1448–1470

В 1449 г. Москва и Великое княжество Литовское подписали мирный договор. Он четко определил границу между обоими государствами. Земли восточнее этой линии, проходившей недалеко от подмосковного Можайска, оставались во владении Москвы. Пережившее в 1430-х гг. страшную гражданскую войну, Литовское княжество теперь должно было озаботиться сохранностью захваченных ранее земель.


Н. К. Некрасов. Вече в Новгороде.


В 1448 г. старший сын Василия, 8-летний Иван, был официально объявлен соправителем отца. В 12-летнем возрасте княжич совершил свой первый военный поход. Еще при жизни слепого отца в руках Ивана начали собираться нити управления Московской Русью.


Великий князь Василий Васильевич. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.


Ивана III при жизни называли и Грозным, и Державным, и Великим. Последнее прозвище точнее всего отражает суть этого правителя. Он обладал всеми необходимыми для хорошего политика качествами: умом, твердой волей, дипломатическим даром. В своих действиях Иван Васильевич был решителен, а порой и жесток – с непокорными и врагами он расправлялся беспощадно. Но, несмотря на крутой нрав, подданные князя относились к нему с уважением. В его окружении было немало талантливых людей – полководцев, управленцев, дипломатов. Политический гений Ивана III создал единое и могучее Московское государство, многократно превосходившее по размерам княжество, доставшееся ему в наследство от отца. На печатях Ивана Васильевича стоял титул «Великий князь Божией милостью господарь всея Руси». При нем Русь вновь вышла на международную арену.


Иван III. Гравюра из «Космографии» А. Теве. 1584 г.


В конце 1460-х – начале 1470-х гг. совершил свое знаменитое «хождение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин. Его путь до Индии и обратно пролегал через Каспийское море, Индийский океан и Черное море. В описании этого путешествия купец рассказал о своей жизни в Индии, тамошних нравах, обычаях и легендах.


Шапка Мономаха. Конец XIII – начало XIV в.


Папа римский, покровительствовавший Софье Палеолог, надеялся, что новая жена Ивана III поможет Риму утвердить влияние католичества на Руси. Но он просчитался. Софья не только не стала «папским агентом» в Московском государстве, но, напротив, подталкивала мужа к тому, чтобы Русь превратилась в сильную православную державу, истинную наследницу погибшей Византии. И действительно, этот брак Ивана III дал Руси право претендовать на византийское наследство: религиозное, культурное, а века спустя, уже в качестве Российской империи, – и территориальное. Московское государство переняло из Византии геральдический знак двуглавого орла в коронах, появившегося на гербе. Великокняжеский двор и его церемониалы стали по-византийски пышными. Софья способствовала развитию дипломатических и торговых связей Руси. В Москву теперь часто приезжали византийские аристократы, родственники Софьи, а также иностранные послы, купцы, зодчие.


А. Д. Кившенко. Венчание Ивана III с Софьей Палеолог. 1836 г.


Загрузка...