Нас окружают люди и у них есть страхи, самые разных, их очень много. Во многих страхах мы не признаемся даже самим себе, не говоря уже про психолога, коуча или специалиста по психосоматике. А все потому, что порой не осознаем эти страхи. Что-то обсуждать просто-напросто стыдно, особенно если термины «врачебная тайна» или «конфиденциальная информация» не слишком хорошо известны специалисту, с которым вы обычно работаете.
Что, у вас нет такого на примете? Считаете, что и прорабатывать нечего? Поздравляю! Вы боитесь признаться самому себе в том, что у вас есть блоки, требующие тщательной проработки. А у кого их нет?! Только у тех, кто уже проработал все, что нашел, и не стесняется продолжать это делать, когда находит новые.
На этой позитивной ноте переходим к одному из самых больших и больных страхов любого предпринимателя или эксперта: «А вдруг купят у него, а не у меня». Признайтесь, вы тоже так думаете?! Может быть, не постоянно, но наверняка подобные мысли регулярно проникают в ваш мозг и «разъедают его изнутри». Как с этим бороться?! Как минимум, нужно признать, что человек покупает у человека, по симпатии, эмпатии и множеству других причин. Это только на маркетплейсах у кого карточка лучше оформлена и «прокачена», то и молодец! В жизни все иначе.
Именно поэтому не стоит загоняться на тему: «У нас схожие ниши, а я пущу конкурента к своим взлелеянным подписчикам, почти как козу к грядке с капустой». Вполне возможно, что кому-то из ваших подписчиков (а не клиентов) больше приглянется тот эксперт, которого вы прорекламируете в посте, сторис или рилс. Но ведь и вы можете понравится кому-то из подписчиков вашего партнера, тогда получится зеркальная ситуация. И что теперь, по каждому такому случаю «войнушку устраивать»? Это же просто глупо!
Клиентам всегда нужно давать возможность выбора. А уж тем, кто еще не является вашим клиентом – в особенности. Это замечание справедливо в обе стороны: не только вас выбирают клиенты, но и вы выбираете, с кем из них хотите работать. Может так получиться, что от вас к партнеру (конкуренту, если хотите) уйдет такой «новичок», с которым вы бы сами отказались работать в силу тех или иных причин. Ну вот «не нравится он, противный». А с партнером, напротив, у них полное взаимопонимание и внутренняя гармония. А может быть и наоборот, кто-то придет к вам, а партнер только «перекрестится украдкой». Мне знакомы такие случаи, да и вам, наверняка, тоже.
Что-то мы все об экспертах, да о консультантах. С ними все понятно: специалистов серьезного уровня не так уж и много, цену они себе знают и, чаще всего, за каждым клиентов не гоняются, напротив, могут позволить себе выбирать, с кем они хотят и готовы работать, а кого проще передать коллегам. И все будут довольны: и клиент, и партнер, который вам еще и долю малую за рекомендацию принесет. Об этом направлении в маркетинге мы поговорим отдельно, в серии книг «Маркетинг рекомендаций», а пока просто примите к сведению, что так бывает.
Давайте перейдем к услугам. В отличие от консалтинга, где эксперты продают свои знания и навыки оптом, занимаясь быстрым анализом ситуации клиента, оценкой рисков и составлением рекомендаций для дальнейших действий, чтобы изменить ситуацию и добиться положительной динамики развития, специалисты работают по-другому. Фактически, многие из них продают свое время – часы жизни, помогая другим людям (предпринимателям и не только) и компаниям решить те или иные вопросы, связанные с деятельностью компании или частного лица. Вот только они делают результат, выполняют те или иные действия, а не просто рассказывают «как космические корабли бороздят просторы Большого Театра».
Понятно, что у услуг может быть определенная себестоимость, например, затраты на сервисы, комплектующие и расходники и т.д. И это не считая оплаты труда специалистов-исполнителей, если вы уже не самостоятельно этим занимаетесь. А поскольку большинство делегирует именно исполнение обязательств в первую очередь, себестоимость у этого направления будет формально и реально выше, чем у экспертов-консультантов. Вот только если не учитывать рабочее время этого самого классного специалиста. А как только начинаем считать всё, сразу становится понятно, кто же «молодец» и почему так получилось. Поэтому, если вы хотите обмениваться услугами, то стоит учитывать их себестоимость, точку «выхода в 0». Да, не заработаете в моменте, но хоть не в минус уйдете, что тоже неплохо. Опять же, получите ответную услугу, которая тоже стоит каких-то денег. Если они сопоставимы, то все отлично, все довольны, а взаимная реклама получилась на славу. Если нет, то расстраиваться тоже не стоит, просто считайте это инвестициями в развитие вашего дела.
Для товарного бизнеса ситуация еще проще и сложнее одновременно. С одной стороны, расходов больше (закупка товара, логистика и т.д.), но ведь можно спокойно расширять географию и ассортимент, а с другой – увеличение количества заказов – это всегда «мощный толчок для развития». Здесь обязательно нужно «считать цифры», чтобы понимать с кем и на что можно поменяться в рамках взаимовыгодного сотрудничества, а также какие риски есть в том случае, если ту же толстовку решат купить не у вас, а у визави, одного из партнеров.
Стоит задумываться «почему так» в том случае, когда ваши реальные клиенты, ранее «проголосовавшие деньгами за представленные продукты, начинают бежать к конкурентам. Конечно, речь может идти и о финансовой составляющей, но чаще всего – это отсутствие внимания к ним. Каждый человек хочет почувствовать себя уникальным, особенным, нужным, полезным. Для этого можно сделать следующее: начать общаться со своими клиентами, выявить их потребности, возможно, провести какой-то опрос, диагностику или интервью, чтобы делать предложения, от которых невозможно отказаться. Дайте им заботу и внимание, они это оценят и «проголосуют деньгами» в вашу пользу. А если кто-то из них выберет «новые горизонты», то им следует пожелать «счастливого пути». Если, конечно, вы не решите их остановить, проявляя чудеса маркетинга и дипломатии. Хотите?!
Задания к главе 10:
10.1. Какие страхи относительно продаж у вас есть?
10.2. «А вдруг купят у него, а не у меня» – это про вас?
10.3. А вы боитесь, что клиент выберет не вас?
10.4. Есть опасения, что постоянные клиенты могут уйти от вас?
10.5. Конкуренты для вас – враги или партнеры?
10.6. Почему вы так считаете?
10.7. Зачем вам именно такой подход к конкурентам?
10.8. Даете ли вы возможность выбора своим клиентам?
10.9. Готовы ли вы рекомендовать клиенту кого-то из конкурентов/партнеров, если считаете, что они смогут лучше решить его вопрос?
10.10. Рекомендуете ли вы конкурентов/партнеров тем клиентам, с которыми не хотите работать сами?
10.11. Как вы считаете, ваши конкуренты/партнеры могут поступить также?
10.12. Боятся ли они, что их клиенты уйдут к вам?
10.13. Будете ли вы явно переманивать к себе лучших клиентов от партнера/конкурента?
10.14. Как вы отнесетесь к тому, что партнер/конкурент начнет сманивать ваших топовых клиентов?
10.15. Какие шаги вы предпримите и почему?
10.16. Сможете ли вы дальше работать с таким партнером и почему?
10.17. Принимаете ли вы принцип: «обращайся с другими также, как хотел бы, чтобы обращались с тобой»?
10.18. Как вы планируете поступить со своими страхами?
10.19. Готовы ли вы рискнуть и попробовать?
10.20. Что или кто может вас остановить?
10.21. Какие критерии оценки результативности «обмена аудиториями» вы выберите?
10.22. Какой результат будет для вас успехом/неудачей?
10.23. Почему вы так считаете?
10.24. Что вы посчитаете за вау-эффект и почему?
10.25. Готовы ли вы к доработке продукта/блога/маркетинга/сервиса по итогам взаимодействия с блогером?
Ответы аргументируйте. Постарайтесь привести не менее 3 весомых аргументов.