1.3 Про свой личный опыт




Мой опыт сложился из параллельного с 2006го года обучения в техническом ВУЗе, первыми годами работы в офисе в компании дилере принтеров и копиров (да да, как в сериале «Офис») и стендап выступлений каждую неделю с новым материалом на телеканале О2тв.

В техническом ВУЗе МГУТ «СТАНКИН» я получил инженерный диплом, а потом остался в аспирантуре по любви к глубокой аналитике и построению перспективных гипотез. Я четыре года занимался наукой, шерстил учебники, читал статьи и самое главное писал, писал и писал. Писал сам, анализировал, переписывал и учился систематизировать и вырабатывать новое знание. В то же время вечерами выступал в первом в Москве Стендап шоу.

В бизнес среде, освоившись в офисе, я перешел на тренинговую и консультационную работу, так как мои умения анализировать большие объемы информации, отсеивать полезные знания из потоков популярной информации и создавать четкие и понятные лаконичные слайды были очень востребованы. Так я стал бизнес консультантом в компании Zeppelin International, где реализовал от исследований до оптимизации бизнес процессов проект по оптимизации всего департамента сельскохозяйственной техники.

В университете в это время я окончил аспирантуру и преподавал студентам третьего и четвертого курсов.

В стендапе я учился работать с живой публикой и писать шутки. Быстро стало понятно, что простого: «В юморе бывает либо смешно либо не смешно» недостаточно, чтобы всерьез прогрессировать и переходить от веселья к собственно юмору.

В 2010е годы в том числе удалось поработать на перекрёстке всех этих трех видов деятельности в образовательном проекте «Умная Москва», где за выходные я читал по 8 полутора часовых лекций по 100 человек каждая. Лекции не имели жесткой образовательной цели и носили научно-популярный характер. Практику же, как из серьезного сделать смешное и главное, как работает юмор на разную публику это давало беспрецедентно большую.

Вторым таким проектом, уже с более комедийным уклоном стали «Умники». Шоу, в котором стендап комики, КВНщики, радиоведущие, ведущие свадеб отвечали на серьёзные научные и исторические вопросы. Это шоу стало последователем ПрожекторПерисХилтон и QI и предшественником таких шоу как «Где Логика?» и ПараразБирацца.

Сплетение научного метода анализа, интеллигентного контекста и комедийного подхода с реальным стендаповским опытом без налета научности накопило уникальный опыт.

С 2015 года поток вопросов о юморе, его устройстве и запросов на развитие комедийных навыков вырос настолько, что я стал брать первых учеников и за пять лет это выросло в школу с регулярной группой и несколькими базовыми курсами для новичков.

Мой же опыт преподавания давал обширную практику наблюдения за тем, какие упражнения сильнее влияют на развитие эмоционального интеллекта учеников, а какие только веселят или «заставляют задуматься», но не развивают.

Также было видно с какими специфическими сложностями сталкиваются отдельные ученики в связи с нейрофизиологическими особенностями своего мозга или особенностями личного опыта. Как преодолевают трудности и где у них опускаются руки.

Говоря простым языком: ко мне приходили как гики-ботаны, у которых были шикарные идеи, но они не умели их рассказать и буквально боялись смотреть в глаза публике, так и разгуляй диджеи, пропитавшие свои мозги кислотой на казантипах и которым не стоило никакого труда подойти к любому человеку хоть и на улице, да только вот сказать толком было нечего. Это две крайности. Как и все в этом мире – большинство где-то между.

Для преподавателей, которые будут читать эту книгу надо сказать, что как с любым обучением есть парадокс и тут: каждый фитнес тренер мечтает готовить олимпийских чемпионов, для которых будет важен каждый витаминчик съеденный перед усердной тренировкой, а в результате нас наводняют клиенты, которым надо просто начать бегать хотя бы по 15 минут в день.

Отдельно стоит рассказать об опыте ведения блога на Ютубе. Начал я снимать видео в 2015ом и по сей день на канале выходит по 4 видео в месяц. Вышел на уровень 22.000 подписчиков, что для образовательного канала очень много. Видео набирали по 200.000 просмотров. Конкурировать на экране с развлекательным контентом за внимание публики, которая хочет развлечься непросто, но те, кто искали ответ на свои вопросы по тому как строить нетворкинг, как готовиться к публичным выступлениям, как запоминать текст, как реагировать на хеклеров со сцены, как готовиться к выступлениям, как писать шутки для презентации, как снимать рилсы экспертам и как делать стендап – всегда оставляли позитивные отзывы и часто становились моими клиентами в больших и важных для них проектах.


Так я запустил несколько собственных шоу: Умники, LoveMarket, Пятничный Экстаз, Свадебное Чистилище. Но эта книга посвящена только коммуникации и развитию мозга человека не связанного с шоу бизнесом. Обычного человека, который не стремится на сцену или стать звездой в интернете. Эта книга для тех, кто рассматривал для себя вариант пойти на тренинг по публичным выступлениям, технике речи или на актерские курсы – не как начало большого пути, а как небольшой инструмент в своей копилке умений.






Это книга для людей, которые хотят с открытым сердцем, дружелюбием и улыбкой вступать в общение с окружающим их миром.


Если говорить о людях, которые хотят пойти по моему пути и тренировать других по этой книге: режиссерах, бизнес-тренерах, коучах актерских и импров трупп, то будьте готовы, что и тут, чем менее вы будете профессиональны и неразборчивы в выборе партнеров для игр – тем чаще к вам будут приходить не люди имеющие амбиции стать новыми Ургантами, Щербаковыми и Квартетами И, а обыватели приносящие на занятия багаж своих комплексов, пробелов в образовании и деструктивных паттернов поведения. Со всеми ними они будут стремиться справиться при помощи веселья, но не дисциплины и работы над собой.


Будут и настоящие бриллианты. Люди, которым для успеха не хватало буквально вас. Это настоящее счастье, когда ты играешь в эти игры с талантливыми людьми, которые растут от игре к игре и удивляются вместес вами вновь раскрывшимся талантам.

Хорошая новость в том, что чем профессиональней, четче и продуктивней вы будете становиться, тем более высокого ранга артисты к вам будут обращаться. Дело в том, что чем амбициозней артист, тем сильнее он нуждается в профессиональных решениях его задач (а не проблем). Правда он уже и сам многое знает и умеет и очередные «хлопочки в ладошки» его не привлекают. А вот сложные игры вроде «Смешения Сеттингов» и «Мюзикла» вызывают у него настоящий восторг.

Мой опыт показывает, что уже после простой беседы или просмотра выступления комика или артиста других жанров, я могу достаточно точно сказать с какими упражнениями человек справится легко. Этот эксперимент неоднократно повторялся в моих воскресных группах, когда человек с высоким эмоциональным интеллектом впервые делал простые упражнения и сразу показывал высокие результаты.

Опыт сложился сначала в книгу «Юмор. Все Инструменты Комедии», которая залила фундамент понимания самой природы смешного и дала тысячам комиков конкретные инструменты для написания монологов.

Затем вышла книга «Юмор. Стендап. Психология сцены» снова сочетающая как и философскую аналитику самого искреннего комедийного жанра, так и простые и действенные приёмчики для тех, кто идёт с микрофоном в народ. Также вышла книга «Пишем Жанровое Кино Вместе» для режиссеров и сценаристов о том, как строятся большие значимые истории. Следом появилась книга «Школа Кино. Как написать комедию. Что скрывают курсы сценаристов и режиссеров» – о том, как устроена индустрия выпуска комедийных фильмов и как импров команды влияют на развитие методов производства. Все они содержат специализированные игры прокачивающие юмор в разных аспектах творческой деятельности.

Все это время на протяжении десятилетия я непрерывно вел живые группы, готовил артистов к выступлениям, минимум раз в месяц сам выходил на сцену, писал собственные сольные стендапы, которые вы легко можете найти на ютубе (поиск: Алексей Ярцев большой стендап). Также с упорством выводил на сцену с сольными программами и своих учеников. Помог сформулировать из разрозненных успешных монологов собственные сольные шоу четырём уже состоявшимся артистам. Все это есть на моем личном сайте.

Главный итог – это обтачивание психики для того, чтобы быть понятным тысячам разных людей, с разными когнитивными возможностями (а иногда даже и искажениями). Я научился работать как один на один, так и с массовой публикой, с залом незнакомых людей, которых мне предстояло смешить целый час и с друзьями. С людьми далекими от КВН и Стендапа и рассмешить Артура Чапаряна или Антона Лирника и Андрея Молочного из «Дуэт имени Чехова» вот так между прочим.

Опыт стендап комика, который заглядывает в глаза живым незнакомым людям и за несколько минут разогрева должен понять, что сработает именно на них, становится все более и более ценным в современном обществе, потому что все остальное за нас сделают машины.

И сейчас я решил поделиться простыми упражнениями, которые делают гении общения сами того не замечая в простой и доступной для новичков форме.

Начнём с разминки.


Загрузка...