День начался с завтрака в ресторане Лакуары. Яичница-глазунья с тостами, клубника, ананасы, апельсины, яблоки, чай и свежевыжатый апельсиновый сок. «Отличное начало дня, но есть всё было не обязательно», – думал я, выходя из отеля, сыто похлопывая себя по животу. Ооновский автобус стоял неподалеку от входа в ожидании пассажиров, желающих добраться до штаба миссии.
Пятнадцать минут и мы – на месте. Всё началось строго по графику, выданному мне в первый день. Чётко расписанные пункты, время и место. Мне это очень нравилось, потому что не надо было ничего искать. Судя по расписанию тренингов, день обещал быть насыщенным.
Первый инструктаж был посвящён обучению вождению в пустыне. На экране красовался слайд: "Safe Desert Driving" – "Безопасное вождение в пустыне". Инструктор в идеально выглаженной рубашке начал с предупреждения:
– Пустыня не прощает ошибок. Если вы думаете, что сможете её перехитрить, то я вас разочарую. Хотя пустыня всегда выигрывает, но мы можем минимизировать её преимущество. Главное – помните: ваша задача – сохранить контроль.
– Во-вторых, соблюдайте скоростной режим! Не надо гонять во время обычного патрулирования. Это не пустые слова. Посмотрите, пожалуйста, на эти слайды, – продолжил инструктор, щелкнув пультом. На экране появились снимки перевернутых и помятых автомобилей с ооновской эмблемой.
«Ну какой-же русский не любит быстрой езды», – пронеслось у меня голове.
– У нас есть неутешительная статистика по странам. Особенно это касается египтян, уругвайцев и русских, – как бы прочитав мои мысли, заметил инструктор.
– Все водители этих разбитых и покореженных автомобилей проходили такой же инструктаж, как и вы сейчас. И каждый из них расписался, что понял всё услышанное осознал всё увиденное, а также обязуется соблюдать установленные правила вождения ооновских автомобилей. И что? Все они были депортированы из миссии после того, как оплатили убытки из своего кармана. А кому-то из них ещё потребовалась медицинская помощь. Но нарушение правил передвижения на автомобиле, да и вообще нарушение каких-либо правил в миссии – не является страховым случаем.
– Алкоголь за рулем не допустим! Я, надеюсь, что все это знают, но не могу этого не повторять вновь и вновь. Потому что более пятидесяти процентов всех случаев превышения скорости и попадания в аварийные ситуации наблюдателями и сотрудниками миссии ООН происходит в алкогольном опьянении! И эта информация также всем известна, но …, – и дальше шла ещё пятнадцатиминутная лекция о том, как пагубно влияет алкоголь на внимание, скорость реакции и другие когнитивные функции головного мозга экспертов ООН, управляющих автомобилем в алкогольном состоянии, а также о репатриации и депортации.
Потом мы изучали, как правильно выбирать скорость для передвижения по песку, переключать передачи и что делать, если машина начинает застревать в песке. Для меня не было ничего нового из перечисленного, но следующая информация меня заинтересовала.
– На всех автомобилях ООН установлена система CARLOG. Каждый из вас после успешного прохождения экзамена по вождению внедорожника получит водительское удостоверение ООН – пластиковую карточку с вашим фото и магнитной полосой. На этой полосе будет записана вся ваша информация. Перед включением зажигания, необходимо провести карточкой по считывателю информации, который находится в черном устройстве с синими кнопками, – сказал инструктор, показав на небольшую пластиковую коробочку.
– Если ваше водительское удостоверение не будет заблокировано, то CARLOG издаст звуковой сигнал и на его экране появятся символы. Только после этого можно будет включать зажигание с помощью обычного автомобильного ключа, – закончил инструктор.
– В момент включения бортового питания, вся информация о водителе записывается и передаётся по каналам радиосвязи на один из компьютеров отдела автомобильной секции. Передаются также GPS-координаты, скорость, и некоторые другие параметры. Поэтому в случае превышения скорости или совершения опасных манёвров, повлекших за собой дорожный инцидент, не составит особого труда определить, кто был за рулем. Вернее – с помощью чьего водительского удостоверения был включен автомобиль. Поэтому в соответствии с правилами всем авторизованным сотрудникам миссии ООН запрещается передавать управление автомобилем кому бы то ни было. Не зависимо от того, авторизованному члену миссии или постороннему человеку. И моя вам рекомендация – никому и никогда не давайте своё водительское удостоверение.
– Как это работает, я вам покажу на практике во время тренировки вождения на полигоне.
После часа теории инструктор довольно улыбнулся:
– А теперь главное правило: relax and enjoy. Если будете нервничать, пустыня это почувствует.
В зале послышался лёгкий смех, но слова запомнились.
После теории мы пошли на полигон к внедорожникам.
– Пока у вас нет водительских удостоверений, я буду заводить автомобиль, используя своё, поэтому и ответственность за автомобиль – вся на мне, – сказал инструктор, проворачивая ключ в замке зажигания автомобиля.
На небольшом, но уютном полигоне мы по очереди тренировались переключать передачи, включать полный привод и даже разворачиваться в условиях ограниченного пространства на нескольких автомобилях NISSAN PATROL.