Пленка склеивается по футажным номерам.
ФУТАЖ – нумерация.
МОНТАЖ – метод творческого мышления.
КОМПОЗИЦИЯ намекает на ход мысли художника. Помогает зрителю проследить тот творческий путь, который он ему предлагает.
В театре монтажной единицей является МИЗАНСЦЕНА.
МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ изначально возник в театре, и лишь затем Эйзенштейн привлек его в киноискусство.
Для Тарковского Монтаж и Кино вещи идентичные.
В кино ПЛАНОМ называется соотношение соотношение рамки обзора и помещенного в ней предмета.
Съемочный кадр априорно длиннее монтажного.
КАДР имеет отношение к ДЛИТЕЛЬНОСТИ, т.е. это ВРЕМЕННОЕ.
ПЛАН – имеет отношение к КРУПНОСТИ.
Установка камеры имеет прямое отношение и к ПЛАНУ, и к РАКУРСУ.
Хичкок говорил: «Гриффит перенес камеру из партера за кулисы». Кино перестало быть плоскостным после революции Гриффита, когда персонажи стали двигаться на камеру.
Кино разрушило театральный принцип ЕДИНСТВА МЕСТА, ВРЕМЕНИ и ДЕЙСТВИЯ, – в кино этих ограничений нет. Это искусство временное.
Появилась свобода (и принудительность) планов.
КРУПНОСТИ:
Деталь: Глаз.
Крупный План: Лицо.
Средний План: По пояс.
Общий План: Человек в среде.
Американский План: Человек по колено.
Полный План: В полный рост.
Дальний План: Мир. Антураж.
На разных планах нам дается разная ИНФОРМАЦИЯ о персонаже.
На ПОЛНОМ плане нам дается ПЛАСТИКА персонажа. Его походка. Движения.
На СРЕДНЕМ плане говорят ЖЕСТЫ: концентрация нашего внимания на чем-то наиболее важном. Подобное сочетание кадров наиболее КОМФОРТНО для подачи.
СРЕДНИЙ план дает нам ФОН, ГЛУБИНУ.
Американский (ПОКОЛЕННЫЙ) план очень ПЛОХО МОНТИРУЕТСЯ со СРЕДНИМ и КРУПНЫМ планами.
Если снимаемый МАКЕТ в 10 раз меньше реального предмета, – пленка должна крутиться В 10 РАЗ МЕДЛЕННЕЕ.