Технические регламенты применяются в соответствие с законом «О техническом регулировании»[12], стандарты – в соответствии с законом «О стандартизации»[13].
Технические регламенты по определению обязательны для применения, – ст. 2 закона «О техническом регулировании». Для примера: «Организация дорожного движения (ОДД) осуществляется на основе комплексного использования технических средств ОДД, отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании», – ст. 9 закона «Об ОДД».
Подтверждение соответствия продукции ГОСТам осуществляется на добровольной основе, – ст. 16.1 закона «О техническом регулировании» и ст. 26 закона «О стандартизации». Но имеются исключения.
Например, согласно п. 2 ст. 4 закона «О стандартизации» распоряжением Правительства № 2438-р от 04.11.2017 утвержден список стандартов и сводов правил (СП), выполнение требований которых обязательно. В список, например, входит ГОСТ Р 52289–2004 на знаки. Согласно примечанию к данному Распоряжению, документы, на которые ссылаются ГОСТы и СП, так же обязательны для исполнения.
Применение стандартов при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд является обязательным, – п. 4 ч. 2 ст. 3 закона «О стандартизации».
Требования к автомобилям, мотоциклам, автобусам и грузовикам содержатся в техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств»[14]. В первую очередь в регламенте перечислены требования к транспортным средствам и к их компонентам. Также в тексте регламента приведен перечень Правил ООН, которым должны соответствовать компоненты транспортного средства, – ст. 23–25 закона «О техническом регулировании». Например, для детских удерживающих устройств – это Правила ООН № 44 и № 16, – см. 10 Детское кресло.
Согласно п. 23 ст. 2 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений»[15] дорога является сооружением. Согласно ст. 5.1 закона «О техническом регулировании» и ч. 2 ст. 5 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» соблюдение стандартов при строительстве и эксплуатации сооружений обязательно.
Список ГОСТов и СП, обязательных для применения приведен в Постановлении Правительства от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».
Например, в перечне упоминаются СП 59.13330.2012 «СНиП 35–01–2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 113.13330.2012 «СНиП 21–02–99*. Стоянки автомобилей». Следовательно, исполнение требований СНиПов – обязательно. См.25 Парковка для инвалидов. (СП 113.13330.2012 заменен на СП 113.13330.2016, однако исправления в приведенное выше Постановление Правительства еще не внесены.)
К «Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений» имеется перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований регламента – Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2019 года № 831.
Технический регламент может быть принят международным договором – ч. 1 ст. 9 закона «О техническом регулировании». В отношении дорог – это технический регламент «Безопасность автомобильных дорог»[16]. Данный регламент распространяет свое действия на магистрали городов, но не распространяет на улицы населенных пунктов, – п. 5 ст. 1 Регламента. Классификация магистралей и улиц в населенных пунктах приведена в Таблице 11.1 и Таблице 11.3 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
К Регламенту прилагается «Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «Безопасность автомобильных дорог», – решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159.
Итого, к двум регламентам есть два списка добровольных стандартов.
«Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный … перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов», – ч. 4 ст. 16.1 закона «О техническом регулировании» и ч. 2 ст. 26 закона «О стандартизации». Если вы хотите подтвердить, что в своей области деятельности вы выполняете требования какого-либо технического регламента, то вам достаточно выполнить требования перечисленных добровольных ГОСТов, и никто не имеет права предъявлять к вам претензии.
Максимально упрощая, можно сказать, что ГОСТы создаются как составная часть технических регламентов.
Для примера см.29.9 Стандарты на установку знаков и нанесение разметки.
«Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение:
● предварительных национальных стандартов,
● стандартов организаций,
● и (или) иных документов
для оценки соответствия требованиям технических регламентов», – ч. 4 ст. 16.1 закона «О техническом регулировании».
Определение «Предварительный национальный стандарт» приведено в ст. 2 закона «О стандартизации».
Организации, обслуживающие дороги, заинтересованы в выполнении ГОСТов. На основании ч. 2 ст. 1064 ГК (ч.2 ст. 401 ГК), которая устанавливает презумпцию вины причинителя вреда, при ДТП из-за некачественного содержания дорог адвокатам организации придется доказывать, что требования технических регламентов с их стороны выполнялись.
Проще всего представить в суд соответствующий ГОСТ, и показать, что его требования на добровольной основе выполнены, следовательно, выполнены и требования конкретного технического регламента. Если доказательства содержания дорог в соответствии с регламентами не представлены, то обязанности по содержанию дороги не выполнены, вина дорожников установлена, и им придется возместить ущерб, наступивший из-за некачественного содержания дорог, – Определение ВС № 84-КГ17–8 от 12.12.17.
Вышеприведенными перечнями к техническим регламентам список обязательных и добровольно-обязательных стандартов не исчерпывается.
Например, выделение бюджетных средств на приборы с сомнительным происхождением вызовет массу вопросов у контролирующих органов. И потому в техническом задании на приобретение любых устройств чиновники предпочитают указывать максимальное количество всевозможных регламентов и стандартов. В результате заключения договора на поставку применение стандарта становится обязательным, – п. 8.3 ГОСТ Р 1.0–2012 «Стандартизация в РФ. Основные положения».
Как следствие, в описании типа приборов производители предпочитают также по максимуму указывать все возможные регламенты и ГОСТы которым они соответствуют, подтверждая соответствие сертификатами и свидетельствами. Тогда появляется возможность участвовать в тендерах на поставку своей продукции по гос. закупкам. Таким образом, открыв «описание типа» любого прибора, можно увидеть список регламентов и стандартов, которым он должен обязательно соответствовать, – ч. 3 ст. 26 закона «О стандартизации».
Частичное применение ГОСТов и аналогичных документов становится обязательным, если в них содержатся метрологические требования к приборам. См.13 Государственное регулирование обеспечения единства измерений.
Чтобы окончательно разобраться с вопросом, когда можно ссылаться на ГОСТы при рассмотрении и обжаловании дел в ГАИ и судах, следует упомянуть о двух Постановлениях КС.
Первое – Постановление КС № 3-П от 31.03.2011, в котором записано: «Между тем оценка степени определенности … понятий … должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых в нем формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний». То есть термины и определения, которые не нашли своего места в Правилах, Законах, Постановлениях правительства и так далее следует искать в ГОСТах. Например, определение «детское удерживающее устройство» в ПДД отсутствует, но имеется в Правилах ООН № 44. См. 10 Детское кресло.
Второе – Постановление КС от 06.04.04 № 7-П: «Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона; самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущее ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ». Если стандарты устраняют противоречия в правоприменительной практике, то их использование де-факто обязательно.
Все автомобили, выпускаемые на дороге России, должны соответствовать требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», – ч. 3 ст. 15 закона «О БДД». Благодаря идентификационному номеру транспортного средства (англ. Vehicle identification number – VIN), органы ГАИ получают возможность удостовериться, что автомобиль прошел необходимую сертификацию в соответствие с регламентом, и допущен к эксплуатации на дороги РФ. Кроме того, по VIN-номеру можно установить, кем и когда был выпущен автомобиль, и его комплектацию, например, тип установленного на автомобиле двигателя.
Проверка VIN-номера – неотъемлемая часть процедуры регистрации транспортных средств, – ч. 2 ст. 16 закона «О регистрации»[17]. Управление незарегистрированным автомобилем наказывается по ст. 12.1 КоАП.
В п. 1.4.1 Приложения № 7 к ТР ТС указано, что на каждом транспортном средстве должен быть нанесен как минимум один уникальный идентификационный номер. Причем наносится он на раму или часть кузова, которую просто так не заменить. Номер наносится определенным шрифтом и способом, обеспечивающим долговечность. Легкое изменение маркировки должно быть исключено.
По возможности VIN должен наноситься справа.
Идентификационный номер указывается в документах на транспортное средство, – п. 1.5.1 Приложения № 7 к ТР ТС.
В п. 2.1 Приложении № 7 ТР ТС говорится и о требованиях к табличке изготовителя транспортных средств, на которой среди прочего также указан VIN-номер.
Поскольку табличка содержит VIN-номер, ее наличие на автомобиле обязательно, – ч. 2 ст. 12 закона «О регистрации» и Определение ВС № 42-КГ18–3 от 06.07.18.
Идентификационный номер в регистрационных документах и на автомобиле должен совпадать, – п. 12.1 Приложения № 8 к ТР ТС.
Что произойдет, если при прохождении сверки номеров перед регистрацией автомобиля в ГАИ инспектор заподозрит, что номера перебиты, утрачены вследствие коррозии, или обнаружит отсутствие таблички?
Инспектор обязан направить автомобиль на экспертизу.
Водителю остается только ждать заключение экспертов. Если они не просто подтвердят, что никакого криминала нет, и что табличка (или VIN-номер) утрачена вследствие естественного износа, коррозии, ремонта, или автомобиль без таблички возвращен владельцу после его угона, но смогут восстановить оригинальный VIN, то автомобиль зарегистрируют, – п.18 ППРФ № 1764 от 21.12.2019 «О государственной регистрации транспортных средств».
Правда в «Особых отметках» ПТС появится запись об измененной маркировке.
Если маркировка изменена, но эксперты сумели установить первоначальный VIN-номер, то на транспортное средство или его компоненты наносится дополнительная маркировка, – ч. 2 ст. 20 «О регистрации». Порядок нанесения дополнительной маркировки отражен в «Требованиях к дополнительной маркировке транспортных средств, порядку ее нанесения и применения», – ППРФ от 12.12.2019 № 1653. После нанесения дополнительной маркировки автомобиль зарегистрируют.