Ортега-и-Грассет, X. Восстание масс. М.: ACT. 2003, с. 73.
История Ливии в новое и новейшее время. М.: Наука, ГРВЛ. 1992, с. 145. С 1991 г. этот показатель снизился за счет падения коэффициента фертильности женщин в детородном возрасте.
Это год последней демографической переписи в Ливии. По разным данным, она учла от 6,16 млн до 6,46 млн человек, не считая иностранцев. Численность последних – легальной и в основном нелегальной армии наемных работников – оценивалась приблизительно в 2,5 млн. человек.
По легенде, кочевников направил против Зиридов халиф Мустансир из шиитской династии Фатимидов за желание отложиться от Каира и переход в суннизм (1048 г.). Причем он якобы дал по одному золотому динару каждому взрослому мужчине, а это около 50 тыс. человек. Более вероятно, что бедуины сами ушли из Египта, который переживал «великие бедствия» – страшный голод из-за низких разливов Нила.
Умеренная форма хариджизма, т. е. третьего толка ислама, давно исчезнувшего. Ибадизм распространен также в группе алжирских оазисов Мзаб, на тунисском острове Джерба и в Омане.
Андрей Зелев. Знаменитые финикийцы 1. Политики (www. proza.ru/2007/12/22/8S).
Современная марафонская дистанция составляет 42 км 195 м. История же ее такова: в 490 г. до н. э. состоялась битва греков с персами при Марафоне, и один греческий воин якобы пробежал от этого города до Афин с вестью: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» – и упал замертво. В этой легенде много выдумки. Так, реальное расстояние от Марафона до Афин – 34,5 км. Что же касается расстояния от древнего Карфагена, на месте которого ныне находится одноименный престижный поселок, до залива Большой Сирт, то оно составляет несколько сотен километров.
Библия. Книга пророка Иеремии. Глава 19.
Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М.: Наука. 1959, с. 92.
Понятие магриб означает «Запад» или «Край заката». Средневековые географы территорию современной Ливии к нему не относили.
Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку: Элм. 1986, с. 88.
Сиди – господин (в широком смысле) или потомок Пророка, гази – османский борец за веру XVI века.
Фирман – указ; в данном случае это де-факто письменное уведомление о согласии с приходом к власти того или иного лица в автономной провинции. Такие фирманы получали, например, тунисские беи.
В 1786 г. США и Марокко заключили соглашение о мире, которое фактически предоставило заокеанской державе режим наибольшего благоприятствования в торговле и обязывало марокканского султана защищать американские суда от нападения со стороны своих и чужих корсаров или вольных пиратов. С 1797 г. США назначали своих консулов в города Алжир, Тунис и Триполи, где они должны были содействовать торговле между Америкой и Северной Африкой, а главное, следить за деятельностью французских и английских консулов.
Юусуф-паша Караманли (1795–1832 гг.) – предпоследний и, казалось бы, удачливый правитель из этой династии, получивший титул «паша» (в данном случае – наместник османского султана), но отрекшийся от престола в годину острых внутрисемейных междоусобиц.
Для этого они прибегли к хитрости: привезли в Дерну из Египта брата Юсуфа-паши, который предъявил претензии на триполитанский престол, и паша пошел на уступки (Abun-Nasr J.M. A History of the Maghrib, London, New York, Melbourne: Cambridge University Press. 1977, c. 198).
История Ливии в новое и новейшее время. М.: Наука, ГРВЛ. 1992, с. 36.
Американцы же, напротив, считают ее славной, поскольку они впервые воевали вдали от своей страны. Героям той войны воздвигнут общий памятник из каррарского мрамора.
Дей изначально – военное звание. В османском Алжире существовала выборная монархия деев, которые редко умирали своей смертью: одного зарезали, другого задушили, третьего утопили.
В последнее время наши ориенталисты отказались от использования термина «ордены» применительно к таким духовным братствам, предпочитая термин «тарикаты»: от арабского слова тарик (мн. ч. турук), означающего «путь», в данном случае – способ или метод познания Истины.
Расположена к востоку от Каабы, высота 420 м. С этой горой связаны всяческие легенды, например, о том, что на ней захоронены Адам и Ева.
Эта «материнская» завия сенуситов Киренаики была основана не в приморском г. Эль-Бейда, а рядом с ним, на горном плато. (Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 14).
Ibid, p. 11–18.
Сенуситы не называли Мухаммеда аль-Махди умершим, считая его «сокрывшимся» от взоров (Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, ГРВЛ. 1991, с. 207).
Оазисы Куфра разбросаны в эллиптической по форме впадине около 50 км длиной и 20 км шириной, окруженной горами-останцами. Ныне административно относятся к Киренаике, хотя находятся далеко на юг от этой приморской историко-географической области. Малонаселенные, они играли важную роль как перевалочный пункт в караванной торговле.
Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica // Journal of the International African Institute [1945], p. 63.
E.E. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 27.
Ахмед аш-Шариф ас-Сенуси (187-1933) в 1911 г. объявил священную войну Италии, в августе 1918 г. он удалился в Стамбул, а затем в аравийскую Медину, где и умер.
К этому аргументу было добавлено: «чтобы вывести их (обе провинции – М.В.) из состояния беспорядка и заброшенности».
Goldschmidt A. Jr. Bibliographical Dictionary of Modern Egypt. Boulder (Colorado): Lynne Rienner Publishers. 2000, p. 29; Who’s Who in Egypt and the Near East. Cairo: Paul Barbery Press. 1952, p. 227.
История Ливии в новое и новейшее время. М.: Наука, ГРВЛ. 1992, с. 79; Егорин А.З, Миронова Г.В. Сенуситы в истории Ливии (1843–1969). М.: РАН. 2006, с. 145–146.
Выражение эмигрировавшего в Берлин тунисского шейха Салаха аш-Шарифа – автора брошюры “La Vérité au sujet de la Guerre sainte”, Berne: Ed. Ferd. Schuss, 1916. (Полный текст брошюры см.: Abdelmoula М. Jihad et colonialisme. La Tunisie et la Tripolitaine (1914–1918). Tunis: Ed. Tiers-Monde, 1987, p. 155–164).
Формально Триполитанская республика исчезла 26 февраля 1923 г., когда прекратили сопротивление те ее лидеры, что разбежались во внутренние районы Сахары или в другие края.
По-арабски: аль-джибаль аль-ахдар, что означает «Зеленые горы». Это единственный лесистый район Киренаики; к тому же он труднодоступен, высота местности достигает 950 м.
Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford: The Clarendon Press. 1949, p. 223.
Родольфо Грациани (1882–1955). В годы Первой мировой войны служил в Эритрее и будущей Ливии. Позже командовал частями Итальянской королевской армии в Триполитании. В 1930–1934 гг. – вице-губернатор Киренаики, в 1935 г. – губернатор «Итальянского Сомали», в 1936–1937 гг. – вице-король Эфиопии, маршал Италии и маркиз Негелли; в в 1939–1940 гг. – начштаба сухопутных войск Итальянской королевской армии. С конца июня 1940 г. – главком итальянских войск в Северной Африке, уволен в отставку в феврале 1941 г. после поражения этих войск у египетского города Марса-Матрух. В 1943–1945 гг. был военным министром Итальянской социальной республики; в 1950 г. приговорен к 19 годам тюрьмы, но вскоре амнистирован, с 1952 г. – почетный председатель неофашистской Итальянской социальной партии.
Ibid, р. 191. Кстати, первая демографическая перепись в Ливии, надо думать, частичная, была проведена в 1931 г. и учла 704 тыс. человек.
В этой области итальянцы захватили в 1914 г. город Марзук, но в целом их позиции там были слабыми.
Первый концлагерь вместимостью 80 тыс. человек был создан в январе 1930 г. Бомбежка концлагерей осуществлялась по приказу Грациани, назначенного вице-губернатором 13 марта 1930 г.
Здесь и ниже Е.Е. Evans-Pritchard. The Sanusi of Cyrenaica. Oxford… p. 200–205.
Демонстрируя это, итальянцы строили мечети, восстанавливали разрушенные надгробья и мавзолеи над могилами суфийских «святых».
Van Genügten S. Libya in Western Foreign Policies, 1911–2011. Security, Conflict and Cooperation in the Contemporary World. London: Palgrave Macmillan. 2016, p. 32–33.
Первый относительно крупный город на юге Туниса, освобожденный из-под итало-немецкой оккупации.
Упомянутый нами выше город, ныне административный центр области Джебель аль-Ахдар.
Хасан ар-Рида аль-Махди ас-Сенуси (1928–1992) получил образование в каирском богословском университете аль-Азхар, но особой ученостью не обладал. Завел большую семью: имел пятерых сыновей и трех дочерей.
Она была создана во время Второй мировой войны неподалеку от Триполи, на месте старого аэродрома, который в 1954 г. был значительно расширен и занял более 9 кв. км.
Azzouz A. L’Histoire ne pardonne pas. Tunisie: 1938–1969. Paris: L’Harmattant, Tunis: Dar Ashraf. 1988, p. 322–323.
The Middle East 1959. London: Europa Publications Limited, p. 249–263.
И это несмотря на то, что в 1967 г. он готовил государственный переворот (Прошин Н.И. История Ливии. Конец XIX в. – 1969 г. М.: Наука ГРВЛ, 1975. С. 388).
Родился 15 декабря 1944 г. в сельской местности на юге Триполитании, выходец из племени магараха.
Насер Г.А. Философия революции. М.: Издательство иностранной литературы, перевод с англ. 1956, с. 41. Впервые эта брошюра вышла на английском языке в 1954 г. и была издана отделением по связям с общественностью (сейчас сказали бы «пиара») египетской армии. На арабском появилась позже.
Новейшая история арабских стран Африки. М.: Наука, ГРВЛ. 1990, с. 184.
Егорин З.А. Ливийская революция. М.: Наука, ГРВЛ. 1989, с. 31.
Однако благодарности за это бывший кронпринц не получил. Он и его семья были посажены под домашний арест. В 1984 г. они поселились в убогой лачуге, ибо их дворец был конфискован. В 1988 г. Каддафи разрешил перенесшему инсульт Хасану ар-Риде выехать в Лондон, где тот и умер. Похоронен в Медине.
Егорин А.З. История Ливии. XX век. М.: ИВ РАН, 1999, с. 220.
Этот пункт был позаимствован из устава египетского АСС «один к одному». Однако понятия «рабочие» и «крестьяне» на практике означали в обоих АСС нечто весьма расплывчатое.
Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.: Муравей. 2003, с. 90.
Джамахирийский словарь терминов к «третьей мировой теории» [б.г.], с. 19–20, 29, 69, 104, 127–130.
Егорин З.А. Ливийская революция. М.: Наука, ГРВЛ. 1989, с. 117–118.
В 1986 г. Каддафи был провозглашен командующим общеарабской армии, создаваемой из лиц, обученных в Ливии, а также идейным руководителем всех освободительных движений мира (Егорин А.З. История Ливии… с. 378).
Перипетии этого события таковы. В ночь с 1 на 2 июля 1976 г. на улицах Хартума раздалась стрельба. Оказалось, что это армейский путч против президента страны, генерала Нимейри, который бежал из города. Через несколько дней он вернулся другим человеком: из «социалиста» и просоветского деятеля превратился в проамериканского. Советский Союз был им обвинен в соучастии в заговоре против его власти. Как вспоминает тогдашний сотрудник аппарата советника по экономическим вопросам посольства СССР в Судане, Нимейри устроил выставку захваченного у путчистов оружия и боеприпасов, на упаковочных ящиках с которыми стояла советская маркировка. Это военное имущество шло транзитом и предназначалось Ливии (режим доступа: https//military.wikiread-ing.ru/54585, дата обращения 29.04.2018). Отныне Нимейри пошел на поводу у Анвара Садата, казнил руководителей Суданской компартии, стал опираться на Саудовскую Аравию и провозгласил ислам приоритетным во всех сферах жизни. 8 сентября 1983 г. объявил о введении шариата по всей стране. Был свергнут в 1985 г.