Глава 3. Тайна забайкальского мастера

Алексей, который до этого мгновения то ли делал вид, что разговор его не интересует, то ли и в самом деле не вслушивался, вдруг поднял голову. Он хотел что-то сказать, но тут у Тони в сумке запел телефон. Она извинилась и бросила быстрый взгляд на экран. Звонил брат. Девушка заметалась: было поздно, значит, что-то опять случилось. Хотя куда еще. Взять трубку? Неловко, она в чужом доме, и Григорий Николаевич и так тратит на нее свое время. Не брать? Она уже не взяла один раз. А Эдик мертвого достанет, он умеет.

Григорий Николаевич, поняв ее сомнения, кивком показал, что не возражает, и девушка вынула телефон.

– Только быстро, Эдик, – резко произнесла она. – Я не дома, мне неудобно говорить.

Услышав имя, Алексей не сдержал кривую усмешку. Или не счел нужным сдерживать: Тониного брата он еще пятнадцать лет назад, с самого момента знакомства, считал ленивым никчемным оболтусом и не скрывал этого. И был совершенно прав.

Тон у Эдика был подозрительно веселый и расслабленный.

– Тонька, не переживай, все решилось!

– Каким образом, интересно? – спросила она, стараясь, чтобы голос казался ледяным.

Брат замялся.

– Эд?

– Короче, это не я, тут выяснилось. У меня все сухо, а это общий стояк в подъезде рванул.

– А сразу проверить нельзя было? Эдик, ты меня…

Тоня не стала дожидаться ответа, оборвала разговор и смущенно подняла взгляд.

– Простите.

Оба Воронцова вежливо промолчали. Она повернулась к ювелиру.

– Григорий Николаевич, мне очень неловко, что я вас побеспокоила… Но у меня, кажется, теперь нет никаких причин продавать серьги. Спасибо большое.

– Но кофе-то вы допьете, надеюсь?

– С удовольствием. Простите. И… могу я спросить?.. Вы, получается, что-то знаете про них? – она кивком указала на сверкающие в футляре камни.

Старший Воронцов перевел взгляд с гостьи на племянника.

– Как я понимаю, время у нас есть? Впереди выходные и на работу никому рано не вставать, ты остаешься на ночь, а Тонечка на своей машине и к расписанию транспорта не привязана?

Алексей кивнул, Тоня тоже осторожно качнула головой, соглашаясь. Григорий Николаевич снова надел очки и придвинул поближе раскрытый бархатный футляр.

– Леша, хоть и далек от этого, знает, что область моих интересов – русское ювелирное искусство девятнадцатого века. Это сейчас у нас и интернет, и поисковики, а раньше-то ничего подобного не было. Вы оба, наверное, и не представляете, как это – нет интернета.

– Очень даже представляю, – улыбнулась Тоня. – В детстве-то не было. Я помню.

– В то время любая работа, любой подбор данных – это был поход в библиотеку. И поиск книг в каталоге. Не кликом мышки, а перерыванием кучи карточек. Еще и далеко не все выдавали на руки, часто только в читальном зале можно было посмотреть. Как бы вам объяснить…

Тоня снова улыбнулась, уже чуть смелее:

– Не надо объяснять, я же в библиотеке работаю.

– Правда? Да, вы всегда были книжной барышней. Ну, тогда поймете, – Григорий Николаевич потянулся к стоявшей на столе гейзерной кофеварке и вылил в свою чашечку остатки остывшего кофе. – Я готовил материал для «Русского ювелира», он тогда только-только начал издаваться. Может, пара номеров успела выйти, не помню. Мне заказали большую статью об искусстве Восточной Сибири. В девятнадцатом веке столицей ювелирного дела за Уралом был Иркутск, там были целые семьи мастеров – работали с церковной утварью, делали оклады для икон. В поисках материала для статьи я отправился туда – порыться в библиотеках, в архивах, поработать в краеведческом и в художественном музее.

– Прямо в Иркутск? – удивилась Тоня.

– Да. Журнал оплатил эту поездку, и статья, без ложной скромности скажу, получилась превосходная. Но и сил я на нее потратил немало – информацию о многих мастерах и их работах пришлось выискивать по крупицам. В одном из архивов я наткнулся на любопытную рукопись – наброски то ли романа, то ли повести. В редком дневниковом жанре, языком явно девятнадцатого века, но уже в новой орфографии. Рукопись оказалась неполной, без начала и без конца. Кто-то ее обработал уже в наши дни: похоже, это был третий, а то и вовсе четвертый экземпляр, напечатанный на пишущей машинке через далеко не новую копирку. То ли по недосмотру сотрудников, то ли еще по каким-то причинам рукопись никак не была оформлена. Уточнять, что это за документ, было некогда – я торопился закончить статью. Но кое-что в этом дневнике меня заинтересовало: написан он был от лица ювелира тех лет, как мимо такого пройти? И я попросил разрешения снять копию.

Тоня качнула головой, показывая, что внимательно слушает, и, когда Григорий Николаевич сделал паузу, спросила:

– И вам разрешили?

– Да.

– А дальше?

– Дома, уже в Москве, про рукопись я вспомнил не сразу. Были девяностые, даже с моим именем приходилось крутиться, как белка в колесе. Потом, когда разбирал бумаги, наткнулся на нее и пробежал. Город, в котором происходит дело, назван там просто Н., но Нерчинск узнается довольно легко – достаточно одного упоминания о сереброплавильном заводе. Идея у повести оказалась хоть и не новая, но интересная: герой, талантливый мастер, делал украшения, в которые вкладывал какую-то силу.

– Волшебные? – усмехнулся младший Воронцов. – Как кольцо всевластия?

Григорий Николаевич покачал головой:

– Не такого уровня, конечно. По крайней мере, поначалу. Первые работы, про которые говорится в дневниках, были, как бы сказать, – он задумался, выбирая слово, – местного действия. Фероньерка спасла жену городничего от постоянных мигреней. Пряжка на ремень избавила местного стряпчего от резей в желудке, которые донимали его с детства. Скромное колье сняло приступы удушья у попадьи. Мастерство понемногу росло. Герой рукописи не мог поехать учиться в Москву или Петербург, но добрался до Иркутска, где смотрел работы Харинского, Фереферова и других… – ювелир вдруг взглянул на племянника. – Леш, ты хоть меня придержи, меня же в дебри и тонкости унесет.

Алексей молча улыбнулся. Тоня крутила в руке пустую кофейную чашечку и слушала, боясь пропустить хоть слово.

– И герой начал лечить людей? – спросила она.

– А красивый был бы ход, да? – вопросом на вопрос ответил Григорий Николаевич. – Но нет, Тонечка, увы. Герой рукописи не пошел по этому благородному пути. Правда, первое время после возвращения из Иркутска он делал по-настоящему полезные вещицы – например, обручальные кольца, которые работали лучше любого заговора на верность. Но потом наш персонаж влюбился. Он был женат, но это не помешало новому увлечению. И ладно бы влюбился в тихую скромную девушку, но нет. Его, человека творческого, влекло все яркое и необычное. Он влюбился в заезжую артистку, которую увидел в салоне в доме городничего – там было заведено устраивать салон по пятницам. Артистку герой в рукописи называет Р., и лишь пару раз там проскальзывает ее имя – Раечка. Драматического дара у Раечки, как я понимаю, не было, и играла она в основном в водевилях. Молодая, красивая, музыкальная – что еще надо? Но мечтала о больших ролях.

– В маленьком уездном городе Н. был театр? – удивился Алексей.

– Нет. Артистка там оказалась проездом – зарабатывала, как могла, выступая в частных концертах и редких еще тогда антрепризах. О себе она, думаю, немало привирала: герой пишет, что Раечка якобы прежде занималась в московском императорском театральном училище, а потом перебралась в Санкт-Петербург, где играла чуть ли не вместе с самой Асенковой, но из-за закулисных интриг вынуждена была искать другое место.

Младший Воронцов усмехнулся:

– Далеко ж она искала.

– Герой об этом не пишет, но, похоже, эту юную служительницу Мельпомены никуда не брали, и она, кое-как перебиваясь, добралась в поисках места аж до Сибири. Она пробовалась в Тобольске – там, как ни удивительно, был весьма приличный театр – но ее не взяли. Не взяли ее и в Иркутске. В городок Н. она приехала ненадолго, но застряла из-за непогоды, а потом все закрутилось. Герой вел себя, как влюбленный дурак: пытался писать стихи, показывал Раечке на зимнем забайкальском небе созвездие Ориона и обещал подарить ей все эти звезды…

Ювелир плеснул себе немного коньяка и продолжил:

– В деньгах наш герой особо не нуждался. Поначалу. Но Раечка оказалась дамой избалованной, как многие юные красотки. Если верить описанию в повести – хотя можно ли верить глазам влюбленного? – она была очень красивой. Черноволосой и черноглазой, с нежной белой кожей, небольшого роста, гибкая, хрупкая, похожая на китайскую фарфоровую статуэтку, – тут Григорий Николаевич перевел взгляд на Тоню, и та опустила голову.

– Она его не любила? – спросила девушка.

– Она любила подарки. Наряды, украшения, духи, безделушки. Шубки, куда ж без них в Нерчинске. И герой рукописи быстро поистратился. Он стал делать другие украшения – те, что отнимали куда меньше сил и времени, но давали больше дохода. Браслеты, которые приносили удачу в картах, если надеть их перед игрой. Изящные серебряные ключики, которым покорялся любой замок. Свои таланты герой рукописи не афишировал, но слухи о нем шли, и важные люди находили мастера и оставляли ему заказы. Однажды он даже получил заказ на вещь, которая потом должна была бы лишить своего хозяина жизни.

– И выполнил? – невозмутимо поинтересовался Алексей.

– Не знаю – рукопись обрывается. Но думаю, что нет. Ему стало не до этого: он узнал, что станет отцом, и почти сразу – что смертельно болен. Лечить сам себя своими украшениями он не мог, оставить беременную Раечку без средств к существованию – тоже. А болезнь развивалась быстро: и сил, и времени становилось все меньше. Обвенчаться с любимой ювелир не мог, потому что был уже женат.

Тоня осторожно поставила на стол пустую кофейную чашечку, которую она все это время крутила в руках.

– И что он сделал?

– Он уговорил богатого, давно овдовевшего купца жениться на Раечке и записать на себя будущего ребенка. А ей пришлось временно отложить мечту о большой сцене и серьезных ролях. Прямых наследников у купца не было, только племянники, так что Раечка получила сразу и положение в обществе, и состояние, и надежную крышу над головой – свой дом вместо съемных комнат.

– Вот племянники-то обрадовались! – не сдержалась Тоня.

Алексей недоверчиво посмотрел на дядю:

– А купцу это зачем понадобилось? Чужая беременная любовница? И не боялся он, что эта Раечка поможет ему поскорее уйти в мир иной?

– Собственных племянников он боялся куда больше. По крайней мере, герой рукописи расплатился с купцом, сделав ему амулет от насильственной смерти. Похоже, купец понимал, что от старости и смерти никуда не денется, но не хотел, чтобы племянники эту смерть приблизили.

Григорий Николаевич замолчал – то ли переводил дух, то ли смотрел, какое впечатление производит его рассказ.

– Дальше записи становятся совсем обрывочными и бессвязными. Герой повести не называет свою болезнь, но, похоже, она была мучительной. Раечка, твердо устроившись в жизни после замужества, потеряла к бывшему возлюбленному всякий интерес. Тем более он был болен и почти разорен.

– А он? – осторожно спросила Тоня.

– А он хотел успеть сделать для нее подарок. И вложить в этот подарок весь свой талант, всю силу, которой он был наделен. Амулет для легких родов он ей уже сотворил, но хотелось чего-то большего. Мастер решил сделать нарядный комплект. Трех одинаковых камней купить не удалось: он нашел три прекрасные шпинели, но две были темно-голубые, а третья – алая. Тогда он вспомнил, как в первые дни после знакомства показывал Раечке созвездие Ориона и обещал достать ей звезды с неба. И сделал из этих камней гарнитур – серьги и брошь. Темно-голубые серьги – две голубые звезды, Ригель и Беллатрикс. И алая брошь – Бетельгейзе, красная переменная звезда, альфа Ориона. Герой понимал, что делает последнюю работу, и прыгнул, как он сам считал, выше головы. Впервые он был собой доволен.

– Значит, он успел сделать? – уточнил Алексей.

– Успел. На остатки денег он поехал к иркутским врачам, видимо, цепляясь за последнюю надежду. На этом повесть обрывается.

Гости молча переглянулись. Тоня взяла в руки бархатный футляр и посмотрела на серьги так пристально, словно пыталась прочитать их историю. Черные угольки глаз вспыхнули на ее лице.

– А это точно они?

– Да. Мастер очень подробно их описал. Это они, Ригель и Беллатрикс. Или сделанная кем-то копия, что крайне маловероятно.

– Почему?

– Подделывать недорогое украшение, о котором никто и знать не знает, – занятие очень трудоемкое и невыгодное.

– И что в этом наборе необычного? У него есть какие-то… странные свойства? – спросил Алексей, явно избегая слов «магические» или «волшебные».

Григорий Николаевич пожал плечами:

– В повести об этом не сказано. Мастер отдал все силы, которые у него были, но что именно он вложил в эту работу, чем ее наделил, и наделил ли чем-то – там не упомянуто. Хотя нет, точно наделил. Там сказано, что серьги и брошь должны быть вместе, иначе это будут просто серьги и брошь. Поэтому я и сказал сразу Тонечке – ее серьги могут стоить просто как хорошая шпинель в серебре, а могут оказаться бесценными.

Он поднял опустевшую кофеварку, и Алексей, не дожидаясь просьбы, встал из-за стола и направился к раковине. Зашумела вода, зажужжала кофемолка, вспыхнул огонек конфорки – ярко-голубой, словно шпинель в Тониных серьгах.

– Сейчас сварится.

Григорий Николаевич кивнул.

– Долгое время я думал, что эта рукопись – художественное произведение. Наброски какой-то повести или романа. Повествование от первого лица, стилизация речи начала девятнадцатого века… Да еще этот финал – скомканный, оборванный… Я был уверен, что автору то ли надоело работать над текстом и уже хотелось хоть как-нибудь, да завершить, то ли просто не хватило мастерства – как будто планировался открытый финал, а получилось не пойми что. Как будто не хватает еще нескольких страниц в конце. Хотя как знать, может, и правда не хватает? Хотел еще раз перечитать, когда будет время, а то там много интересных тонкостей. Отложил в старый чемодан, где у меня были разные бумаги, до которых не доходят руки, и забыл.

Алексей прищурился:

– Это ты про рыжий чемодан? Который был в пристройке?

– Да. Ты-то понял, а Тонечка же не знает, – Григорий Николаевич повернулся к девушке. – В рыжем чемодане у меня копилось все то, чем я хотел заняться, когда будет время. Там не было каких-то серьезных финансовых бумаг, поэтому, уезжая в тот год с дачи на зиму в Москву, я его спокойно оставил в пристройке.

– И его украли? – понимающе спросила Тоня.

– Нет. Пристройка в новогодние праздники сгорела, огонь чудом не перекинулся на дом. Скорее всего, бомжи забрались, развели костер и грелись. Были девяностые, обычное дело для того времени. Я и думать забыл про эту повесть неизвестного автора. Не до нее было. Но потом, уже через много лет, мне довелось работать над описанием вещей из одной частной коллекции, – ювелир чуть замялся. – Не могу сказать, чьей, слишком известная персона. Среди предметов, которые я должен был описать, оказался девичий альбом. Тот самый «уездной барышни альбом», прямо как у Пушкина.

На плите зафырчала кофеварка.

– Подожди, не рассказывай, – остановил дядю младший Воронцов. – А то оттуда тебя не слышно.

Он снял кофеварку, осторожно поставил ее на стол и опустился на свое место.

– Вот теперь продолжай.

– А почему вы – и вдруг работали с альбомом? – удивилась Тоня.

– Это был альбом девицы из богатой семьи. Кожаная обложка. Накладки и уголки – серебряная скань, защелка – серебро с аквамарином. Тридцатые годы девятнадцатого века, самый что ни на есть мой профиль. А внутри вперемешку – записи от родных, приятелей, кавалеров, подружек… Ноты, стихи, рисунки. Соцсеть, чистой воды соцсеть. Даже рецепты. И в конце – заметки и рисунки самой обладательницы альбома. Довольно злоязычная была девица, должен сказать. Наверное, страшненькая.

Григорий Николаевич потянулся за кофе.

– Почерк я разбираю любой, даже самый затейливый. С дореформенной орфографией тоже знаком, так что прочитать стишки и заметки смог. Хотя и с трудом. Так вот, из заметок девицы. Дословно, конечно, сейчас не процитирую, но очень близко к тексту могу: не раз тогда перечитывал, – ювелир замолчал, отхлебнул кофе, медленно поставил чашечку на стол, а потом сделал жест, который, наверное, должен был обозначать начало цитаты. – В Нерчинске застряли на целую неделю, – продолжил он, явно пересказывая заметки неизвестной и подражая ее стилю. – Редкостная глушь, можно было бы сойти с ума от скуки, но я очень развлеклась, посмотрев тут на венчание. Дивная была пара: трясущийся старый хрыч, готовый рассыпаться от порыва ветра, и юная особа на сносях, которая, казалось, сейчас разрешится от бремени прямо перед алтарем. Невеста, должна признать, была очень хороша собой и держалась как ни в чем не бывало: взгляд бесстыжий, улыбка сияющая. Еще и подвенечное платье нацепила, и побрякушки блестящие надела – работы того безумного гения, про которого я тут уже не раз слышала.

Ювелир замолчал.

– Значит, дневник мастера был настоящим? – спросила Тоня.

– Скорее всего. Похоже, что кто-то нашел дневник и перепечатал уже в современной орфографии, чтобы удобнее было читать. А потом рукопись то ли затерялась в архиве, то ли ее нарочно там спрятали.

Алексей недоверчиво взглянул на дядю, словно не узнавая его.

– Неужели ты не попробовал это распутать?

– Пробовал, конечно. Впрочем, дальше в заметках в конце альбома почти ничего интересного не было. Барышня только ехидно упоминала, что новобрачная стала матерью через день после венчания: до неприличия легко родила дочь, которую назвали Антонидой.

Тоня изумленно заморгала.

– То есть это моя прапра… – она принялась загибать пальцы, считая, и наконец выговорила: – Прапрапрапрапрабабушка, вот!

– Скорее всего, – кивнул Григорий Николаевич. – Когда я наткнулся на этот альбом, уже был и интернет, и мобильные телефоны, и все что угодно. Я сразу же написал в тот архив, где в девяностых нашел рукопись ювелира.

– И что? – спросил Алексей. – Тебе не ответили?

– Ответили. Все документы у них учтены и переписаны, ничего подобного нет и никогда не было. И даже две старейшие сотрудницы, которые работают больше полувека и знают каждый листочек, не помнят ничего подобного.

– А альбом барышни?

– Там не упоминалось никаких имен и фамилий. Да и сам альбом теперь не найти.

– Ты же говорил, он в частном собрании.

– Был. Но хозяин коллекции как-то внезапно и очень странно умер, а его наследники перегрызлись друг с другом в судах и распродали собрание в разные руки.

– Понятно. То есть никаких следов не найти?

– Думаю, что нет. Повествование шло от первого лица, своего имени мастер никак не называл. Хотя я несколько раз потом слышал упоминание о безымянном гениальном забайкальском мастере – но это было скорее из разряда городских легенд.

– Вроде не так давно – девятнадцатый век. Должны же были остаться записи…

– Да иногда и через десять лет ничего не найти, не то что через двести с лишним, – покачала головой Тоня. – Спасибо вам, Григорий Николаевич. Удивительная история. Теперь точно не буду продавать эти серьги. Ни за что.

Она убрала бархатный футляр в сумочку.

– Уже совсем поздно, я поеду. Спасибо огромное.

– Как видите – не за что, я ж ничего толком так и не узнал. Вы, Тонечка, теперь не пропадайте, раз уж нашлись.

Тоня улыбнулась, потом вышла с освещенной веранды в черный ночной сад и направилась к калитке. Оба Воронцова поднялись, чтобы ее проводить. Заворчал двигатель, вспыхнули в темноте фары, и через минуту старенькая «Калина» покатила обратно. Когда машина скрылась за поворотом, старый ювелир повернулся к племяннику.

– Знаешь что, Алексей… – начал он.

Младший Воронцов насторожился: дядя крайне редко называл его полным именем.

– Что? Ты что-то ей не рассказал? Что-то еще знаешь про те документы?

– Нет. Все рассказал. Я не про рукописи.

– А про что?

Григорий Николаевич повернулся к нему.

– Какой же ты будешь дурак, если сейчас за нее не поборешься!

Загрузка...