Тяжело пережив смерть своего старшего сына Алексея, гоосударь Алексей Михайлович объявил приемником следующего, по возрасту, своего сына Феодора.
Царевич Федор Алексеевич таких удивительных способностей, как его старший, почивший в Бозе старший брат Алексей, не выказывал, но оказался человеком далеко не ординарным. Воспитанник Симеона Полоцкого царевич Федор, для своего времени, был широко образован. Как и старший брат, свободно владел латынью и польским, ценил образование, потому стал одним из создателей первого русского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии; увлекался музыкой профессионально, особенно певческим искусством и сам писал песнопения. Именно в музыке, состоялась и получила дальнейшее развитие одна из его реформ. На Руси нотные записи велись так называемым крюковым письмом. Государь Федор Алексеевич ввел на Руси европейскую нотную грамоту, которой пользуются музыканты всего мира до наших дней. Только одна это он уже достоин великой славы в нашем Отечестве. Но он, фактически, безвестен. Как и полагалось, образование его было, по преимуществу церковным, что подразумевало воспитание человека благочестивого, то есть, высокой личной нравственности.
Беда в том, что почти от рождения царевич Федор оказался тяжко болен. Можно предположить тяжелейший ревматизм, приобретенный в раннем детстве. Можно предположить и последствия странного происшествия, случившегося с ним, когда царевич был еще подростком. Обожавшего коней царевич, не то по недосмотру, не то по изуверскому расчету, изувечили взбесившиеся лошади, его переехала тяжелая карета. Вряд ли мы узнаем, по какой причине слабый и болезненный царевич мог ходить, лишь опираясь на палку, был вынужден просить помощи у придворного даже, чтобы надеть и снять шапку. Однако, телесная немощность компенсировалась твердостью и независимостью характера. Незлобивый и внешне покладистый и спокойный царь Федор Алексеевич, но все решения, посоветовавшись с ближними людьми, всегда принимал совершенно самостоятельно. И даже если ему противоречили самые доверенные, самые ближние люди никогда от своих решений не отступал!
Свое царственное служение он воспринимал как тяжкий крест, но нес его с достоинством. А царем ему пришлось стать 30 января 1676 года (короновался 18 июня), имея от роду 15 с половиною лет.
Есть старинное высказывание «чем выше чин, тем меньше власть», которое следует понимать, как утверждение зависимости высокого чина от людей близь него стоящих. И, разумеется, родственники его покойной матери – Милославские, немилостиво отодвинутые от власти, с воцарением второй жены Алексея Михайловича ее родственниками Нарышкиными, воспряли духом и попробовали расквитаться с обидчиками.
И хотя часть историков утверждает, факты свидетельствуют, что царь Федор Алексеевич не поддавался влияниям, советчиков выбирал сам и с большой осторожностью. Молчаливый и тяжко больной, он обладал достаточно сильным характером. По настоянию Милославских, боярина Матвеева – дядю вдовствующей государыни Натальи Кирилловны сослали в Пустозерск, но ее, свою мачеху, Федор Алексеевич забижать не дал! На всякий случай, он переселил ее с детишками в село Преображенское. Это было правильное решение, в первую очередь, страха ради, перед своими родственниками – Милославскими, вполне способными эту романовскую ветвь любым способом, извести. Содержание отселенным царь выделил достойное, а сводными братом и сестрами не гнушался.
Злобствующих и нашептывающих ему всякие советы, Милославских отдалил, а приблизил постельничего 13). Ивана Максимовича Языкова и стольника 14) Алексея Тимофеевича Лихачева. По их выбору Федор Алексеевич 18 июля 1680 г. женился на Агафье Семеновне Грушецкой15) . Так как Милославские всячески старались препятствовать этому браку, то после свадьбы царя их влияние при дворе совсем упало.
Правительством Федора Алексеевича был осуществлен ряд очень серьезных реформ: в 1678 г. проведена общая перепись населения; в 1679 г. введено подворное обложение, (увеличившее податный гнет); Но самое важно, можно сказать революционное, деяние государь Федор Алексеевич совершил в 1682 г. когда было уничтожено по его указу местничество и сожжены разрядные книги. Этим положил конец обычаю бояр и дворян считаться заслугами предков при занятии должности. Отныне должности при дворе и в государстве занимались не по праву происхождения и родовитости , а по способностям и служебном рвении. Федор Алексеевич не декларировал свои задачи и чаяния, но основы для государственного строительства заложил новые: главным принципам сделавши личные способности, заслуги и безупречную службу. Для сохранения памяти предков были введены родословные книги. В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы объединены под руководством одного лица.
Это очень серьезное деяние, снявшее, в очень значительной мере, препятствие для притока во власть новых людей, лично зависящих только от царя. Не было бы этого решения царя Федора Алексеевича, не было бы и знаменитой табели о рангах Петра.
Во внешней политике первое место занимали проблемы Украины, а именно тамошняя борьба между Дорошенко и Самойловичем, вызвавшая так называемые Чигиринские походы. В 1681 г. между Москвой, Турцией и Крымом было заключено перемирие на 20 лет, по которому Турции было уступлено, начисто опустошенное в то время, Заднепровье.
Царь Алексей Федорович шел на беспрецедентно широкие контакты с Западом. Москва кишела иностранцами, военными, инженерами и прочими СП специалистами. Европейская культура органично и постепенно вливалась в культуру Российскую. Горожане охотно перенимали европейскую моду, брили бороды и облекались в иноземное платье. То, что спустя краткое время «царь реформатор» Петр I будет заставлять делать под страхом кнутобития и лишения чинов. Как выясняется, в иноземном платье москвичи щеголять начали до Петра, знакомиться с европейскими науками до Петра, привечать иностранцев до Петра. Может быть, Петр I так свирепо преследовал бороды и долгополые кафтаны, потому, что доставали их из чуланов, облекались в них и бороды отпускали в знак протеста его реформам?!
14 июля 1681 г. умерла царица Агафья вместе с новорожденным царевичем Ильей. 14 февраля 1682 г. царь женился вторично на родственнице Языкова, Марии Матвеевне Апраксиной. 16) Эта женитьба отразилась на судьбе Матвеева: он был объявлен невиновным и его возвратили из ссылки. Еще раньше, в 1681 г., царь велел вернуть из ссылки патриарха Никона, но престарелый патриарх умер в пути 17 августа 1681 г.
Вот тут кроется еще одна тайна смерти и забвения памяти этого выдающегося политика и самодержца. Государь задумал провести церковную реформу, умножив число епархий в ведя среди них иерархическое соподчинение и регламент. Возможно, для этого ему необходим стал такой решительный человек как патриарх Никон. Разумеется, этим намерением царь восстановил против себя всю правящую церковную братию и прежде всех правящего Патриарха.
А самовольная женитьба на Марии Матвеевне Апраксиной восстановила против него и ближний круг придворных. Историки не отрицают предположения, что немощный государь мог быть отравлен, а при его постоянных недомоганиях, это выглядело смертью естественной.
Было ли это возвращение опальных актом покаяния царя или он пытался приблизить к себе людей сильных и опытных – трудно сказать. Наверное, и то и другое. Однако, дни его были сочтены. Со второй женой царь не прожил и года. Он преставился 27 апреля 1682 г., не оставив детей.