1380–1420

Троице-Сергиева обитель во второй половине XIV в. превратилась в духовный светоч русских земель. Иноки-подвижники – пустынники, молитвенники, воспитанные Сергием, расходились по всей Северной и Северо-Восточной Руси. Они обустраивали собственные монастыри, своей молитвой освящали дикие, безлюдные края, а в населенных местах, в городах поднимали дух «заскорбевшего» (по слову историка В. О. Ключевского) под татарским гнетом народа. Многие из этих подвижников становились духовными советчиками князей, просветителями местного населения, авангардом русской колонизации, продвигавшейся все дальше на север и северо-восток.

С 1380-х гг. начинается просветительская миссия епископа Стефана Пермского, взявшего на себя труд и подвиг христианской проповеди среди народа Пермской земли (коми-зырян). Специально для этого он разработал пермскую азбуку и перевел на язык зырян Священное Писание.


Явление Богоматери Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре. Икона. XVIII в.


Перед выступлением из Москвы в августе 1380 г. князь Дмитрий Иванович взял у Сергия Радонежского благословение на одоление Мамаевой орды – и получил предсказание, что победит. Бой длился весь день. Князь Дмитрий сражался вместе со всеми как простой воин и был ранен. Когда основные силы русских начали уступать врагу, неожиданный удар по татарам нанес засадный полк. Его возглавляли серпуховской князь Владимир Храбрый и воевода Дмитрий Боброк-Волынский. Этот маневр решил исход боя. Мамай и остатки его войска с позором бежали.


А. П. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947 гг.


В конце XIV в. основывает свой монастырь у Белого озера другой прославленный молитвенник и чудотворец, Кирилл Белозерский. Впоследствии его обитель также стала одной из крупнейших в России.

Булгарский поход обогатил князя Юрия Звенигородского. На эти деньги он, в частности, построил белокаменный Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Обитель была основана в 1399 г. по просьбе самого князя учеником Сергия Радонежского Саввой на горе Сторожи. Несколько веков спустя, при царе Алексее Михайловиче, этот монастырь сделался излюбленным «царским богомольем».


Андрей Рублев. Орел – символ евангелиста Иоанна. Миниатюра из книги «Евангелие Хитрово». Начало XV в.


В эти годы творили гениальные художники Феофан Грек и монах Андрей Рублев. В 1405 г. летопись упоминает их обоих, а также Прохора с Городца в связи с росписью Благовещенского храма Московского Кремля. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный расписывали заново фресками древний Успенский собор во Владимире. Сохранились также иконы, написанные ими, входившие в состав большого иконостаса этого собора. В 1420-х гг. они же расписывали Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Кисти Андрея Рублева принадлежит знаменитая икона «Троица Живоначальная» – удивительный образ божественной любви и жертвенности, исполненный света и тихой созерцательности. В 1988 г. Андрей Рублев был канонизирован Церковью.

Загрузка...