На прошедшей 28 февраля – 2 марта 1977 г. в Себхе чрезвычайной сессии ВНК были приняты «Декларация об установлении власти народа» и новое название страны: Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД). Джамахирия – неологизм, образованный от слова джамахир (массы), который означал «государство масс» и тем самым отличался от общеарабского термина джумхурия (республика).
Та же сессия ВНК объявила полковника Каддафи «Революционным мыслителем» и «Лидером революции», избрав его генеральным секретарем ВНК. «Декларация об установлении власти народа» подчеркивала его приверженность идеям социализма, Коран объявлялся основным законом ливийского общества. (Дословно: «Священный Коран является конституцией СНЛАД».)[57] Функции распущенного Совета революционного командования взял на себя Генеральный секретариат ВНК. В него вошли только пять из 11 прежних членов СРК. Это Муаммар Каддафи, Абдель Салям Джеллуд, Абу Бакр Юнис Джабер, Мустафа Харруби и Хувейдли, Хмейди. (Поясним, что один член СРК погиб в автокатастрофе еще в 1971 г., а пятеро покусились в июне 1975 г. на жизнь Каддафи и бежали за границу.)
Исполнительная власть делегировалась Высшему народному комитету (еще один ВНК), состоявшему из 25 секретарей. Обязанности его председателя, которым стал экс-министр труда Абдель Ати Обейди, соответствовали роли премьер-министра. Таким образом, под видом народовластия создавалась строго централизованная вертикаль власти, целиком сосредоточенной в руках «Революционного мыслителя». Вторая часть его «Зеленой книги» вышла в Ливии 2 февраля 1978 г. (Примечательно, что до этого она увидела свет на немецком и английском языках.) В ней автор сформулировал свою экономическую концепцию, в частности, бросил лозунг «партнеры, а не наемные работники» касательно положения лиц наемного труда, и рекомендовал отмену зарплаты. Третья часть «Зеленой книги» вышла 1 июня 1979 г. и была посвящена социальным проблемам.
Пропаганда узловых положений «Зеленой книги» содержалась в «Джамахирийском словаре терминов к “третьей мировой теории”». В переводе на русский язык он распространялся ливийским дипломатическим представительством («народным бюро» – бывшим посольством) в Москве.
В словаре разъяснялось, что первичные народные собрания – это средство народовластия в джамахирийском обществе и что каждый человек «может пользоваться своими политическими правами, только включившись в это собрание… Модель, предлагаемая теорией Джамахирии, выражается том, чтобы разделить народ на малочисленные группы», каждая из них действует в рамках определенной территориальной единицы. Народные комитеты являются исполнительными органами. Они состоят из людей, выдвинутых народными собраниями, «чтобы управлять всеми предприятиями производственной, профессиональной и обслуживающей сфер». Первичные народные собрания принимают, во-первых, решения местного характера, во-вторых, решения, касающиеся нескольких районов; формулировка таких решений должна быть скоординирована с решениями других аналогичных собраний. В-третьих, это решения, касающиеся всего общества. «Они сводятся вместе и формулируются в едином решении на Всеобщем народном собрании. Всеобщее народное собрание – это форум, на котором встречаются представители народных собраний, народных комитетов и профессиональных собраний. Это – конечное звено в организационной структуре народовластия». Оно формируется из членов секретариатов народных собраний и секретарей народных комитетов и «является как бы главной редакционной комиссией всех решений народных собраний». У него тоже есть секретариат. Но это не парламент. «Само наличие парламента, правящего от имени народа, означает неучастие народа в управлении», ибо «парламент представляет собой стену, отделяющую народ от власти…»[58].
Среди перлов этого словаря назовем три:
– Зеленый цвет. Это символ джамахирийского мышления, содержащегося в теории Джамахирии, которая предвещает всему человечеству окончательное избавление от цепей эксплуатации, политической, экономической и социальной тирании…;
– «Кто производит, тот и потребляет». Это естественная норма, определяющая право производителя на произведенный им продукт… Любой экономический порядок, при котором результаты производственного процесса идут на пользу кого-нибудь другого… – загнивающий порядок…;
– Темнокожие. Это – угнетенная часть человечества, оказавшаяся в сложных социальных условиях и порабощенная другими расами… Неизбежно грядет революция черной расы, и она победит, вытеснив из этого мира нелепую варварскую культуру белого человека.