У большей части компаний нет никакой другой явной идеи, кроме как заработать акционерам как можно больше денег. Если мы спросим собственника, для чего ему бизнес, то получим, скорее всего, один из трех вариантов ответа:
«Сделать меня материально независимым, т.е. богатым»;
«Сделать меня известным»;
«Сделать меня свободным»
Но это лишь следствие и результат правильных инвестиций, правильного выбора цели и правильного пути.
Миссия – это то, ради чего создается предприятие, тот конечный социальный результат, на оплату которого со стороны общества надеется предприниматель, формируя свою бизнес-идею. Многие путают миссию и предназначение компании.
Предназначения – это планирование непосредственного результата, который получает потребитель.
Например – если предприятие производит автомобили, то:
Предназначение – обеспечение определенной целевой аудитории машинами определенного класса.
Миссия, например – это надежность, комфорт, лучшие инновации в безопасность для семей с детьми, любящих поездки и путешествия.
Почему многие не задумываются о создании ценности компании?
Я думаю, тут 3 причины:
1.Историческая традиция ведения бизнеса.
2.Неготовность Руководителя меняться. Практически у всех ментальная культура – "я умный, поскольку добился успеха, а ты неудачник".
3.Окружение руководителя. Те, кем окружает себя руководитель напрямую влияют на его решительность.
Вы скажите, что это все демагогия – возражу, все те, кто стал мировыми лидерами, во главу угла своего достижения успеха ставили ценности, на которых формировали миссию и идеологии развития компании.
Это то, что называется Ваш бренд и репутация.
На самом деле ответ прост:
Ценности – это то, зачем мы пришли работать в данную компанию.
Пример:
Джон Скалли был президентом Pepsi в 1970-х годах и помог сделать из стартапа компанию, которая отобрала большую долю рынка промышленного гиганта Coca-Cola. Он познакомился со Стивом Джобсом, когда ему было 27 лет, и он был вдохновляющим и потрясающим молодым человеком, он был абсолютно уверен в себе и в том, что собирается изменить мир. Они вместе общались 5 месяцев, и потом Стив Джобс предложил ему работу в Apple. Вот как это происходило:
"Мы были в Нью-Йорке, в его квартире, он смотрел на реку Гудзон, и я обернулся, чтобы сказать ему: Стив, я не приду работать в Apple. Вы удивительный человек, я знаю, что вы добьетесь успеха, но это не для меня.
Он долго смотрел вниз, потом поднял на меня глаза и спросил: «Ты хочешь продавать сахарную воду всю оставшуюся жизнь, или пойдешь со мной, чтобы изменить мир?». Через неделю я работал в Apple".
И Google, Facebook, Amazon, и многие другие гиганты стали именно благодаря осознанности в том, что они хотят делать и стали ведущими компаниями.
Ценности – это не профанация, или декларация.
Те, кто пренебрегают этим не видят сами, как компания теряет репутацию в глазах всех партнеров.
Для примера миссия и ценности ведущих мировых корпораций
Миссия PayPal:
Демократизировать финансовые услуги, чтобы обеспечить доступность доступ к доступным, удобным и безопасным продуктам и услугам всем, независимо от происхождения или экономического положения, чтобы они могли контролировать свою финансовую жизнь
Ценности PayPal:
Взаимодействие. Инновации. Благосостояние. Включенность.
Миссия eBay:
Мы соединяем людей и строим сообщества, чтобы создать экономические возможности для всех.
Ценности eBay:
Великолепная стоимость и уникальный выбор.
Миссия IKEA:
Предлагать широкий ассортимент хорошо спроектированных и функциональных товаров для дома по настолько низким ценам, чтобы как можно больше людей могли себе позволить их приобрести.
Ценности IKEA:
Единство. Забота о людях и планете. Осознание расходов. Простота. Обновление и улучшение. Отличие со смыслом. Брать на себя и делегировать ответственность. Руководство личным примером.
Все компании, которые приходят на рынок и управляются руководителями имеют свою миссию.
Многие могут со мной сразу начать спорить, приводя в пример успешные компании приятелей, знакомых, в которых нет данного подхода, но они успешны. Все это верно одно не противоречит другому. На самом деле есть осознанные и провозглашённые ценности и есть не осознанные или не сформулированные явно, но уже существующие и работающие.
Например:
Наша компания – это компания друзей, или единомышленников. Наша цель – добиться успеха опередив конкурентов за счет скорости (удобств, качества, креативных решений, личностных связей, административного ресурса, качества, цены, прочее).
В этом случае предназначение – создание отличающегося в чем-то от конкурента товара.
Ценность для покупателя -качество (скорость, удобства), но по более привлекательной, чем у конкурента, цене.
Если вы хотите, чтобы работа в компании, создавала новые возможности и побеждала конкурентов:
– Превратите ценности в цели.
– Превратите цели в действие и правила.
–Превратите правила в корпоративную культуру (далее по тексту К.К.).
Исследование:
Исследование компании Тарус Эксперт показало, что:
Российские компании (российский менеджмент без значительного влияния со стороны западных партнеров):
20% – имеют сформированную серьезную К.К.
80% – не осознанная К.К., текущая существующая, практически никем не осознаваемая.
Западные компании (иностранный менеджмент и российский менеджмент):
70% – осознанная К.К.
30% – нет К.К.
Западные компании (только российский менеджмент, достаточно сильные корпоративные традиции):
50% – 50%
Восточные компании:
90% – осознанно сформированная культура компании.
А теперь посмотри вокруг, что большинство покупает, что смотрит, чем пользуется и на чем ездит. Ответ увидите сами.
На самом деле все просто – свои модели поведения люди, как правило, выбирают подсознательно. Часто, если вы спросите человека, почему он поступил именно так, а не иначе, он может весьма разумно обосновать свое решение, и при этом обоснование не будет иметь ничего общего с истинной причиной.
Люди часто делают именно «так», потому что это им кажется это очевидным, потому что мы привыкли именно так делать.
А "так делать" происходит потому, что компания убедила всех в том, что «это ценно и правильно».
Укоренившаяся привычка поступать определенным образом, без веских и убедительных причин, редко подвергается пересмотру.
Анекдот:
Если вы слишком много работаете – заведите кота.
Силой личного примера он перетянет вас на сторону истинных ценностей:
покоя и умиротворённого созерцания.
Но главное в том, что привитие нравственных ценностей К.К. идет через личный пример лидеров.
Если вы убеждаете всех, что превыше всего в компании честности, а используете права обычая заставляя "думать сотрудника, о чем должен и о чем нет", то и остальное все поставят под сомнение. И это будет просто профанация.
Если декларируете, что "люди – это главная ценность», а затем требуете делать все больше, но с меньшими затратами, то сотрудники будут просто выгорать на работе. А ваши потуги создать из компании известный Бренд, так и окажутся мечтами на бумаге. И какое уж тут увеличение продаж!
Если в вашем понимании, что основными ценностями работника являются деньги, то это вопрос времени, когда Ваш конкурент предложит им больше, и они уйдут к нему.
Теперь о цели.
“Когда вы абсолютно ясно представите себе результат, который вам нужен, все возможные способы его достижения начнут проявляться перед вами”. Марк Твен
–Цель должна быть амбициозная, интересная.
–Цель должна уметь зажигать, сплачивать вокруг нее работников и вдохновлять ее достигнуть.
–Цель должна заинтересовывать людей, чтобы они понимали, что свои амбиции, желания они достигнут в вашей компании.
–Цель должна совпадать с их желанием ее достигать, а не принуждением к выживанию и существованию в Вашей компании.