Разминочная игра.
Именно эту игру я рекомендую использовать в начале каждой вашей тренировочной сессии.
Она помогает сплотиться, настроиться на нужный лад после всех перипетий нашей обычной жизни, а новичкам – научиться слышать друг друга и взаимодействовать.
Игроки становятся в круг.
Первый игрок поворачивается ко второму и, глядя в глаза, должен с ним одновременно хлопнуть в ладоши.
Затем второй игрок поворачивается к третьему и должен сделать то же самое.
И так по кругу.
Визуально это выглядит так, что игроки по кругу передают хлопок.
С новичками вы пройдёте все стадии: будут люди, которые не успевают, потому что витают в облаках. Будут люди, которые будут пытаться обмануть партнера, имитируя хлопок, хотя ведущий ничего не скажет об этом. Вот просто так его мозг устроен по дефолту – надо хитрить и побеждать.
Будут те, которые будут стремиться все сделать слишком быстро и не глядя в глаза «принимающему».
Но со временем вы синхронизируетесь и превратитесь в команду.
Да, эта игра очень простая. С нее надо начинать каждое занятие. Она позволяет запустить физические процессы, перейти от раздумий к действиям.
Прокрутите несколько кругов, пока игра не станет слишком простой для команды.
Да, иногда будет такое, что кому-то в первый день так и не удастся синхронизироваться со своим партнером – иногда для создания новых нейронных связей необходим крепкий сон.
Поменяйте направление движения по кругу. Обсудите с учениками, с кем им проще хлопнуть одновременно и почему.
Если пока еще эта игра тяжело дается всей группе, то чередуйте ее с такими играми, как «Телохранитель» и «Вжух».
Опытным актерам, артистам разных жанров будет легко влиться даже в сплоченный коллектив, потому что умение слушать у них уже есть.
Эта игра как раз этому и учит: ты не можешь выиграть в одиночку. Вы побеждаете только когда сплотитесь. Об этом вся импровизация и вся эта книга.
Вы играете с партнерами. Сначала с одним, а по мере развития группы сцены усложняются, и партнеров становится много. Выиграть можно только всем вместе.
Очень важно уметь слышать.
И очень важно уметь быть услышанным.
Об этом пишут мало, поэтому остановимся отдельно, так как у меня огромный опыт подготовки стендап-комиков, и недооценка умения быть услышанным часто тормозит развитие артистов.
Артист должен просчитывать за зрителя, как «его слово отзовется». Он подбирает слова так, чтобы в головах его слушателей складывались правильные схемы, понимание и появлялся смех. Это сложнейшая интеллектуальная задача: думать за других, предугадывать их реакцию на ваши слова. Но талантливые и тренированные люди с этим справляются.
Потому чувство юмора и ценится так высоко. Оно сравнимо с шаманством: вы говорите слова, а я физически реагирую на них. Иногда даже «не могу не реагировать» – смеюсь, хоть и пытался сдержаться. В этом есть элемент магии.
Из чего же складывается умение быть услышанным:
● Проверка, слушают ли тебя
● Формулирование послания под зрителя
● Высказывание послания
● Проверка понимания
● Корректировка
И вы, как тренер, заметите, что в этой простейшей игре «Хлопочки» все это есть.
Если вы воспитательница в детском саду или вожатый пионерского отряда, или впервые берёте группу начинающих актеров для занятий комедийной импровизацией, вас ждет множество лирических моментов.
Когда вы невольно начнёте замечать и предугадывать, как сложатся жизни и карьеры этих маленьких артистов.
Как они, сами того не зная, уже сейчас закладывают фундамент своего умения коммуницировать на всю жизнь.
Вернемся к процессу коммуникации:
Коммуникация отчасти похожа на педагогический процесс:
1. Если вы спиной к классу что-то объясняете, у вас никогда нет уверенности, что они в принципе вас слушают, как бы понятно вы ни объясняли.
О зрительном контакте у меня на канале есть отдельное видео с разбором видеопримеров знаменитостей. Зайдите и посмотрите, если вам интересны техники лучших.
2. Допустим, вы контролируете, что вас слушают, но совершенно не подумали о том, понятны ли термины и язык, на котором вы говорите – тоже риски вырастут.
3. Допустим, вы контролируете зрительный контакт, вы сформулировали послание на языке слушателя, но промямлили и пробубнили себе под нос.
4. Допустим, вы всё рассказали четко и внятно, но не задали проверочного вопроса, не дали задания, чтобы посмотреть, чему научился ученик.
Тогда у вас нет уверенности, что ученик понял все правильно.
Все этапы важны. Именно об этом я говорю, когда использую термин «качественное общение». Это общение с предсказуемым результатом, когда я знаю, какое настроение у собеседника я создам, а не палю из пушки по воробьям.
Сколько раз вы бывали в ситуации, когда «ну я же ему все сказал» или когда вы шутите, а человек обижается? Или когда хотите поднять человеку настроение, а он только еще больше замыкается?
Всего этого можно избежать, если разобраться с механикой общения.
Теперь вернемся к «Хлопочкам». Это очень простая физиологическая игра, и именно поэтому она может четко показать, как работает взаимодействие у рассинхронизированной группы и как, после месяца тренировок по этой книге, вы станете гораздо лучше понимать, слушают ли вас, гораздо лучше понимать, как вас слышат и как вас понимают другие люди. Вы сможете отправлять в социум гораздо более сложные послания, потому что научитесь продумывать их формулировки.
Ну а пока начните с малого – научитесь принять хлопок от партнера слева, каким бы он ни был, и отправлять его вправо качественно.
Смотрите в глаза.