Я хочу жить счастливо в мире, которого не понимаю

В этой главе автор подробнее останавливается на объяснении, что такое Черные лебеди. Это нерегулярные и непредсказуемые события огромного масштаба. Чаще всего они влекут за собой серьезные последствия. Именно Черные лебеди творят историю. Иногда нам может показаться, что мы в состоянии предсказать Черных лебедей, анализируя события прошлого, но это лишь иллюзия. Отражение прошлого в нашей памяти – линейно, а реальная жизнь более запутанна, и в ней гораздо больше места для случайности.

Мало кто в состоянии предсказать случайность. А значит, на каждую случайность мы реагируем слишком остро и становимся слишком уязвимыми. Мы пытаемся создать мерило порядка, но получаем псевдопорядок. Мерило порядка и контроля над событиями можно получить, только если открыть объятия для случайности.

В сложных системах много нелинейных реакций. Например, если удвоить количество рабочих на заводе – вовсе не обязательно удвоится и количество произведенной продукции. Это количество может как увеличиться в разы, так и уменьшиться.

Реакция системы – это не прямая, а кривая функция. Нам кажется, что простые следственные связи в нелинейной среде – это норма, но на самом деле это аномалия.

Чем сложнее та или иная система, тем больше вероятность, что развитие будет ступенчатым. Такое развитие определяется неуправляемыми цепными реакциями, соответственно, предсказуемость практически исключена. Парадокс, но чем больше технических знаний мы получаем, тем менее предсказуемым становится наш мир. Чем дальше мы уходим от естественных и традиционных моделей, тем больше возрастает роль Черных лебедей.

Также автор говорит о современном недуге – неомании. Это создание систем, уязвимых для Черных лебедей.

Чем реже событие, тем сложнее его предсказать и тем сложнее понять причины, по которым оно случается.

Тем не менее Черные лебеди – необходимое понятие для истории. Их не надо бояться, их надо принимать как данность. И антихрупкость – отличный способ этим событиям противостоять.

Загрузка...