На пути к себе можно встретить себя
Кто-то умный
Все говорят: стань самим собой, стань настоящим. А сейчас я не «сам собой»? Разве надо куда-то идти, чтобы найти себя и обменять на меня? Очень запутанно.
Знакомый клубок? На самом деле дойти до себя можно в три шага, только нет зрелища страшнее.
Итак, готовы ли мы встретиться с собой?
Когда-то на Руси играли в игру под названием «носок». Все садятся в круг, одному из участников кидают носок или другой мелкий предмет и произносят слово, например – «печка». Поймавший носок сразу начинает говорить всё, что приходит в голову. Подряд, не думая.
Говорящий проходит три слоя сознания. Сначала он умничает, говорит банальные вещи: печка – тепло. Это ещё не он сам, это дежурная оболочка из правил мышления, принятых в обществе. Потом он дурачится: печка – гречка. Уже глубже, но тоже ещё не он. Дурака валяет ребёнок внутри. Наконец произносятся неожиданные слова, человек может запнуться, удивиться тому, что сказал, может зависнуть и даже заплакать. Всё, пришли, коснулись души.
Встреча с самим собой шокирует, потому что мы редко себя навещаем. Своя душа – потёмки. В ней в темноте в отсутствие хозяина заводятся чудовища. Чем дольше мы туда не ходим, тем меньше хочется. Мы плещемся на мелководье, говоря ничего не значащие слова, совершая ничего не меняющие поступки, всё мельче и мельче, пока не начнём хватать ртом воздух, как рыбы, от иссушающей бессмысленности нового дня. Но упаси нас бог думать о глубине своей души. Там без нас уже давно всё занято. Свято место пусто не бывает.
Многие не заходят дальше первого слоя: так силён страх заглянуть в себя. Некоторые могут проскочить первые два и сразу резать правду-матку. Часто на третьем слое люди произносят страшные слова, связанные с болью и даже со смертью. Тут и начинается работа для ведущего: он останавливает игрока на последнем, ключевом слове и просит объяснить, с чем связан затык или боль. Начинается очищение. И для игрока и для всего круга.
Все три слоя полезны по-своему. Первый – слой умника, хорош для выживания в мире людей. Он помогает притворяться, подсказывает лазейки, срезает углы, строит привычки поведения. Проблема в том, что большинство людей сегодня живут и умирают только в этом слое. Кружатся в скопированных масках из ночных теней в день сурка. Ходячие ксероксы с памятью и встроенным факсом, потому что могут и послать, если кому-то их копия не понравится.
Второй – слой дурака, не позволяет ксероксам перегреваться, даёт разрядку. Выпил, поржал, спел в караоке, потрясся в клубе, съездил на море —