24 июля, вторник
Ночью Орлана мучил кошмар. Гигантский спрут схватил его за ногу и волок в бездну. Он сопротивлялся, вырывался, казалось, вот-вот выберется на твердую землю, но огромная тварь набросилась на него снова, обвила щупальцами пояс. Утопающий уже не мог двигать ногами, затем смертельное кольцо сжало руки, только губы оставались свободны. Он спасался губами: звал, захлебывался, но никого не было рядом, и беспросветный мрак затягивал все больше и глубже…
От ужаса Орлан закричал и проснулся. Он был один в комнате, рассчитанной на троих. За окнами стояла темень. Над выходом из комнаты горела дежурная лампа. Часы показывали 4:23. Рано, чтобы вставать, но засыпать он больше не собирается… Мрачное ощущение кошмара давило на виски и грудь.
Мальчик взбил повыше подушки, сел и начал прокручивать в памяти вчерашний разговор с Борисом. Ясно, что выход у него только один – выступать. Он никогда не простит себе упущенной возможности обучаться в такой школе. Что ж придется глотать горечь от своих позорных проигрышей, но, в конце концов, его здесь почти никто не знает. Какое зрителям будет дело до неуклюжего червяка, когда рядом начнут красоваться орлы? Повторится схема, известная с дома. Пока его не знают, то разговаривают, общаются. Даже девчонки. А когда узнают, что он нищий без связей, тут его облик сливается со стенкой и для богатеньких деток становится просто невидимкой. Паренек тяжело вздохнул. Ему только-только должно исполниться 12 лет, но под грузом проблем он чувствует себя дряхлым стариком.
Теплые струи душа согревали тело и отгоняли дурные мысли. К наставнику он пришел раньше времени, кабинет был закрыт, и Орлан присел на корточки под дверью. Терпеливо ждал и неотвязно думал, что тренера он разочаровал, а после нескольких неудачных выступлений его просто вытурят из школы и… Дальше маячила ненавистная квартира, она же кротовая нора… Руки непроизвольно обняли колени, отяжелевшая голова не смогла вынести такой несправедливости и упала на них…
– Спишь? – Стеценко теребил его за плечо.
– Нет! Я просто жду вас… – Орлан неуклюже поднялся. Видимо, глаза он сомкнул не на минуту, раз не слышал шагов тренера.
Борис внимательно на него посмотрел и в привычном режиме выдал ежедневное задание. Утро вовсю сияло блестками на ленивых волнах, зеленью в листве одиноких пляжных деревьев, желтизной песка и первыми отдыхающими, бодро принявшимися за гимнастику. Раздавал флаерки Орлан привычно. Казалось глупостью, что когда-то он побаивался этой легкой работы. Дующий морской бриз потихоньку расправлял паруса надежды, что все как-то образуется.
***
Тренером по прыжкам оказался чернокожий Курт. Он присутствовал раньше на тестах, поэтому сразу захватил Орлана в оборот – повел в раздевалку и выдал специальную обувь. Это были закрытые мягкие кожаные ботинки со множеством застежек, в добавок наколенники, налокотники, перчатки и плотно застегивающаяся каска. Ботинки были очень приятные на ощупь, как кожа на внутренней стороне руки. Орлан аж зажмурился от удовольствия, пока их натягивал, а тренер без остановки сыпал шутками между объяснениями, как пользоваться инвентарем, и белозубо скалился.
Затем они вышли в зал для тренировок. Орлан оторопел: зал для альпинизма был большущий, но размеры этой конструкции вообще не поддавались описанию! Огромные просторы делились на несколько ярусов с дополнительными углублениями и движущимися инсталляциями – имитациями самолетов, вертолетов, ньюфлаев, поездов и машин… Присутствовала имитация на различные виды приземления – почву, асфальт, деревья, городские крыши, воду и песок. У шустрого мальчишки перехватило дух, зачесались руки и захотелось попробовать все и сразу.
– С чего желаешь начать? – спросил веселый тренер.
Орлан внимательно уставился на Курта: вдруг он шутит? Тот улыбался и смотрел на него вполне дружелюбно.
– А можно прыгнуть с самолета? Вон того – красивого, красного? – новичок указал на один из самых высоких объектов под потолком.
– Конечно, можно!
Орлан сразу воспарил к самолету мечты.
– Но этот самолет для прыжков с парашютом из движущегося объекта. Сперва придется научиться обращаться с парашютом, изучить технику падения и приземления, психологически подготовиться, потренироваться на малой высоте. Готов учиться?
– Да! А много это займет времени? В смысле обучение?
– На третьем занятии уже прыгнешь.
– А быстрее нельзя? Мне очень надо все быстро освоить!
Курту, видимо, нравился его настрой:
– Все можно! Я бы тогда порекомендовал осваивать общую практику прыжков параллельно с парашютом. Хочешь?
– Здорово! И тогда можно будет прыгать отовсюду?
– Ага. Ну что начнешь заниматься в мини-группе? Правда, тебе придется схватывать все налету. Остальные уже прошли предварительное занятие по теории… Выучишь дома теорию по технике безопасности и обмундированию сам?
– Конечно, выучу! Готов приступить сейчас же!
– Тогда пошли.
Курт подвел его к другому тренеру – чернокожему Райану, что стоял посреди трех ребят, и, многозначительно подмигивая, отрекомендовал им Орлана – парня, «которому надо все побыстрей!» Второй тренер был точной копией первого, только моложе. Своим ученикам он показывал, как надо прыгать с полуметровой высоты, а главное, приземляться на разные поверхности. У каждого из пацанов было свое место для тренировки – они прекрасно видели друг друга, прыгали по очереди, а тренер комментировал: гуд-бед. Рельеф пола менялась от нажатия кнопки руководителя. Когда они опробовали все возможные поверхности по 2 раза, Райан дал команду прыгать одновременно всем. Мальчишки прыгали и прыгали. В случае неудачи тренер распекал неумеху, но без злобы, вновь объяснял, и они заново прыгали сообща.
Перешли на метровый помост, и повторилась серия разнообразных прыжков. Через 40 минут прыжки с 1,25 метра и, наконец, полтора метровая высота. Орлан потерял счет времени, но не сдавался. Два паренька лет по 10 из их группы явно запыхались и были счастливы отдохнуть. Они, кстати, получали больше всех замечаний. Из-за Орлана не было повторных прыжков ни разу. Еще один мальчик-китаец тоже держался молодцом.
– Я – Чен, – представился он Орлану.
– Очень приятно. Орлан. Сколько тебе лет?
– Тринадцать.
– Ого! – Орлан сильно удивился, по его прикидкам китайцу должно было быть 11 лет.
– Ты не смотри, что я маленького роста! – понял его Чен. – Я жилистый. Знаешь, как я разбрасываю своих противников в вольной борьбе? Аж разлетаются!
– Круто… – выдавил Орлан. Он бы тоже так хотел. – А зачем пошел на прыжки?
– Здесь довольно дешево можно купить пакет на 5 секций одновременно. Разница между 5-ю и 3-мя почти незаметна. Теперь кроме моих обычных восточных единоборств, борьбы и бокса я имею прыжки и гонки. А ты еще чем занимаешься?
– У меня альпинизм, плаванье, развитие вестибулярного аппарата. Ты откуда приехал?
– Я из Харькова. А ты?
– Я из Мега-города.
– Прикол. Это же почти закрытый город. Сильно вас там прессуют?
– В смысле?
– Мальчики, хорош расслабляться! Или вы уже раздумали осваивать парашюты? – Райан громко хлопал в ладоши. – Пошли учиться их правильно укладывать! Живее-живее! – торопил он уставших 10-леток.
Разговор с Ченом повис в воздухе, оставив Орлана недоумевать.
После объяснений Райана и учебного видеоролика они сложили по 5 парашютов, потом еще по 5. Позже тренер сжалился над измученными учениками, стал рассказывать и показывать обучающее видео по прыжкам с парашютом. Мальчишки удобно сидели на матах и с удовольствием смотрели учителю в рот. Очевидно, это была самая радушная секция в школе. Курт подошел в конце занятия, и два приветливых тренера ослепили новичков своим оптимизмом.
***
После душа и переодевания, Орлан с двойным удовольствием уплетал за обе щеки. Он заметил, что Чен тусовался с ребятами-китайцами. Видимо, в школе почти все кучковались по любимым играм или секциям. Альпинисты появились, когда он дожевывал пирог. Джуан, Олег и еще двое мальчишек кивнули ему. Орлан жалел, что у него нет гаджета или другого связывающего устройства для общения. Ну, почему у него вечно нет самого необходимого? Однако настроение не мог испортить даже этот прискорбный факт.
К Стеценко парнишка пришел довольный жизнью, и все уши ему прожужжал: какие классные тренеры на прыжкам! Борис охотно его слушал и загонял на глубину. Вода подошла уже к подбородку, но мужчина, словно не видел этого, и манил к себе, где еще глубже.
– Тренер, мне там будет с головой… – робко промямлил Орлан.
– Так плыви, чего ты идешь? – Стеценко вызывающе глядел на ученика.
Новичок попытался лечь на воду и грести. Вода лезла в рот и нос, он не держался на ней, а его попытки плыть были просто смешны. Но Борис его позора, видимо, не замечал.
– Давай быстрее, плыви ко мне!
Боязнь окончательно разочаровать учителя подстегнула Орлана, он начал отчаянно продвигаться в сторону Бориса, жалко махая руками и ногами. В какой-то момент у него даже получилось, и тут он решил немного передохнуть, но не нащупал дна…
– Спокойно. Без паники. Держись за меня, – наставник оказался рядом как раз вовремя. Орлан судорожно вцепился в его руку. – Отдохни чуток. Ровнее дыхание. Помнишь движения руками и ногами? Проплыви вокруг меня.
Как ни странно, но к концу полуторачасового занятия он уже уверенно плавал вокруг тренера и даже к бортику.
– Ну что? Все так страшно, как ты себе представлял?
– Нет, совсем нет. Тренер, а завтра я не забуду, что умею плавать?
Борис посмеялся.
– Собирайся, тебе еще на работу – готовить зал для выступлений.
– Толстый инженер меня терпеть не может.
– Глупости. К Михаилу Ивановичу нужен подход. Он толковый мужик и многому может научить, если докажешь, что тебе интересна его работа. Кстати, это тебе Курт передал, – он протянул электронное устройство.
– Что это?
– Электронная книга. Изучишь досконально 3 документа на рабочем столе к следующему вторнику.
– А звонить с нее можно?
– Нет. Если скучаешь по родителям, могу устроить видео свидание.
– Не надо.
– Точно?
– Да. Я хотел созваниваться с ребятами из школы. А родители сбагрили меня и, наверное, танцуют от радости без ненужного сына.
Стеценко на это никак не отреагировал, а мальчик побежал снова в душ и на работу.
***
Сегодня они готовили 2 зону для гонок: ставили бортики, раскладывали-укрепляли резиновое покрытие, проверяли с помощью роботов и устройств каждый его миллиметр. Отдельно собирали препятствия, ставили на отведенное им место, проверяли, затем убирали до нужного момента. Орлан крутился, как флюгер, но толстому механику его усилия были незаметны. Он гаркал на юного помощника и спрашивал вслух, ни к кому не обращаясь: «И почему на мою голову сыплются одни дебилы?» Было до боли обидно, но Орлан делал вид, что не понимает намеков. Поставили передвижные трибуны, и мальчик пошел ужинать.
Тетя Надя вручила ему припрятанные с обеда пирожные и по-матерински выспрашивала: кто обидел ее любимчика? Орлан сознался, что грустный, так как у него скоро выступления, к которым он совсем не готов. Повариха жалела его, а он уплетал вкусняшки и думал, что жизнь в школе не так и плоха.
Выступления его однозначно впечатлили. Гонки на велосипедах, мотоциклах, машинах смотрелись на одном дыхании. Потом на той же технике асы показывали просто акробатические номера, затем преодолевали полосу препятствий – оторваться невозможно! Под впечатлением Орлан вернулся в комнату, но сразу не лег спать, а читал теорию по прыжкам.
***
25 июля, среда
Наутро он еле встал. Когда брал рекламные карточки, они рассыпались на пол.
– Ты чем ночью занимался? – Стеценко смотрел очень недовольно.
– Я немного почитал перед сном.
– Что значит «немного»? Во сколько лег спать?
– Не знаю. Прочитал все, что было, и лег.
– Так, Орлан. Ты должен научиться правильно распределять свое время. Если по будням надо рано вставать, и днем нет времени для чтения, разумно отложить его на выходные или читать вместо просмотра выступлений. Понимаешь, почему так надо?
– Да.
– У тебя сегодня тренировка на развитие вестибулярного аппарата, а завтра свободный день. Можешь отдохнуть или позаниматься в одной из своих секций. Что выбираешь?
Орлан явно тупил – до него с трудом доходил смысл слов. Тренер, видимо, это понял:
– Ладно, иди. Подумай на досуге, чем займешься.
***
С занятия он выбрался полностью разбитый. У него получалось проходить запланированные испытания в центрифуге, к тому же занимался с ним тренер почти индивидуально – желающих отправляться в космос было мало. Орлан насчитал всего троих кроме себя.
Пошатываясь, он добрел до столовой. Взял суп, второе, побольше сладкого – кусок шоколадного торта, пару эклеров, желе в фигурной чашечке. Запивал кушанья вишневым соком. Но ел как-то странно. Обычно завтрак поднимал ему настроение – ел бы и ел! – а сейчас подносил ложку ко рту, пережевывал и глотал, почти не чувствуя вкуса. К удивлению, мягкое желе стало поперек горла, он не смог его одолеть. Как в душераздирающем фильме, при каждом шаге в комнату его пугали шатающиеся в коридоре стены, и рухнул он на кровать в странном полусне. Проснулся от того, что кто-то щупал лоб. С трудом разлепив веки, мальчик увидел Бориса.
– Я сейчас, сейчас встану и пойду плавать, – вяло пролепетал паренек.
– Время уже послеобеденное. Тренировку ты проспал. Как себя чувствуешь? Сядь. Голова не кружится?
Вообще-то картинка плыла перед глазами, но он решил об этом не говорить.
– Все нормально.
– Встань, пройдись по комнате.
Орлан подчинился.
– Ложись на кровать. Сегодня работать не будешь, отдохнешь, но обязательно сходи поужинать чем-нибудь легким. Полвосьмого я жду тебя в плавках на выступлениях. Понял?
Тренер ушел. Усталый мальчишка завалился дальше спать, предварительно поставив будильник на 19-00.