Знаки, разметка, светофоры, шлагбаумы и так далее появляются на дороге не просто так. Их появление должно быть взаимосвязанным и соответствовать определенным требованиям. Для выполнения всех требований законодательства при организации дорожного движения разрабатывается документация, включающая в себя комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) и (или) проекты организации дорожного движения (ПОДД), – ч. 4 ст. 16 «Об ОДД».
КСОДД разрабатывается не менее чем на 15 лет, и изменения в него вносятся не чаще, чем один раз в 5 лет. Фактически КСОДД отражает стратегию развития дорог.
ПОДД, как правило, разрабатывают на основании КСОДД, хотя ПОДД в определенных случаях разрабатывается и отдельно от КСОДД, – п. 1 ст. 18 закона «Об ОДД». Изменения в ПОДД вносятся не чаще, чем один раз в 3 года.
Именно на ПОДД подробно изображены все знаки, разметка, светофоры, ограждения, стоянки и так далее.
Мероприятия, предусмотренные документацией, обязательны для исполнения, – ч. 6 ст. 16 «Об ОДД».
Порядок утверждения КСОДДов и ПОДДов устанавливает Минтранс, – ч. 5 ст. 16 Закона «Об ОДД». Данный порядок закреплен в «Правилах подготовки документации по организации дорожного движения», – Приказ Минтранса № 480 от 26.12.2018 (ранее – «Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения», – приказ Минтранса от 17.03.2015 № 43).
Требования к внешнему виду схем приведены в разделе IV Приказа № 480, требования к внешнему виду ПОДД приведены в разделе VII. Графические элементы, применяемые в ПОДД, приведены в Приложении № 2. Аналогичные требования существовали и ранее.
Когда водители ходатайствуют о предоставлении схемы организации дорожного движения, им присылают соответствующую страничку из ПОДД. Полученный документ нужно проверить на соответствие приведенным требованиям к их внешнему виду.
Согласование КСОДД проходит в соответствии с ч. 9 ст. 17 закона «Об ОДД». Согласование ПОДД – в соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 18 закона «Об ОДД». Реализация КСОДДов и ПОДДов, не прошедших согласование, – недопустима, – п. 11 ст. 18 «Об ОДД».
Утверждает схемы и проекты только Росавтодор, – п. 5.14.2 и п. 5.14.3 «Положения о Федеральном дорожном агентстве», утвержденным ППРФ № 374 от 23.07.2004.
На уровне муниципалитетов КСОДДы и ПОДДы разрабатывают и утверждают сами муниципалитеты, – ч. 7 ст. 17 закона «Об ОДД».
КСОДДы и ПОДДы передаются в ГАИ, – п. 14 и п. 50 Приказа № 480.
Временные технические средства организации дорожного движение применяется на основании ПОДД, – пп.2 п. 2 ст. 18 и п. 5 ст. 18 закона «Об ОДД». Таким образом, организация, производящая работы, должна заказать и утвердить ПОДД на время проведения строительства и реконструкции дороги.
ПОДД для краткосрочных работ, на выполнение которых требуется менее 24 часов, не разрабатывается, – пп.2 п. 2 ст. 18 закона «Об ОДД».
ГАИ в утверждении проектов с 2013 года не участвует. Временной промежуток, когда возможно отремонтировать дорогу, – маленький, а ГАИ могла согласовывать проекты месяцами. В результате из-за нерасторопности ГАИ дорогу не успевали отремонтировать.
Но ГАИ могут вносить предложения в ПОДД на временные ограничения, – п. 57 Приказа Минтранса № 480 от 26.12.2018. Логично, что ГАИ должно быть уведомлено о временных ограничениях, чтобы иметь возможность внести свои предложения.
Далее см.15.11 Автоматические камеры в зоне действия временных знаков.