный коллектив, потому что умение слушать у них есть.
Эта игра как раз этому и учит: ты не можешь выиграть в одиночку. Об этом вся импровизация и вся эта книга.
Вы играете с партнерами. Сначала с одним, а по мере развития группы сцены усложняются и партнеров становится много. Выиграть можно только всем вместе.
Очень важно уметь слышать.
И очень важно уметь быть услышанным.
Об этом пишут мало, поэтому остановимся отдельно, так у меня огромный опыт подготовки стендап комиков и недооценка умения быть услышанным часто тормозит развитие артистов.
Артист должен просчитывать за зрителя, как «его слово отзовется». Он подбирает слова так, чтобы в головах его слушателей складывались правильные схемы, понимание и появлялся смех. Это сложнейшая интеллектуальная задача: думать за других, предугадывать их реакцию на ваши слова. Но талантливые и тренированные люди с этим справляются.
Потому чувство юмора и ценится так высоко. Оно сравни шаманству: вы говорите слова, а я физически реагирую на них. Иногда даже «не могу не реагировать» – смеюсь, хоть и пытался сдержаться. В этом есть элемент магии.
Из чего же складывается умение быть услышанным:
– Проверка слушают ли тебя
– Формулирование послания под зрителя
– Высказывание послания
– Проверка понимания
– Корректировка
И вы как тренер заметите, что в этой простейшей игре «Хлопочки» все это есть.
Если вы воспитательница в детском саду или вожатый пионер отряда или впервые берёте группу начинающих актеров для занятий комедийной импровизации вас ждет множество лирических моментов.
Когда вы невольно начнёте замечать и предугадывать как сложатся жизни и карьеры этих маленьких артистов.
Как они сами того не зная уже сейчас закладывают фундамент своего умения коммуницировать на всю жизнь.
Вернемся к процессу коммуникации:
Коммуникация отчасти похожа на педагогический процесс:
– Если вы спиной к классу что-то объясняете, у вас никогда нет уверенности, что они в принципе вас слушают, как бы понятно вы не объясняли.
О зрительном контакте у меня на канале есть отдельное видео с разбором видеопримеров знаменитостей. Зайдите и посмотрите, если вам интересны техники лучших.
– Допустим вы контролируете, что вас слушают, но совершенно не подумали о том, понятны ли термины и язык, на котором вы говорите – тоже риски вырастут
– Допустим вы контролируете зрительный контакт, вы сформулировали послание на языке слушателя, но промямлили и пробубнили себе под нос
– Допустим вы всё рассказали четко и внятно, но не задали проверочного вопроса, не дали задания, чтобы посмотреть, чему научился ученик.
–
– Тогда у вас нет уверенности, что ученик понял все правильно.
Все этапы важны. Именно об этом я говорю, когда использую термин «качественное общение». Это общение с предсказуемым результатом. Когда я знаю, какое настроение у собеседника я создам, а не палю из пушки по воробьям.
Сколько раз вы бывали в ситуации, когда «ну я же ему все сказал» или, когда вы шутите, а человек обижается. Или когда хотите поднять человеку настроение, а он только еще больше замыкается.
Теперь вернемся к хлопочкам. Это очень простая физиологическая игра и именно поэтому она может четко показать, как работает взаимодействие у рассинхронизированной группы и как после месяца тренировок по этой книге. Вы станете гораздо лучше понимать слушают ли вас, гораздо лучше понимать, как вас слышат и как вас понимают другие люди. Вы сможете отправлять в социум гораздо более сложные послания, потому что научитесь продумывать их формулировки.
Ну а пока начните с малого – научитесь принять хлопок от партнера слева, каким бы он не был и отправлять его в право качественно.
Смотрите в глаза.