Обжиг глины. Печь для обжига. Керамика

Пластические свойства глины были известны человеку уже в давние времена. Из нее можно легко и быстро создавать различные предметы необходимой формы. Со временем человек обнаружил, что глиняные изделия после обжига меняют свои свойства – становятся более твердыми, водонепроницаемыми и огнестойкими. Поэтому глина стала сырьем для изготовления кухонной утвари.

Гончарное ремесло развивалось на протяжении тысячелетий. Много времени потребовалось на изучение свойств разнообразных видов глины. Древние мастера выбирали такую глину, которая отличалась необходимой пластичностью, связностью (свойство, влияющее на прочность) и определенной влагоемкостью. К глине постепенно стали примешивать добавки, улучшающие качество изделий (к примеру, песок). Одновременно древние гончары осваивали и разнообразные способы лепки.

Сначала сосуд для приготовления пищи лепили в течение нескольких часов, а затем обжигали на костре.

Важным шагом в развитии гончарного ремесла стало применение приема вращения. Мастер изготавливал дно сосуда, а затем, добавляя к нему кусочки глины и вращая дно левой рукой, правой вел глину по спирали, постепенно создавая грани сосуда. Такое изделие получалось более ровным. Позже под заготовку стали подкладывать деревянный диск. Потом стало ясно, что лепка значительно упростится, если этот диск будет вращаться вместе с заготовкой.

Вращающийся круг произвел настоящий переворот в гончарном деле, превратив его из ремесла в искусство. Теперь работа пошла заметно быстрее, качество изделий улучшилось: они получались более плотными и однородными, а их форма была правильной и изящной. Со временем гончарный круг усовершенствовался, превратившись из ручного в ножной, а потом вообще обзавелся внешним приводом.

Технология изготовления посуды на гончарном круге такова. Сначала необходимо вымешать глину в однородную массу и обязательно удалить все пузырьки воздуха. Затем из глины формируют шар и кладут его в центр вращающегося гончарного круга. В центре глиняного шара большим пальцем делают несквозное отверстие и при непрерывном вращении круга формируют горшок желаемой формы со стенками нужной толщины. Потом горшок «срезают» с гончарного круга и ставят для просушки. На следующий день, когда глина высохнет и образуется твердая корочка, сосуд снова ставят в центр круга, но уже вверх дном. На вращающемся круге у горшка аккуратно срезают специальными инструментами излишки глины. На этом этапе формовка изделия завершается, и сосуд готов для украшения и обжига. Другие детали сосуда при необходимости лепят и обтачивают отдельно, а затем прикрепляют к основному сосуду глиняной обмазкой – жидкой глиной, которая используется как скрепляющий материал.

Техника обжига изделий также усложнилась. Вначале обжиг производили прямо на открытом огне при температуре 300–400 °C. Затем изделия из глины стали обжигать в специальных печах. Даже в самых примитивных печах температура нагрева увеличивалась вдвое, что позволяло частицам глины лучше спекаться друг с другом, и прочность изделий заметно возросла. Толстостенные сосуды сменились сосудами с тонкими стенками (до 3 мм).

Печи также совершенствовались, что имело большое значение в истории техники, поскольку было положено начало производству высокотемпературных устройств, которые применялись и в других отраслях хозяйства (прежде всего в металлургии).

Первые печи делали таким образом: из тонких веток собирали деревянный каркас, который обмазывали толстым слоем глины, оставляя небольшие отверстия. Этот каркас ставили над углублением для разжигания костра. В сильном огне деревянные части сгорали, а обожженная глина образовывала прочный свод с отверстиями. При обжиге свод и стенки печи раскалялись докрасна и тоже излучали жар. Благодаря концентрации тепла температура внутри печи могла подниматься до 900 °C.

Литье

Литье – это одна из техник создания керамики. Литье используют для изготовления серии керамических изделий или для массового производства. Вначале по образцу изготавливается гипсовая форма, которая затем будет воспроизводиться. В подготовленную форму вливают жидкий глиняный раствор (литейный раствор) и выдерживают, пока глина не затвердеет. Далее, примерно через час, форму переворачивают и оставшийся раствор выливают. Полую глиняную отливку дорабатывают вручную и затем обжигают.

Обжиг

Обжиг, или обработка просушенной жаром глины, превращающая ее из мягкого материала в твердый стекловидный, был открыт примерно 7 тыс. лет назад. Вероятно, люди обнаружили этот способ, когда случайно на глиняном основании разожгли костер, а после этого увидели, что основание очага стало твердым. Одна из версий предполагает, что первыми глиняными изделиями были магические фигурки. После того как слепленная мягкая фигурка была помещена в огонь, люди обнаружили, что жар очага не повредил изделие, а наоборот, сделал фигурку твердой, закрепив форму.

Печь

Печь – специально построенная камера для обжига керамики. В отличие от обработки глиняных изделий на открытом огне, печь позволяет гончару управлять обжигом. Топка в ней отделена от места расстановки обжигаемых изделий. В печи предусмотрены специальные отверстия ― они нужны для управления огнем и регулировки тяги воздуха, размещения и передвижения изделий и наблюдения за обжигом.

Первую стадию обжига проводят медленно, поскольку из глины постепенно удаляется влага. Процесс не ускоряют, чтобы избежать растрескивания изделий. Когда температура в печи достигает 600 °C, глина полностью обезвоживается и становится равномерно красной. Изделие получается хрупким, пористым и абсорбирующим.

Далее проводят второй обжиг при температуре в печи 600–900 °C. Если во время обжига в печи будет свободный доступ воздуха, то глина окисляется, и из нее удаляются все углеродистые вещества. Если в печи воздуха не будет, то материал становится черным, «восстановленным».

Вначале гончарное производство было обычным ремеслом. Гончар изготавливал сосуды для пищи и хранения жидких и сыпучих продуктов. Со временем гончарство развивалось, стали производить множество новых изделий: появились огнеупорный кирпич и каменная посуда, черепица и изразцы, дренажные трубы и архитектурные украшения…

С развитием общества и ремесла некоторые глиняные изделия научились специально отделывать и украшать. Так производство стало не только ремеслом, но и искусством – керамикой, хотя сохранило все особенности производственного процесса.

До VIII в. гончарное производство в Европе было не развито, это искусство привнесли мавры. Примерно тогда же появились изделия, покрытые глазурью. Начали изготавливаться глазурные плиты для облицовки стен, плиты синего и бурого цвета для полов. Сегодня мы можем их увидеть в Гранаде, Альгамбре, Алькасаре.

Расцвет гончарного производства приходится на период XIII―XV веков. Тогда в Испании изобрели майолику, которая вскоре совершенно покорила Италию. Первым из «звезд» гончарного искусства можно назвать скульптора Луку делла Роббиа, которого считают гордостью Флоренции. Он создавал свои произведения из массы, называемой terra invetriola, в состав которой входили очищенная гончарная глина, песок и мергель (известь мергеля увеличивала способность к спеканию и уплотнению). Глазурь содержала окиси олова, подкрашивалась кобальтом в синий цвет, медью – в зеленый, марганцем – в фиолетовый. Скульптор обжигал изделия дважды: перед глазурованием и после.

Узнав секрет оловянной глазури, фабрики провинции Тоскана стали развивать новую отрасль гончарного ремесла – изготовление фаянса. Фаянсовые изделия сначала обжигали на слабом огне, потом покрывали белой глазурью, на ней выполняли рисунки, далее вторично подвергали обжигу, но уже высокотемпературному. Таким образом делали архитектурные украшения, домашнюю утварь, вазы, статуэтки.

После Италии гончарное производство стало массово развиваться во Франции. Этому покровительствовала Екатерина Медичи. Для обжига глазурованной глиняной посуды Бернар Палисси изобрел новую печь. Теперь керамические изделия ни в чем не уступали итальянским и расписывались голубыми, желтыми, серыми и фиолетовыми красками. Коньком Бернара Палисси была плоская посуда с изображениями растений, раковин, насекомых, рыб.

В Голландии и Германии гончарное производство поначалу ограничивалось лишь изготовлением архитектурных украшений. Гончары из Нюрнберга прославились работами в смешанном готическо-итальянском стиле. Немецкие и фламандские гончарные изделия XVI―XVII веков, выполненные в технике gris, пользовались популярностью, но по качеству уступали итальянским и французским.

В Англии к концу XIX в. гончарное производство достигло высшей степени мастерства. Во время царствования Елизаветы этому в немалой степени способствовали фламандские ремесленники, изгнанные из родины по религиозным причинам.

Загрузка...