"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".
Экклезиаст, глава 1
Хорхе Борхес говорит о четырёх сюжетах (в некоторых переводах звучит как "истории"), которые повторяются и повторяются из раза в раз, снова и снова: осада города, возвращение домой, поиск, жертвоприношение бога.
Люди рассказывают друг другу и новым поколениям одно и то же по сути, меняются лишь декорации. Сколь ни прошло бы тысячелетий, а "вкусно поесть, сладко поспать и поглубже засадить" неизменно останется в вечных ценностях человечества – например. Это к слову, что технологический и фармакологический прорыв достижений цивилизации может быть неимоверен, а базовые потребности людей, их подложка и основа остаются прежними. Помашем приветственно пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Местами я с ним не согласен, но в целом его схема хорошо подходит для обозначения мотивации поступков людей.
Я лично больше склоняюсь к повторению именно сюжета, как основы, как каркаса, здесь я солидарен с Сергеем Лукьяненко. А один и тот же сюжет может представать в сотнях разнообразных историях со своими оттенками и нюансами представления и реализации, с индивидуальными смещениями акцентов в отношениях героев и несомых смыслах.
Творчество как придумывание того, чего не было, изобретение, создание чего-то нового, строго говоря, таковым не является. Всё уже было когда-то и где-то во Вселенной. Развитие идёт по восходящей спирали. Что бы вы ни придумали, знайте, что это кто-то уже делал. Необязательно, что это были люди на Земле: Вселенная огромна в своих размерах и разнообразии обитателей. Любой творец, принадлежащий к любой расе существ из живущих во Вселенной является, по сути, демиургом, то есть ремесленником. Есть идеи, которые уже существуют в тонких планах, есть лекала и шаблоны создания. И демиург их берёт и использует, добавляя свои личные мазки, аранжировку, кавер, ремикс и ретушовку. Яхве, Один, Зевс, Шива – примеры демиургов своих систем.
Абсолют однажды раздробился для познания самого себя через множество и бесконечное количество временных циклов. Скучно ему, наверное, было. Либо решил подарить радость познания и роста своим маленьким копиям (чем-то напоминает инстинкт размножения как движущий мотив). Он разделился на триллионы, дециллионы, гуголы мельчайших частиц – эйдосов, каждый из которых потенциально является абсолютоподобной. Каждый эйдос – это маленькая Индивидуальность, это отдельная грань и угол преломления Луча Абсолюта. И по этой причине – это важный момент – творчество имеет свой эксклюзивный смысл, своё архиважнейшее значение. Человек, имеющий источником сил и знаний свой эйдос, может создавать нечто новое, пропуская через себя пусть уже имеющуюся во Вселенной идею. Пусть он бессознательно использует когда-то и кем-то (Создатели) придуманные образцы и алгоритмы. Но он, как творец, создает новые конфигурации, неизвестные сочетания имеющихся идей и элементов. Пусть это будет даже новым изобретением лишь для него, для района, для города, для страны, для планеты – это всё равно будет новое, сотворенное, а не повторенное. Это можно сравнить с разницей между стальным ножом и деревянным стулом: по сути, эти предметы состоят из одних и тех же атомов на микроуровне. Но, согласитесь, форма их кристаллических решёток будет различна, направление, структура и последовательность расположения молекул будет различна, их индивидуальный энергетический и программный код будут разными.
Каждый человек, пропуская через себя известную имеющуюся идею, используя известные элементы и инструменты, всё равно даёт своему творению свой индивидуальный почерк, запах, он переосмысливает, вкладывает частички своей души, наполняет светом своей грани. Это и даёт уникальность, неповторимость, флёр новизны изделию или произведению искусства. Индивидуальность вышивает свой личный оригинальный узор на полотне Вечности. Он берёт заложенный маршрут, берёт запрограмированный саундтрек к этому очередному квесту и проходит его по своему, со своей аранжировкой, собственным способом и методом. И так делает каждый Творец. И не будет конца и края этому разнообразию в вечности Вселенных.
Именно благодаря прохождению идей через Индивидуальность, благодаря личностной уникальной окраске творений люди продолжают с неснижаемым интересом смотреть фильмы и читать книги с одними и теми же сюжетами. Но истории каждый раз разные.