Утопический социализм возник с зарождением капитализма. Утопический социализм можно подразделить на ранний и поздний. Представителями раннего утопического социализма были Т. Мор и Т. Кампанелла.
Томас Мор (1478–1535) – английский гуманист, писатель; основоположник утопического социализма.
Наибольшую известность принес Мору его диалог «Утопия» (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия. Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная и даже личная собственность, производство и быт обобществлены, распределение происходит по потребностям, труд является всеобщей обязанностью, рабочий день ограничен шестью часами.
Томмазо Кампанелла (1568–1639) – итальянский философ, поэт.
В своей книге «Город Солнца» (1602, опубл. 1623, рус. пер. 1906) он критикует праздную жизнь угнетателей, причину социального неравенства видит в частной собственности и рисует картину будущего общества – города Солнца, где есть общественная собственность, всеобщая обязанность трудиться, рабочий день ограничен четырьмя часами благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки, образования и трудовому воспитанию; существует уравнительное безденежное распределение.
Поздний утопический социализм. Его главными представителями являются Клод Анри Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии.
Сен-Симон (1760–1825) – французский мыслитель, социолог, социалист-утопист.
Сен-Симон движущей силой развития общества считал научное и нравственное просвещение людей. Значительное внимание он уделял экономическим факторам: участию людей в производстве, формам собственности. Признавал неизбежную замену форм общественного устройства более совершенными. Слабая сторона его взглядов в том, что при создании идеала бесклассового общества он исходит из ремесленного и мануфактурного производства и патриархального сельского хозяйства, господствовавших тогда во Франции.
Шарль Фурье (1772–1887) – французский утопический социалист.
Для метода Фурье характерны историзм, а также материалистические тенденции и черты диалектики. Он выдвинул идею о закономерности общественного развития от низших форм к высшим. Особое внимание он уделял критике капитализма, отмечая исторически преходящий характер этого строя. В центре внимания Фурье было положение трудящегося народа, который, по его словам, будет «рабом богачей», пока длится строй цивилизации. Он считал, что реформами спасти капитализм нельзя. Проблему распределения ставил в зависимость от трех факторов: труда, таланта и капитала. По капиталу распределялось 4/12, по труду – 5/12, по таланту – 3/12 всей продукции фаланги (производственной ассоциации).
Оуэн Роберт (1771–1858) – английский социалист-утопист.
Оуэн, критикуя капитализм, характеризовал его как хаотичный, разобщенный, противоречивый строй, порождающий бедность, невежество, распри и войны. Источником богатства Оуэн считал физический труд, но не индивидуальный, а труд вообще, рассматриваемый как средний. Он предвидел, что социализм уничтожит нищету и устранит кризисы. Новое общество, по его мнению, должно быть создано путем законодательных мер и просвещения. Оуэн был родоначальником английского социализма, и все общественные движения в Англии, направленные на защиту интересов рабочего класса, были связаны с его именем.