Вальс. Равель

«Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, впечатление от кружения которого фантастично и фатально. Я поместил этот вальс в обстановку императорского дворца, приблизительно около 1855 года».

Морис Равель, 1928 г.

Так начинался вальс[7]. В холёной Вене

сгущались облака. Звучат фаготы.

У Габсбургов сумбурно представленье

о будущем династии. А боты,

накидки и плащи, и скрип кареты —

преддверие к несмелым звукам вальса…

И вот он начинается. В просветах —

голубизна. Особо удавался

вальсирующим парам бег по залам,

по анфиладе комнат, до балконов!

Звучала музыка, влюбляла и взывала

всё к новым реверансам и поклонам!

Но что это: затишье перед бурей

иль «танец на вулкане» войн грядущих?

Уже – камланья разъярённых гурий

и обречённость армий, в смерть идущих!

Так не похож на вальс финал и крики

в агонии всплакнувших инструментов!

Поёт обрывки вальса соло скрипки,

утраченного мира монументом…

И – замирает притча венской были,

и притча миру, павшему в руинах, —

теперь лишь вспоминать, как нежно плыли

в том вальсе пары, слившись воедино…

Загрузка...