Первые большие племена, то есть первые по-настоящему крупные этносы, стали образовываться на основе обычных племён около 9–7 тысяч лет назад, в нескольких благоприятных для сельского хозяйства регионах планеты. Это были этносы, которые первыми сумели перейти к реальному производительному хозяйству – включая и животноводство, и растениеводство.
Только переход на масштабное производство зерна, бобовых и мяса позволил некоторым племенам резко повысить продовольственную обеспеченность и сделать качественный демографический переход. Ранние племена, не знавшие земледелия и постигшие лишь самое простое скотоводство, насчитывали от нескольких сотен до 1–2 тысяч человек. В отличие от них, сельскохозяйственные племена разрастались до десятков тысяч человек. Но ареалов существования таких больших племён-этносов было совсем немного.
Для перехода к новой основе жизнедеятельности в социуме должен произойти настоящий когнитивный прорыв. Для такого прорыва человеку необходимо наблюдать отчётливое чередование времён года, замечать жизненные циклы природы, растений, животных, смотреть на ритмичные изменения температуры, на сезонную динамику количества солнечных дней, на смену типов осадков. Только такие климатические условия естественным образом подводят человека к анализу чередования природных условий, к прогнозированию появления и исчезновения ресурсов питания, и в итоге – к осознанию возможности своего участия в жизни растений и животных, к желанию приспособить их под свои нужды.
По указанным причинам, в тропиках и субтропиках сельское хозяйство, как новый способ жизни, впервые зародиться не могло: прямолинейно-однообразный климат препятствует когнитивному прорыву социума. В такие климатические зоны сельское хозяйство было привнесено извне. Хотя, конечно, после этого сельское хозяйство могло весьма успешно развиваться, даже обгоняя по уровню технологий регионы своего зарождения.
Ещё одно условие для перехода к земледелию – необходима именно средняя климатическая полоса, как не слишком суровая.
Кроме того, в бескрайних лесах, или в каменистых степях, или в сложном гористом ландшафте зарождение растениеводства и животноводства, способных конкурировать по трудозатратам с традиционными охотой и собирательством, просто не реально. С учётом примитивнейших технологий, для возникновения земледелия и откорма животных нужны обширные и плодородные луговые степи, луга и мелколесья, разветвлённые системы рек и речушек.
Наконец, для появления действительно большого племени должна быть действительно большая территория со всеми перечисленными свойствами.
Лучшее место для зарождения сельского хозяйства, на всей афро-евро-азиатской суше, одно – это самая плодородная часть Великой Евразийской степи – Алтайский регион, междуречье Оби и Иртыша. Алтай – единственный огромный оазис Евразийской степи. Прилегающие к нему степи также играют большую роль – они могут принимать излишки населения, сохраняя их этническую взаимосвязь, социальные и технологические наработки, способствуя образованию союзов племён. Это важно, когда люди уже не вмещаются в метрополии, когда родоначальные племена стремительно, на порядок увеличивают свою численность благодаря сельскохозяйственному укладу.
Именно поэтому, именно на Алтае появилось первое в истории человечества большое племя, выросшее вскоре в поистине огромный союз племён.
Предки алтайцев, «протоалтайцы», выделились из европеоидной расовой общности около 30 тысяч лет назад, в южной части Русской равнины. Это были генотипически близкие и довольно крупные для первобытных времён семейные группы. Часть из них постепенно, раз в несколько поколений, продвигались в сторону восточной окраины континента. Лежащие на их пути уральские и западносибирские земли в те времена были крайне слабо обжиты потомками первой волны расселения людей из Альфа-популяции, пришедшими сюда на 10–15 тысяч лет раньше протоалтайцев. Это были разрозненные и мелкие семейные группы дорасовой формы хомо сапиенса, они не выдержали конкуренции и постепенно исчезли.
Протоалтайцы продвигались на Восток по широкому лесостепному коридору между центральноазиатскими высокогорьями на Юге и приледниковой зоной на Севере. Так по великой Евразийской степи в Азию впервые попали европеоиды, в лице протоалтайцев. Предки алтайцев заселили территорию протяжённостью более 3,5 тысяч километров примерно за 10 тысяч лет. Они достигли Алтая около 20 тысяч лет назад. Вскоре после этого алтайцы начали постепенный переход к родово́му образу жизни. Бо́льшая часть из них основала местную алтайскую популяцию, а судьба тех немногих семейных групп, что продолжили расселение на Восток, пока не известна.
Но были семейные группы «протоалтайцев», которые при миграции на Восток миновали Алтай по северной дуге. Несколько десятков поколений они осваивали юг Западной и Центральной Сибири, но в конце концов пришли в Хакасию, Тыву и обосновались в обширном регионе Саянских гор. Примерно на 1–2 тысячи лет позднее прихода протоалтайцев на Алтай. Для дальнейшего изложения будем называть эти родственные семейные группы «бывших» протоалтайцев «сая́нцами», или «сая́нами». Ассимилировав к тому времени многие автохтонные сибирские семейные группы и приобретя свои культурные, языковые и генетические особенности этногенеза, сая́не образовали свою, обособленную от алтайцев, сая́нскую популяцию. В это время саяне как раз совершали переход к родово́й самоорганизации.
Несколько позднее в эту эпоху, примерно на 2–3 тысячи лет, в Центральную и Восточную Азию, на юг Западной и Центральной Сибири, на Дальний Восток продвигались семейные группы монголоидов. Монголоиды, как раса, сформировались около 30 тысяч лет назад на южном стыке Центральной и Восточной Азии, в период первой волны заселения планеты. Северные монголоидные семьи достигли южных границ Байкала примерно на 1,5–2 тысячи лет позднее сая́н (сая́нцев), то есть около 16 тысяч лет назад. Довольно быстро северные монголоиды, уже социализированные в небольшие рода́, заселили все земли вокруг Байкала, ассимилировав малочисленные семьи дорасовых обитателей. Новые обитатели основали большую байкальскую популяцию. Для дальнейшего повествования будем называть этот формирующийся этнос «байка́льцами».
С того времени судьбы байка́льцев, сая́н и алта́йцев будут навсегда взаимосвязаны.
Кстати, мы так часто говорим об ассимиляции не случайно: истребление чужих семей в этот исторический период почти никогда не практиковалось. По причине чудовищно низких показателей воспроизводства населения, крайне низкой плотности населения в целом, острейшей нехватки рабочих рук, преобладания гаремного типа отношений в больших семьях и так далее – более слабые семьи вливались в состав более сильных. Женщины, дети и молодёжь вливались в победившие семейные группы всегда, мужчины – часто, а исключение составляли лишь старейшины и главы захваченных семейных групп: их во избежание конкуренции и по соображениям безопасности, убивали.
Продолжим рассказ об алтайцах.
Примерно 17–15 тысяч лет назад алтайские семьи стали жить рода́ми. Это были оседлые рода́, как и все их предки, жившие оседлыми семейными группами в течение десятков тысяч лет на пространствах в тысячи километров.
Около 14–13 тысяч лет назад алтайские рода́, видимо, первыми на планете, сумели приручить баранов и научились выращивать ячмень. Это впервые позволило человеку делать серьёзные запасы пищи, и только это сделало человека более мобильным. В эту эпоху некоторые алтайские рода́ стали более организованно и более целенаправленно (в отличие от семейных групп) искать новые ареалы для жизни, совершая в межсезонье, после сбора урожая, переходы по несколько недель и даже по несколько месяцев. Так алтайцы впервые в мире, хотя и очень малочисленными группами, но стали совершать достаточно дальние миграции в течение жизни одного поколения. Это позволило им в несколько раз быстрее проникать с территории междуречья Оби и Иртыша в ближайшие и не очень регионы. В течение последующих нескольких тысяч лет некоторые предприимчивые рода алтайцев и их потомков вернулись в Зауралье и Восточную Европу, пришли в Центральную и Переднюю Азию, достигли северных регионов Южной Азии, попали в Монголию и Северный Китай.
Но мы продолжим рассматривать именно Алтай.
Около 12–11 тысяч лет назад, на 2–3 тысячи лет опережая даже наиболее развитые племена мира, население Алтая начало переход к полностью сельскохозяйственному образу жизни. В этот период местные жители, первыми на планете, стали выращивать горох, пшеницу (полбу) и лук, сумели одомашнить коз. Около 10 тысяч лет назад алтайцы уже разводили кабанов, около 9 тысяч лет назад научились содержать в неволе туров – предков коров. Около 6 тысяч лет назад одомашнивание в алтайских племенах было уже по-настоящему масштабным: зерновые, овощи, фрукты, а также гуси, утки, куры и пчёлы.
Примерно 10 тысяч лет назад, то есть в VIII тысячелетии до нашей эры, алтайские рода́, одними из первых на Земле, объединились в племенной союз. С этого времени европеоидов-алтайцев необходимо считать этносом, одним из самых первых этносов в истории.
Примерно в VII тысячелетии до нашей эры существовало около десятка родственных алтайских племён, организованных в союз, имеющий не только общий язык, но и общую систему принятия решений, а также хозяйственную специализацию между племенами. Это было первое прото-государство. Внутри племён была достаточно сложная социальная иерархия и заметное разделение труда.
Язык алтайцев стал праязыком так называемой «индоевропейской» семьи языков.
Их древний этноним звучал как «арта́и», что означало «землепашцы», где «ар» – земля. Корень «ар» перешёл в пра-индоевропейские языки в форме «-ар», «-эр», «-ор» во многие слова, обозначающие землю, поле, пахоту, орудия земледелия. Древнеславянский: «арать» – пахать; греческий: «arator» – пахарь; санскрит: «kar» – пахать; немецкий: «erde» – земля; англиский: «earth» – земля; французский: «terre» – земля; итальянский: «terrа» – земля; древнегерманский: «arjan» – пахать; тохарский: «are» – плуг; шумерский: «ur-ru» – вспахивать; латинский: «aro» – пахать, и много других примеров во многих языках.
Вторая часть слова «арта́и» – «та́и» – означало «вскапывать», «поднимать», «переворачивать», «пахать». Это слово передалось соседним племенам сая́н в качестве понятия «горы», «вершины» и позднее перешло во многие тюркские языки в формах «тау», «тоо», «тог», «таг» и похожие.
Самоназвание «арта́и» появилось, как отличение себя от тех, кто продолжал заниматься примитивным собирательством и охотой. Самоназвание «арта́и» стало синонимом гордости и успеха. Поэтому позднее этноним «артаи» стал означать не только «пахари», но ещё и «хозяева земли», «благородные», «избранные».
В VI тысячелетии до нашей эры племена арта́ев составляли союз, насчитывающий не менее 1,5 миллионов человек. Таким образом, на Алтае была не просто самая крупная этническая общность на Земле – численность арта́ев на два порядка превышала численность любого другого протоэтнического племени той эпохи.
В других регионах Евразии и Африки в этот исторический период только-только появилось несколько ареалов формирования относительно крупных этнических племён. Но эти племена лишь начинали переход к производящему сельскохозяйственному укладу, а потому насчитывали только по несколько десятков тысяч человек. Такие земледельческие этносы формировались с начала V тысячелетия до нашей эры в Месопотамии, на Нижнем Ниле, в Северных Апеннинах, в Западном Причерноморье, в Северо-Западной Индии (бассейн Инда), в Восточном Китае (бассейн Хуанхэ). Естественно, эти культуры развивались независимо от алтайской.
Но нас интересуют племенные союзы – протогосударства, образовавшиеся в Междуречье Волги и Дона, на Южном Урале (бассейн реки Урал), вследствие миграций артаев.
На рубеже VI–V тысячелетия до нашей эры племена арта́ев столкнулись с рядом вызовов. Прежде всего, это реальное перенаселение региона и вытекающие отсюда проблемы нехватки территорий, продуктов, социальных ниш (по-современному – проблемы социальных лифтов и безработицы). К этому добавились нарастающие субэтнические различия между крупными племенами, а также внутриэлитные противоречия и распри среди наследников вождей. Арта́и подошли к осознанной необходимости постоянного удаления из метрополии наиболее пассионарной молодой элиты во главе избыточного и наиболее социально активного населения, в основном молодёжи. Артаи угадали правильную стратегию этно-исторического самосохранения и развития: они стали периодически прибегать к плановой организации дальних миграций, к первой в истории человечества трансконтинентальной экспансии этноса. Арта́и двинулись преимущественно на Запад, по Великой Евразийской Степи, по которой когда-то пришли их предки. На Севере и Востоке был слишком суровый климат, на Юге – горы, а у арта́ев – был свободный выбор. Поэтому, через каждые несколько поколений, племена арта́ев выдвигались по несколько тысяч человек, в основном – в Восточную Европу, на территорию Русской равнины.
В начале V тысячелетия до нашей эры несколько крупных миграционных племён артаев всерьёз и надолго обосновались на Русской равнине, в тот период – на её южной трети.
Примерно через тысячу лет, к началу IV тысячелетия до нашей эры, арта́и на юге Русской равнины достигли колоссальной численности – более двух миллионов человек. И с этого времени, по уже известным социально-демографическим причинам, арта́и стали организовывать миграции пассионарных соплеменников с территории Русской равнины: в Центральную и Южную Европу, на Кавказ, в Месопотамию и Переднюю Азию, в Афганистан, Пакистан, Индию и в Центральную Азию.
К этому периоду самоназвание «арта́и» постепенно трансформировалось в «а́раи» и далее в «а́рии». И в таком виде – «а́рии» – самоназвание бывших алтайцев стало привычным в истории множества народов. Арта́и-а́рии стали предками и/или катализаторами формирования разных этносов, в том числе и многих из тех, которые позднее были формально объединены в «индоевропейскую» общность народов Земли. Основной гаплогруппой артаев-ариев была группа R1a.
Ближайшие соседи арта́ев по Алтайскому краю – сая́не, занимавшие Саянские горы и прилегающие регионы, – объединились в несколько крупных родственных племён в V тысячелетии до нашей эры. Сая́не проживали в менее благоприятных для земледелия условиях, чем арта́и, поэтому они в большей степени были оседлыми животноводами, нежели растениеводами. И всё же, местные жители почти повсеместно старались возделывать небольшие общеплеменные поля и личные «огороды».
Начиная с IV тысячелетия до нашей эры, сая́не активно взаимодействовали с арта́ями.
В начале III тысячелетия до нашей эры, в результате постоянного миграционного оттока, коренные арта́и значительно потеряли в численности населения и утратили социальную энергию. Артайский земледельческий оазис на Алтае постепенно заняли более многочисленные сая́не, вытеснив артаев на Запад и Юго-Запад, а многих из них истребив. Сая́не изменили на свой лад этноним предшественников на «алта́и», заменив, как часто бывает, «р» на «л». В дальнейшем, аналогичным образом поменяли своё звучание и соответствующие топонимы, прежде всего сама местность и горы – привычный теперь нам «Алтай». Ранее, при артаях, горная местность «Алтай» звучала как «Артай».
Заняв Алтай, сая́не активно занимались земледелием, что вскоре принесло им демографический бум и уже понятную естественную потребность в дальнейшей миграционной экспансии. В конце III тысячелетия до нашей эры численность саян, как единого союза племён, приближалась к 3 миллионам человек. В этот период сая́не представляли собой крупнейший локализованный этнос в мире. Без всякого сомнения, их социум обладал государственностью.
Борясь с перенаселением и обострившейся конкуренцией элит, в начале II тысячелетия до нашей эры сая́не начали масштабные трансконтинентальные миграции. Их перемещения происходили не только на Запад – по Великой Степи в Европу, но и на Юго-Запад – в Центральную Азию и затем в Переднюю Азию и Северную Африку. Многие племена саян сохранили преимущественно скотоводческий уклад жизни, а потому не боялись горных азиатских ландшафтов и длительных переходов.
Сая́не стали предками или катализаторами формирования многих этносов, как в самой Великой Евразийской степи, так и в Евразии в целом. Прежде всего, тех этносов, что позднее назовут тюркоязычными, а также значительной части западных европейцев.
Основной гаплогруппой саян была группа R1b.
Необходимо также сказать о восточных соседях саян, о байкальцах. Как мы помним, байкальцы произошли от слияния автохтонных потомков первой волны расселения хомо сапиенса, обитавших в районе озера Байкал, с семейными группами северных монголоидов. Байкальцы сформировали собой суб-расу, с тенденцией уменьшения монголоидных признаков в связи с многовековым исходом из своей эталонной прародины на юге Центральной Азии, а также в связи с ассимиляцией прото-байкальских дорасовых семейных групп.
Примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры байкальцы образовали крупные племена. В конце II тысячелетия до нашей эры со своих мест их вытеснили более многочисленные и более технологичные саяне. Основные потоки байкальцев двинулись по климатически приемлемому коридору на Запад, огибая территории саян по выгнутой на Север дуге. Другие байкальцы перемещались на Восток, и лишь малая часть – на Север. Это не были организованные миграционные походы, это было медленное расселение родов и племён, на несколько дневных переходов один раз в два-три поколения.
Покинув привычные места обитания, некоторые крупные племена байкальцев мигрировали за тысячу лет на три тысячи километров на Запад и к концу I тысячелетия до нашей эры достигли Восточного Урала. Они пришли двумя потоками – северным и южным. В Зауралье обе ветви байкальцев надолго осели и за несколько веков значительно прибавили в численности.
Более северное Зауралье, малообжитое до прихода байкальцев, стало регионом формирования этнической общности под условным современным названием «уральцы». В первых веках нашей эры уральцы, приобретя большую численность и связанные с ней проблемы, стали массово мигрировать на Русскую равнину, в Прибалтику, Финляндию, Швецию, и даже Венгрию. В этот период, в перечисленных регионах, местные племена, образовавшиеся на основе или под доминирующим влиянием уральцев, приобрели культурную и языковую общность, получившую у современных специалистов названия «уральская семья языков» или «финно-угорские народы».
Более южное Зауралье было достаточно плотно обжито восточными скифами, потомками артаев-ариев. Взаимоотношения южной ветви пришедших на Урал байкальцев и скифов были сложными и продолжались несколько сотен лет, попеременно переходя от мира к войне. Но в итоге произошла их взаимная ассимиляция с формированием нового этноса, получившего экзоэтноним «половцы», а самоназвание их было «кыпчаки». Позднее, уже в конце первого тысячелетия нашей эры, на территории Русской равнины их самоназвание стало меняться с «кыпчаки» на «татары». Этноним «татары» был очень древним и пришёл сюда с Алтая и Саян. К началу I тысячелетия нашей эры половцы-скифы заняли огромную территорию, не уступавшую по размерам государству скифов в эпоху их наивысшего расцвета, имевшего места на рубеже старой и новой эры.
Необходимо сделать важное замечание: южный поток байкальцев перед исходом с прародины формировался на самом стыке с государством саян и во многом подвергся их культурному влиянию, прежде всего, во многом переняв словарный запас их языка, являвшегося пратюркским. Далее, мигрируя в течение тысячи лет на Запад по южному, степному коридору, по территориям, подвергшимся до этого значительному влиянию тюркской экспансии, эти племена окончательно перешли на тюркские наречия.
С другой стороны, ко времени прихода байкальцев на Южный Урал, артайский (индоевропейский) язык восточных скифов также подвергся тюркскому влиянию. Это произошло в результате постоянных контактов и постепенной ассимиляции восточных скифов с тюрками-саянами. Восточно-скифский пост-артайский язык во многом подвергся конвергенции, многочисленным заимствованиям из тюркских диалектов потомков саян. Знать восточных скифов была и вовсе двуязычной.
Половецкий этнос, половецкий народ сформировался на основе слияния трёх этнических общностей: восточных скифов (потомков артаев), некоторых мигрировавших на Запад племён саян, южной ветви мигрировавших на Запад байкальцев.
Все эти предпосылки обусловили то, что новый этнос половцев обрёл свой собственный диалект тюркского языка.
Основной гаплогруппой байкальцев была группа N1а.
Таким образом:
Алтай – это родина пра-индоевропейского языка и генотипических пра-предков многих евразийских этносов, входящих в индоевропейскую языковую семью. Кроме того, генотип артаев в значительных долях присутствует во многих тюркских народах.
Саяны – это родина пратюркского языка и генотипических пра-предков многих евразийских этносов, входящих как в тюркскую, так и в индоевропейскую языковые семьи. Кроме традиционных тюркских народов, потомки саян широко представлены в Западной Европе, где они составляют около трети генофонда. В Западную Европу саяне попали в середине II тысячелетия до нашей эры. Саяне культурно ассимилировались в Западной Европе, попав в окружение индоевропейских племён, которые значительно превосходили пришельцев в количественном плане, а также обладали более сложной социальной организацией и технологиями. По этой же причине саяне перешли в Западной Европе на индоевропейские языки.
Байкал – это родина пра-финно-угорских языков и генотипических пра-предков многих евразийских финно-угорских этносов, проживающих в Венгрии, в более северных широтах Центральной и Восточной Европы, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Байкал, к тому же, прародина существенной доли русского народа и большой этнической группы татар (прежде всего, поволжских).
В самой Европе необходимо упомянуть о нескольких достаточно многочисленных и этнически близких племенах. Они проживали в регионе Карпатских гор в Восточной Европе, являясь независимой веткой потомков первой волны расселения альфа-популяции. Условно эти племена можно именовать «карпатцами». Ко времени миграции в Европу артаев и, позднее, саян, эти автохтонные племена карпатцев находились в догосударственном обществе, хотя их племена поддерживали между собой союзные отношения. Карпатцы были достаточно многочисленными и оказали в дальнейшем серьёзное влияние на этно-генетическую карту Европы, вплоть до Скандинавии.
Основной гаплогруппой карпатцев была группа I.