Ах, душа моя тельняшка –
Сорок полос, семь прорех!
Владимир Высоцкий
Мы часто говорим: пора подумать о душе – уже на пороге смерти. А что, если подумать о ней прямо сейчас, не откладывая в «долгий» ящик?
Когда моя учительница по математике хотела посмеяться над ошибкой ученика у доски, она ехидно говорила, обращаясь к классу: «Ну что, нарисовал? Художник от слова худо!»
С тех пор отложилось, что художником или поэтом быть стыдно. Забудь о призвании, питающем душу, иди обжигать горшки. И пошёл я в банкиры.
Копал как все, три высших, заграничная карьера, профайл в линкдине, звёзды на корпоративных погонах. Нарыл входов и выходов, стал кротом, с закрытыми от песка глазами.
А если нужно было очиститься, стал потихоньку похаживать в консерватории да в галереи. В середине 90-х в концертных залах Москвы было пусто, всем было не до этого – копали. После работы я ехал в филармонию, брал до смешного дешёвый билет в последний ряд на концерт органной музыки и засыпал на первых аккордах. Просыпался под жидкие аплодисменты редких зрителей.
Сказать, что я искал в этих залах покоя душе – это ничего не сказать. И ведь задуматься бы уже тогда, почему мир и покой случаются только с 19 до 21 исключительно по будням. Но думать было некогда, надо было копать.
Я всегда знал, что цель моей жизни – карьера. Не знал, почему, но так говорили мама, школа, газеты. Ну ладно, им виднее, там разберёмся.
Потом, когда я стал постарше, появилось слово самореализация, более абстрактное, интригующее, разделившее меня на – «я сам» и «я реальный». Оно мне нравилось больше.
Много позже я услышал о новой ценности, душе, да и то чаще, как напоминание о смерти. «Ты уже не мальчик, не пора ли о душе подумать». «Боюсь, уважаемый, это неизлечимо. Советую писать завещание и думать о душе».
Теперь я вижу, как криво всё устроено. Не с карьеры, а с души надо было начинать.
О чём бы мы сейчас ни думали, в конце всех концов мы придём к мыслям о душе. И факир, и банкир, и сам лысый чёрт невластен над ней. Сколь верёвочка ни вейся, мы всё равно знаем, кто здесь хозяин. Откладывая на потом, заменяя главное второстепенным, однажды мы упрёмся в непреложное – всё обман и химера, кроме души.
Я никогда не плакал над подписанным контрактом. Но слёзы текут сами на берегу реки или под третью симфонию Брамса.
Отбросив в сторону бредовые наказы, что плакать нехорошо, я задумался – где истина? Почему бы не делать только то, что просит душа? Всё время и только это. Ведь именно она слезами увлажняет путь человечка-щепки в его вечном стремлении к океану.
Почему бы не перевернуть шкалу ценностей с головы на ноги: душа-самореализация-карьера? Подписать с жизнью новый контракт: на обретение высшего сокровища – собственной души.
Я как раз в начале пути. Дошёл к сорока, хорошо хоть не к смерти, есть ещё время попробовать. Всё равно этим кончится, так почему бы с этого не начать?
Мы публично ценим деньги, власть и силу, а когда никто не видит, сбегаем в убежище своей души. Кладём жизни, чтобы достичь признанных в обществе ценностей, умираем, не дойдя до финиша, или, получив полцарства, бросаем его за ненадобностью. Остаёмся в дураках, добившись всего и устав от бездушия.
Вот вам более выгодное предложение: не ищите жемчугов в дальних морях. Душа и есть высшая ценность. Думайте о ней также страстно, как вы думаете о новых машинах или об отпуске на Гавайах, и посмотрите, что получится.
Кто я?
Эй вы, задние, делай как я!
Это значит – не надо за мной.
Колея эта – только моя,
Выбирайтесь своей колеёй!
Владимир Высоцкий
Мои клиенты приходят с одним и тем же вопросом: «Что мне делать?» Что тут скажешь? Любой ответ будет ложью, потому что я не знаю, что им делать. Никто не знает. Ни один коуч на свете не ответит на этот вопрос, оставаясь честным с собой. Поэтому я отвечаю вопросом на вопрос: «Кому это – мне?»
Каждый из нас делает выбор, свойственный лично ей/ему. Когда есть ясный образ себя, о действии думать не приходится, понимание приходит само, естественно вытекает из образа себя. Я сильный, а если сильный, то справлюсь. Я гордый, а гордые так не делают. Я нездоров, останусь дома, потому что я люблю себя в своём теле. Или я нездоров, но представлю себя здоровым и побегу на встречу, потому что я борец по жизни. Мы выбираем образ, а образ выбирает действие.
Вопрос «Что делать» возникает, когда непонятно «Кто я». Тогда проще сделать, как делает кто-нибудь другой или, ещё проще, послушать постороннего совета. И вот тогда нога ступает на чужую колею.
Кто я? – мой первый вопрос на коуч-сессии. Причём, мне важен не столько ответ, сколько готовность отвечать. Просто готовность заглянуть в неизвестность, а потом уже шагать. И это всегда будет шаг за край.
Я начал задавать себе этот вопрос в тридцать три. Понимаю, почему это страшно – открывается ящик Пандоры. И уже невозможно прикинуться, будто ты не видел, что там внутри, и что можно захлопнуть его и забыть. Ведь нельзя остаться наполовину познающим себя, а наполовину пребывать в самозабвении. Если меняться страшнее, чем спать, лучше в себя не лезть. Кто знает, может, пройдёт время, и время придёт.
Нет ничего страшного в отсутствии перемен. Значит, в том, что есть, и состоит равновесие, и терять его только из-за чужого примера, упрёка, зависти или моды – это идти не своим путём. Чужая колея.
Свой путь начинается, когда уже не можешь не сделать, но ещё не знаешь, что именно сделать. И тогда можно начать с самого простого вопроса, ответ на который будет меняться всю жизнь, как призрачный маячок в тёмном лесу, но именно он и покажет лучшую тропу к себе – кто я?
Мудрые учили меня спрашивать: кто я? Ага, будет сделано – кивнул и забыл. Книжки учили отличать «я» от «не я». Запутался в себе и забросил. Чужой колеёй сыт не будешь.
Можно спросить себя, и услышать ответ умника. Как это кто? «Я Саша» или «Я человек». Садись, пять. Стало легче? Нет.
Десять лет один и тот же вопрос встаёт каждый день. Каждый день появляется новый ответ. И вроде бы никому такой судьбы не пожелаешь, но я её желаю всем.
Ответ мерцает противоречием, одновременно показывая и свет и тень. Только подумалось: «Я хороший», но вот уже опять плохой. И снова хороший.
Ответ лучше виден на фоне. На фоне других людей, своих поступков, в зеркалах чужих судеб и историй.
Ответ проявляется в письме на бумаге, как фотография в ванночке с раствором.
Ответ будет всегда неполным, неточным и сиюминутным.
Ну и что с того? Мне нужна подсветка только для следующего шага. А потом для следующего. Тогда я буду уверен, что не завалился в кювет, а игра никогда не надоест.
Как хорошо быть бульдозером. Гремишь и гребёшь. Ни сомнений, ни поворотов, только лязг да скрежет.
Шагайте за край, я поддержу.