Антихрупкие гормезисные реакции – это форма избыточности. Природа всегда перестраховывается. Чем более естественная система, тем больше в ней многоуровневой избыточности. (Например, у человека две почки, а не одна.)
Когда же речь идет о системе, созданной человеком, – налицо примеры обратной избыточности.
В условиях, когда ничего не происходит, избыточность выглядит как пустая трата ресурсов, хотя она может быть и агрессивной. Например, фирма может накапливать излишки нефти. В обычной ситуации занятие бесполезное, а иногда и финансово затратное, но в момент, когда цена на нефть вырастет, излишки можно продать и неплохо заработать.
Гиперкомпенсация – одна из форм избыточности. Она позволяет дополнительно противостоять стрессорам.
Не стоит забывать, что система, которая умеет гиперкомпенсировать, всегда будет работать на пределе. Ей просто необходимо копить силы в ожидании возможного худшего исхода. При этом дополнительные мощности можно использовать как угодно.
Избыточность – в первую очередь защитное средство, но это не страховка, а инвестиция. Мы считаем, что главным органом нашего организма является мозг, но не стоит забывать, что наше тело может предугадать ход событий лучше, чем наш интеллект. Есть такая профессия – риск-менеджер. Они всегда изучают архивную информацию о наихудшем сценарии в том или ином бизнесе. Для чего? Чтобы использовать информацию для оценки того, что может произойти в будущем. Задача таких менеджеров – взять все самое худшее, что было в нашей истории, и посмотреть, какая будет худшая отдача при реализации подобных вариантов. Но не стоит забывать, какой бы кризис мы ни изучали, любой последующий кризис может быть гораздо сильнее предыдущих.
Изучение только ошибок прошлого без прогнозирования будущего может привести к серьезным проблемам. Например, ядерный реактор японской АЭС «Фукусима» строился с расчетом на самое мощное землетрясение в истории. Однако в результате он пострадал от цунами.
Глупо сражаться с ошибками прошлого, тем более что природа подсказывает нам правильный путь – сражаться с ошибками будущего.
Оправдание в стиле «такого никогда не было» – удел хрупкоделов.
Автор приводит пример из собственной жизни. Во время банковского кризиса ему неоднократно угрожали, друзья в открытую советовали ему обзавестись телохранителями. Тогда автор решил стать телохранителем самому себе и стал регулярно поднимать тяжести в тренажерном зале. Там же он познакомился с Ленни, который тренировался по методике максимального веса. И эта методика была крайне эффективной. Ленни тренировался мало, но задача каждой тренировки – улучшить предыдущий рекорд хотя бы на несколько граммов. Автор последовал примеру Ленни и стал действовать по его методу – и быстро получил нужный эффект.
После этого нужда в телохранителях отпала плюс появился значительный запас энергии. Вот и гиперкомпенсация.
«Чем выше Вы строите баррикады – тем сильнее становимся мы» – так поется в ирландской революционной песне.
Политические волнения и бунты могут служить отличным примером антихрупкости, в этом случае их не подавить грубостью. Нужно либо манипулировать толпой, либо сразу сдаться.