Дело не в том, чтобы быстро бежать, а в том, чтобы выбежать пораньше. (Ф. Рабле)
Все что отличает основной капитал от оборотного – это время использования. Однако принято считать, что все, что используется несколько раз в нескольких бизнес циклах является основным капиталом, а то, что пригодно всего раз – оборотным. Наемный труд будет оборотным капиталом, когда зарплата станет сдельной, или основным, когда работник не увольняется после каждого бизнес-цикла, работая за оклад.
Теперь мы подходим к самому важному аспекту экономического таинства – как капитал соотносится со временем. Инвестирование капитала означает вложение его на долгий срок под неизвестный еще процент прибыли, а может быть даже и убытка. В данном случае инвестор использует финансовый капитал как основной фонд, то есть как оборудование или наемный труд.
В тоже время оборотный капитал является частью самой работающей бизнес-модели, и потому реже подвержен риску невозврата. Он словно еда для наемного рабочего, словно смазка для оборудования. Поэтому в данном случае инвестор получает почти гарантированный доход. То есть можно предположить, что оборотный капитал чаще основного гарантирует возврат денег и прибыли.
Получается что, чтобы стать оборотным фондом, он проходит проверку предыдущими циклами, а основной – это всегда преимущественно экспериментальный. Можно поменять работника, но не еду и мотивацию для него. Оборотный фонд периодичен, а основной фонд прямолинеен. Тогда почему же срок кредитования банками всегда строго кратен году? почему деньги не ссужаются за каждый день использования?
Если предприниматель в течении 1 года обернул банковскую ссуду несколько раз – то значит он превратил его в основной капитал, и соответственно увеличил риск его не возврата и отдачи на капитал. Ставка кредита чаще равна норме прибыли для производства товаров нерегулярного цикла, в которых срок производства равен 1 году. При этом ставка кредита значительно ниже совокупной прибыли за 1 год товаров регулярного цикла, производящихся и потребляющиеся меньше чем за 1 месяц, такие как продукты питания или средства гигиены.
При этом не понятно, почему производители коротких циклов не снижают норму прибыли, а равняются на производителей более длинных циклов, срок производства которых в разы дольше. У всех производителей имеется основной капитал в виде оборудования, и предположим, что он равен им по стоимости. К примеру, у производителя туалетной бумаги и производителя пылесосов равны стоимость аренды и фонды зарплаты, а банковские продукты, как известно для всех юрлиц итак универсальны, а значит все, чем они отличаются друг от друга это только сроком производства и реализации своей продукции.
Производитель туалетной бумаги получает примерно в 12 раз больше (по количеству месяцев) прибыли чем производитель пылесосов (если учесть что их распродают все за 1 год), то есть один сможет обернуть банковский кредит 12 раз, а второй всего 1 раз, прежде чем его вернуть. Если мы же мы берем ежемесячный возврат денег в виде, то производитель туалетной бумаги будет, окупаться каждый месяц, а производитель пылесосов раз в 12 месяцев, терпя убытки весь этот период.
Однако нам могут возразить, что мол и стоимость нерегулярных товаров, таких как пылесос или сковородка, в сотни раз превышает рыночную стоимость рулона туалетной бумаги, но мы сравниваем сейчас не цену за единицу товара, а скорость обновления выпускаемой продукции. Не исключено, хотя и не проводилось подсчетов, что объем реализованной туалетной бумаги может превышать объем продаж пылесосов за тот же год.
Таким образом, можно заключить: что основной и оборотный капитал – просто теоретические условности, не имеющие отношение к реальным практическим задачам без учета срока их обслуживания, и каждый из них может перевоплощаться из одного в другой в зависимости от выбранного собственником временного периода использования такого фонда.
Если купить оборудование, то оно будет являться основным капиталом, а если взять его в аренду, оно уже автоматически становится оборотным капиталом. Если новое оборудование сломается до завершения бизнес цикла, то оно так же превратится в оборотный капитал из-за необходимости последующей покупки нового.
Все, что нужно учитывать при формировании основного капитала – это срок его службы, исходя из предположения, что «ничего вечного под луной не бывает». Поэтому самой доходной и надежной стратегией будет – превращение основной капитал в оборотный по возможности везде, где это только можно, что увеличит доход и возврат на вложенные инвестиции.
Как известно: больше всего рискует тот, кто вкладывает деньги на длительный период, а любой спекулянт всегда знает и успокаивает себя мыслью, что может выйти из игры в любой момент, просто разорвав договор аренды, если правила поменялись, в отличии от инвестора который будет пережидать убытки до самого конца, из-за невозможности продать быстро оборудование.
Не все производители понимают, что чем короче бизнес-цикл, тем выше его доходность, многие считают будущую прибыль исходя только из абсолютной наценки на одну единицу товара. К примеру, доход с продажи яхты будет огромным, однако продаются они реже, чем раз в год и еще при условии жесткого торга и огромных скидок. Так что легче обанкротится, торгуя редкими вещами, чем популярными.
Товары регулярного (месячного) цикла распродаются быстрее и с их ценой покупатели не торгуются, если она не слишком превышает цены на аналогичные товары. С другой стороны, в результате любого кризиса ликвидности в первую очередь страдают именно производства более длительного цикла, потому как им сложнее остальных сохранять прежний спрос и возвращать банковские кредиты.
Цепочка экономической депрессии, как спираль начинается с производителей товаров длительного производства и инертного спроса, и постепенно доходит до производителей товаров короткого цикла, вызывая стагнацию. Встает закономерный вопрос, почему же государство до сих пор не увеличивает налоги для производителей коротких бизнес-циклов, компенсируя будущие убытки для производителей длинных циклов, которым приходится сложнее всего, и которые становятся всегда триггером спада.
Очевидно, что производители регулярных циклов не заслуженно получают сверхприбыль, занимая более востребованные ниши, и игнорируя проблемы производителей нерегулярных длительных циклов, которые так же необходимы современному обществу, как и все остальные.
Очень часто даже небольшое сезонное колебание продаж способно уничтожить производство нерегулярных циклов, а когда спрос постепенно восстановится – прежних производителей уже на рынке не будет, что приведет к очередному витку роста цен и замедлению экономики.