Первобытные люди искали для поселений места, которые находились рядом с водой, – в пещерах с ручьями, на берегах теплых морей и рек. Вода давала питье и пропитание, а со временем стала и своего рода «быстрой дорогой».
При перемещении из одного места в другое требовалось нести с собой и все необходимые вещи. Стараясь облегчить ношу при переселении, люди стали задумываться о средствах и способах передвижения. Кроме того, проживая на берегах морей или больших рек, богатых рыбой, люди нуждались в плавательных средствах, необходимых для рыбалки.
Первым плавательным средством наверняка был плот ― он появился, когда человек понял, что стволы деревьев не тонут в воде. Оставалось лишь связать их между собой и вооружиться длинным шестом. После того как был сооружен примитивный плот, человек отважился на первое плавание. Плотом было не так просто управлять. Он медленно плыл, но отлично подходил для транспортировки грузов, особенно если надо было перемещаться вниз по течению. В глубоких местах, где шест не доставал до дна, люди приспособили для управления плотом гребную доску. Возможно, эту идею подсказало наблюдение за водоплавающими птицами с перепончатыми лапками.
Однако, освоив плот, человек пожелал большего ― ему требовалось легкое и маневренное плавательное средство. Такой стала деревянная долбленая лодка, прообразом которой, вероятнее всего, было обычное бревно.
Ученые в общих чертах восстановили этапы превращения бревна в лодку. Если человеку было необходимо переправиться через ручей или реку, он каменным топором отрубал часть ствола, очищал его от ветвей, потом ложился на бревно и плыл по воде, работая ногами как веслами. Со временем конец бревна начали стесывать, слегка заостряя его ― так мини-плотом было легче управлять.
Следующим шагом, вероятно, явилось стесывание одной стороны бревна. На плоской стороне горбыля пловцу было куда удобнее лежать.
В настоящую лодку бревно превратилось, когда люди стали выдалбливать или выжигать в его сердцевине углубление для гребца.
Люди совершенствовались также и в умении грести. Для перемещения вдоль берега было достаточно длинного шеста, которым упирались в дно и отталкивались от него. Однако для плавания по глубоким местам требовалось другое приспособление – весло. Гребная доска в скором времени трансформировалась в весло, которое уже в те далекие времена быстро приняло современный вид.
Без определенных ручных инструментов создание даже простейшей долбленой лодки требовало значительных усилий. И тогда человек изобрел легкую лодку из коры. Делать ее было намного проще. Мастер аккуратно отделял кору от дерева, тщательно выскабливал ее и конопатил. Потом сшивал или связывал корнями куски коры, швы обрабатывал смолой. Внутри корпуса для жесткости устанавливал несколько распорок. Такую лодку опытный мастер мог изготовить за несколько часов. Там, где не было крупных деревьев, например на севере, легкие лодки научились делать из шкур, а остовом для них служил жесткий китовый ус.
Примерно около 12 тыс. лет назад у наших предков появилась весельная лодка. Человек стал осваивать водоемы и получил в свое распоряжение первое в истории средство передвижения.