Двоецарствие

После смерти царя Федора Алексеевича вражда Милославских и Нарышкиных полыхнула с невиданной силой! Поначалу верх взяли Нарышкины! Партия Нарышкиных, родственников второй жены царя Алексея Михайловича, добилась провозглашения царем младшего брата Иоанна – Петра, что явилось нарушением права престолонаследия по старшинству, принятого в Московском государстве. Cтрельцы, под влиянием слухов о том, что «Нарышкины задушили Иоанна Алексеевича», подняли восстание 23 мая 1682 года и ворвались в Кремль.

Несмотря на то, что царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо для показа народу царевича Петра I и живехонького царевича Иоанна V 17), стрельцы, подстрекаемые Милославскими, бросились к ней, оттолкнув царицу с детьми, схватили и убили Матвеева и Долгорукова. Затем ворвались во внутренние покои дворца и, по заранее заготовленному (Милославскими?) списку, стали уничтожать родственников царицы – Нарышкиных.

Погром и убийство происходил на глазах у больного и как говорили «слабоумного» пятнадцатилетнего Иоанна и десятилетнего, весьма умом и памятью крепкого Петра, который всю жизнь кроваво припоминал стрельцам это их бунтарство.

Разгромив партию Нарышкиных, стрельцы потребовали провозглашения на престоле Иоанна Алексеевича. Но поскольку было совершенно очевидно, что царствовать он не в состоянии, произошла вещь немыслимая: собор из духовенства и высших чинов людей московских под давлением стрельцов решил допустить двоевластие, признав это даже полезным на случай войны.

26 мая Дума объявила Иоанна V Алексеевича – первым, а Петра I – вторым царем, причем, в связи болезнью первого и с малолетством второго царя, провозглашена правительницей их старшая сестра Софья. (дочь Марии Ивановны урожденной Милославской) 25 июня 1682 г. состоялось венчание на царство царей Иоанна V (сына М. И урожденной Милославской) и Петра I (сына Натальи Кирилловны урожденной Нарышкиной) Алексеевичей. Иоанн был Софье родным братом, а Петр – сводным. Для проведения обряда венчания была изготовлена вторая "Шапка Мономаха", называемая также "Шапка Мономаха второго разряда".В соответствии с дворцовым протоколом Иоанн V Алексеевич вместе с Петром I вел прием послов (в Оружейной палате Кремля хранится их двойной трон со скамейкой за ним, на которой в период своего регентства сидела царевна Софья, подсказывавшая ответы малолетним братьям-царям), хотя Иоанн же ни во что и не вмешивался.

До самой своей смерти Иоанн V Алексеевич считался равноправным царем, и все документы подписывались обоими царями вместе. Однако, Иоанн V в делах управления вообще не участвовал и пребывал "в непрестанной молитве и твердом посте".

В 1684 г. Иоанн Алексеевич женился на дочери стольника и воеводы Федора Петровича Салтыкова Прасковье. 18). В 27 лет Иоанн V был разбит параличом и плохо видел. 29 января 1696 г. Иоанн Алексеевич скоропостижно скончался. Погребен в Московском Архангельском соборе. После его смерти Петр Алексеевич остался единоличным царем. Больше в России не было случая одновременного правления двух царей.

Изучая историю, по определению А.П.Чехова, «неотчетливо», мы легко забываем о том, что Петр I, формально, был царем с 1682 года, но царей-то в России, целых четырнадцать лет, до 1696 года было двое!

Однако, же до 1689 года, фактически, государством единовластно и безраздельно правила царевна Софья, и формально именовавшаяся ПРАВИТЕЛЬНИЦЕЙ. Как же это так?! Как такое могло быть в отсталой стране с обычаями мракобесов, где женщины, как утверждается, только дискриминировались и эксплуатировались? При рассмотрении фактов, оказывается, что это утверждение исторической реальности не соответствует – женщины играли в судьбе России колоссальную роль всегда, в том числе и до того, как они стали занимать царский престол и их объявляли императрицами. Таким образом, к воцарению первой императрицы Всероссийской безродной литовки Марты Скавронской – Екатерины I, после смерти царя-реформатора Петра I, российское общество к женскому правлению было подготовлено задолго до 1725 года, потому и приняло царствование Марты Скавронской, по русскому политическому обыкновению, «безмолвствуя». Тем более, что царевну Софью вспоминали с благодарностью и сочувствием.

Загрузка...