Примечания

1

Ортега-и-Грассет, X. Восстание масс. М.: ACT. 2003, с. 73.

2

История Ливии в новое и новейшее время. М.: Наука, ГРВЛ. 1992, с. 145. С 1991 г. этот показатель снизился за счет падения коэффициента фертильности женщин в детородном возрасте.

3

Это год последней демографической переписи в Ливии. По разным данным, она учла от 6,16 млн до 6,46 млн человек, не считая иностранцев. Численность последних – легальной и в основном нелегальной армии наемных работников – оценивалась приблизительно в 2,5 млн. человек.

4

По легенде, кочевников направил против Зиридов халиф Мустансир из шиитской династии Фатимидов за желание отложиться от Каира и переход в суннизм (1048 г.). Причем он якобы дал по одному золотому динару каждому взрослому мужчине, а это около 50 тыс. человек. Более вероятно, что бедуины сами ушли из Египта, который переживал «великие бедствия» – страшный голод из-за низких разливов Нила.

5

Умеренная форма хариджизма, т. е. третьего толка ислама, давно исчезнувшего. Ибадизм распространен также в группе алжирских оазисов Мзаб, на тунисском острове Джерба и в Омане.

6

Андрей Зелев. Знаменитые финикийцы 1. Политики (www. proza.ru/2007/12/22/8S).

7

Современная марафонская дистанция составляет 42 км 195 м. История же ее такова: в 490 г. до н. э. состоялась битва греков с персами при Марафоне, и один греческий воин якобы пробежал от этого города до Афин с вестью: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» – и упал замертво. В этой легенде много выдумки. Так, реальное расстояние от Марафона до Афин – 34,5 км. Что же касается расстояния от древнего Карфагена, на месте которого ныне находится одноименный престижный поселок, до залива Большой Сирт, то оно составляет несколько сотен километров.

8

Библия. Книга пророка Иеремии. Глава 19.

9

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М.: Наука. 1959, с. 92.

10

Понятие магриб означает «Запад» или «Край заката». Средневековые географы территорию современной Ливии к нему не относили.

11

Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку: Элм. 1986, с. 88.

12

Сиди – господин (в широком смысле) или потомок Пророка, гази – османский борец за веру XVI века.

13

Фирман – указ; в данном случае это де-факто письменное уведомление о согласии с приходом к власти того или иного лица в автономной провинции. Такие фирманы получали, например, тунисские беи.

14

В 1786 г. США и Марокко заключили соглашение о мире, которое фактически предоставило заокеанской державе режим наибольшего благоприятствования в торговле и обязывало марокканского султана защищать американские суда от нападения со стороны своих и чужих корсаров или вольных пиратов. С 1797 г. США назначали своих консулов в города Алжир, Тунис и Триполи, где они должны были содействовать торговле между Америкой и Северной Африкой, а главное, следить за деятельностью французских и английских консулов.

15

Юусуф-паша Караманли (1795–1832 гг.) – предпоследний и, казалось бы, удачливый правитель из этой династии, получивший титул «паша» (в данном случае – наместник османского султана), но отрекшийся от престола в годину острых внутрисемейных междоусобиц.

16

Для этого они прибегли к хитрости: привезли в Дерну из Египта брата Юсуфа-паши, который предъявил претензии на триполитанский престол, и паша пошел на уступки (Abun-Nasr J.M. A History of the Maghrib, London, New York, Melbourne: Cambridge University Press. 1977, c. 198).

17

История Ливии в новое и новейшее время. М.: Наука, ГРВЛ. 1992, с. 36.

18

Американцы же, напротив, считают ее славной, поскольку они впервые воевали вдали от своей страны. Героям той войны воздвигнут общий памятник из каррарского мрамора.

19

Дей изначально – военное звание. В османском Алжире существовала выборная монархия деев, которые редко умирали своей смертью: одного зарезали, другого задушили, третьего утопили.

20

В последнее время наши ориенталисты отказались от использования термина «ордены» применительно к таким духовным братствам, предпочитая термин «тарикаты»: от арабского слова тарик (мн. ч. турук), означающего «путь», в данном случае – способ или метод познания Истины.

21

Расположена к востоку от Каабы, высота 420 м. С этой горой связаны всяческие легенды, например, о том, что на ней захоронены Адам и Ева.

22

Эта «материнская» завия сенуситов Киренаики была основана не в приморском г. Эль-Бейда, а рядом с ним, на горном плато. (Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 14).

23

Ibid, p. 11–18.

24

Сенуситы не называли Мухаммеда аль-Махди умершим, считая его «сокрывшимся» от взоров (Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, ГРВЛ. 1991, с. 207).

25

Оазисы Куфра разбросаны в эллиптической по форме впадине около 50 км длиной и 20 км шириной, окруженной горами-останцами. Ныне административно относятся к Киренаике, хотя находятся далеко на юг от этой приморской историко-географической области. Малонаселенные, они играли важную роль как перевалочный пункт в караванной торговле.

26

Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica // Journal of the International African Institute [1945], p. 63.

27

E.E. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 27.

28

Ахмед аш-Шариф ас-Сенуси (187-1933) в 1911 г. объявил священную войну Италии, в августе 1918 г. он удалился в Стамбул, а затем в аравийскую Медину, где и умер.

29

К этому аргументу было добавлено: «чтобы вывести их (обе провинции – М.В.) из состояния беспорядка и заброшенности».

30

Goldschmidt A. Jr. Bibliographical Dictionary of Modern Egypt. Boulder (Colorado): Lynne Rienner Publishers. 2000, p. 29; Who’s Who in Egypt and the Near East. Cairo: Paul Barbery Press. 1952, p. 227.

31

История Ливии в новое и новейшее время. М.: Наука, ГРВЛ. 1992, с. 79; Егорин А.З, Миронова Г.В. Сенуситы в истории Ливии (1843–1969). М.: РАН. 2006, с. 145–146.

32

Выражение эмигрировавшего в Берлин тунисского шейха Салаха аш-Шарифа – автора брошюры “La Vérité au sujet de la Guerre sainte”, Berne: Ed. Ferd. Schuss, 1916. (Полный текст брошюры см.: Abdelmoula М. Jihad et colonialisme. La Tunisie et la Tripolitaine (1914–1918). Tunis: Ed. Tiers-Monde, 1987, p. 155–164).

33

Формально Триполитанская республика исчезла 26 февраля 1923 г., когда прекратили сопротивление те ее лидеры, что разбежались во внутренние районы Сахары или в другие края.

34

По-арабски: аль-джибаль аль-ахдар, что означает «Зеленые горы». Это единственный лесистый район Киренаики; к тому же он труднодоступен, высота местности достигает 950 м.

35

Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 223.

36

Родольфо Грациани (1882–1955). В годы Первой мировой войны служил в Эритрее и будущей Ливии. Позже командовал частями Итальянской королевской армии в Триполитании. В 1930–1934 гг. – вице-губернатор Киренаики, в 1935 г. – губернатор «Итальянского Сомали», в 1936–1937 гг. – вице-король Эфиопии, маршал Италии и маркиз Негелли; в в 1939–1940 гг. – начштаба сухопутных войск Итальянской королевской армии. С конца июня 1940 г. – главком итальянских войск в Северной Африке, уволен в отставку в феврале 1941 г. после поражения этих войск у египетского города Марса-Матрух. В 1943–1945 гг. был военным министром Итальянской социальной республики; в 1950 г. приговорен к 19 годам тюрьмы, но вскоре амнистирован, с 1952 г. – почетный председатель неофашистской Итальянской социальной партии.

37

Ibid, р. 191. Кстати, первая демографическая перепись в Ливии, надо думать, частичная, была проведена в 1931 г. и учла 704 тыс. человек.

38

В этой области итальянцы захватили в 1914 г. город Марзук, но в целом их позиции там были слабыми.

39

Первый концлагерь вместимостью 80 тыс. человек был создан в январе 1930 г. Бомбежка концлагерей осуществлялась по приказу Грациани, назначенного вице-губернатором 13 марта 1930 г.

40

Здесь и ниже Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford… p. 200–205.

41

Демонстрируя это, итальянцы строили мечети, восстанавливали разрушенные надгробья и мавзолеи над могилами суфийских «святых».

42

Van Genügten S. Libya in Western Foreign Policies, 1911–2011. Security, Conflict and Cooperation in the Contemporary World. London: Palgrave Macmillan. 2016, p. 32–33.

43

Первый относительно крупный город на юге Туниса, освобожденный из-под итало-немецкой оккупации.

44

Упомянутый нами выше город, ныне административный центр области Джебель аль-Ахдар.

45

Хасан ар-Рида аль-Махди ас-Сенуси (1928–1992) получил образование в каирском богословском университете аль-Азхар, но особой ученостью не обладал. Завел большую семью: имел пятерых сыновей и трех дочерей.

46

Она была создана во время Второй мировой войны неподалеку от Триполи, на месте старого аэродрома, который в 1954 г. был значительно расширен и занял более 9 кв. км.

47

Azzouz A. L’Histoire ne pardonne pas. Tunisie: 1938–1969. Paris: L’Harmattant, Tunis: Dar Ashraf. 1988, p. 322–323.

48

The Middle East 1959. London: Europa Publications Limited, p. 249–263.

49

И это несмотря на то, что в 1967 г. он готовил государственный переворот (Прошин Н.И. История Ливии. Конец XIX в. – 1969 г. М.: Наука ГРВЛ, 1975. С. 388).

50

Родился 15 декабря 1944 г. в сельской местности на юге Триполитании, выходец из племени магараха.

51

Насер Г.А. Философия революции. М.: Издательство иностранной литературы, перевод с англ. 1956, с. 41. Впервые эта брошюра вышла на английском языке в 1954 г. и была издана отделением по связям с общественностью (сейчас сказали бы «пиара») египетской армии. На арабском появилась позже.

52

Новейшая история арабских стран Африки. М.: Наука, ГРВЛ. 1990, с. 184.

53

Егорин З.А. Ливийская революция. М.: Наука, ГРВЛ. 1989, с. 31.

54

Однако благодарности за это бывший кронпринц не получил. Он и его семья были посажены под домашний арест. В 1984 г. они поселились в убогой лачуге, ибо их дворец был конфискован. В 1988 г. Каддафи разрешил перенесшему инсульт Хасану ар-Риде выехать в Лондон, где тот и умер. Похоронен в Медине.

55

Егорин А.З. История Ливии. XX век. М.: ИВ РАН, 1999, с. 220.

56

Этот пункт был позаимствован из устава египетского АСС «один к одному». Однако понятия «рабочие» и «крестьяне» на практике означали в обоих АСС нечто весьма расплывчатое.

57

Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.: Муравей. 2003, с. 90.

58

Джамахирийский словарь терминов к «третьей мировой теории» [б.г.], с. 19–20, 29, 69, 104, 127–130.

59

Егорин З.А. Ливийская революция. М.: Наука, ГРВЛ. 1989, с. 117–118.

60

В 1986 г. Каддафи был провозглашен командующим общеарабской армии, создаваемой из лиц, обученных в Ливии, а также идейным руководителем всех освободительных движений мира (Егорин А.З. История Ливии… с. 378).

61

Перипетии этого события таковы. В ночь с 1 на 2 июля 1976 г. на улицах Хартума раздалась стрельба. Оказалось, что это армейский путч против президента страны, генерала Нимейри, который бежал из города. Через несколько дней он вернулся другим человеком: из «социалиста» и просоветского деятеля превратился в проамериканского. Советский Союз был им обвинен в соучастии в заговоре против его власти. Как вспоминает тогдашний сотрудник аппарата советника по экономическим вопросам посольства СССР в Судане, Нимейри устроил выставку захваченного у путчистов оружия и боеприпасов, на упаковочных ящиках с которыми стояла советская маркировка. Это военное имущество шло транзитом и предназначалось Ливии (режим доступа: https//military.wikiread-ing.ru/54585, дата обращения 29.04.2018). Отныне Нимейри пошел на поводу у Анвара Садата, казнил руководителей Суданской компартии, стал опираться на Саудовскую Аравию и провозгласил ислам приоритетным во всех сферах жизни. 8 сентября 1983 г. объявил о введении шариата по всей стране. Был свергнут в 1985 г.

Загрузка...