Поиск ресурсов


Если не знаешь в какую гавань плывешь, то ни один ветер не будет тебе попутным. (Сенека)


Помимо стоимости классических ресурсов: оборудования, капитала и сотрудников, требуется не менее важная, но более незаметная информация для склеивания всего этого в единый процесс. Никто не учитывает стоимость сбора, анализа и внедрения информации о конкурентах, поставщиках, потребителях и сотрудниках.

Информация это своего рода клей, которые соединяет различные факторы производства, и если он будет не достаточно крепким, то какими бы крепкими не были ресурсы, целостная конструкция развалится. Это так называемые транзакционные издержки или инерция от пользования экономической системой; зачастую, чем больше на них тратятся, тем успешнее производство.

Успешный предприниматель от неуспешного отличается именно работой с информацией, а не с продуктами как таковыми. Перед тем как идти в поход Тамерлан распространял ложные слухи о своем войске, завоевывая город, он наоборот собирал правдивые слухи, ведь без правильного использования информации он не стал бы великим полководцем, имея даже большее по численности войско.

Преимущество достигается не наличием ресурсов как таковых, а альтернативной информацией как эффективнее ее использовать. Однако надо понимать, что не всякая информация является ценной, а только та, которая способна «склеивать» различные факторы производства между собой, создавая новые для рынка комбинации.

Даже при покупки нового оборудования мало кто учитывает, а сколько потребуется времени и зарплат на переобучение сотрудников до того момента когда оно сможет работать в полную мощность. Все концентрируются на качестве самих сотрудников и качестве самого оборудования, но никто не задумывается на склеивающих их условиях, которые нужно еще создать.

К.Менгер утверждал, что производственные блага без одного из них обесценивают весь комплекс, потому становятся в одночасье непроизводительными. Факторы производства имеют ценность, если из них можно создать какой-то продукт, имеющий спрос и цену.

Таким образом, мусор что хаотично валяется у нас под ногами не имеет ценности лишь до той поры пока не появится дополнительный фактор производства, который объединится с ним в ценный продукт. Незаконченные объекты не стоят ничего, они стоят даже дешевле вложенных туда ресурсов, так как чтобы извлечь их оттуда требуется демонтаж.

Те, кто умеют комбинировать и создавать из разных ресурсов разные комбинации и продукты, могут приобретать их со значительным дисконтом. Однако для этого так же нужна правильная информация, на поиск которой потребуются ресурсы.

Не так страшно, что транзакционные издержки не учитывают банки при выдачи кредитов, их стараются не замечать и игнорировать сами предприниматели, обрекая свое производство на максимальный риск. Информация – главный измеритель риска. Если всем известно как можно соединить имеющиеся факторы производства, чтобы получить годный продукт, то цены на такие средства производства уже максимально завышены.

Прежде чем начинать какое-либо производство нужно четко разделить производство на отдельные изолированные самостоятельно работающие части, ведь построенное на 90% не будет работать в любом случае, если не хватит денег в результате инфляции на промежуточные товары.

Старый принцип «нельзя перепрыгнуть пропасть наполовину» в бизнесе актуален больше чем в архитектуре. Половинчатые результаты – это нулевые результаты, несмотря на уже потраченные на них ресурсы. Половинчатые результаты – это решения принимающиеся только исходя из материальных ресурсов, исключающие все невидимое, но в то же время существующее.

Архитектор перед проектировкой здания, должен учесть его будущую устойчивость перед стихиями: перед максимальным солнцем и морозом, при максимальном ветре и дожде. Нельзя просто построить просторный дом, не учтя, как он будет накаляться во время жары, куда будет стекать вода во время ливней, что не оторвется и не задует от шквалистого ветра и что не полопается от сильнейшего мороза.

Большинство предпринимателей, строя свои проекты суммируют только стоимость установленных на рынке ресурсов для производства продукта. Их совсем не интересует то, что нельзя перенести на бумагу и отразить в бухгалтерских отчетах. Но как правило, конструкция не держится на ногах именно из-за недостаточности нужной информации, на сбор которой не были изначально выделены деньги.

Именно в процессе поиска «склеивающей» факторы производства информации и рождаются новые технологии и инновации, которые позволяют выиграть в любой конкурирующей борьбе. Те, кто ищут инновации в чистом поле, создают не нужные инновации, либо изобретают новый велосипед. Инновациям всегда необходимо задавать вектор открытий.

Пока не заняты все талантливые люди в стране, могут быть заняты только все деньги в стране, но не все материальные ресурсы. Сырье и материалы сами по себе не могут друг друга комбинировать, капиталы могут их лишь синтезировать, масштабируя производство с помощью капитала, но никогда капитал не сможет создать новую комбинацию.

Получается главный ресурс и фактор производства – это сотрудники, только они способны производить «склеивающую» информацию. Люди как главные действующие лица и их навыки должны создавать материальные блага, а не стоимость и количество этих благ создавать население.

Особенно важна информация, благодаря которой сотрудники компании начинают взаимодействовать друг с другом более эффективно, ведь никто не учитывает убытки от разногласий и не до пониманий в коллективе. А психологический климат на рабочем месте – это то самое важное, на что в меньшей степени обращают внимание владельцы бизнеса, удивляясь почему производительность не растет.

Между тем компании, в которых сотрудники помогают друг другу самореализовываться, неизбежно преуспевают. Возможно – это единственно верный способ накопления ресурсов. Инвестируя в сотрудников – вы инвестируете в будущие продукты, которые будут ими созданы; инвестируя в оборудование – вы инвестируете в прошлое, которое уже устарело, как-то только поступило в продажу.

В настоящее время идет полным ходом индустриализация, и мало кто понимает, что она возможна только благодаря избытку ресурсов и базовых материалов. Однако уже сейчас стоит задумываться, какие из развивающихся стран сохранят привычный уровень жизни при сужающемся дефиците этих ресурсов в ближайшей перспективе.

Высоко-маржинальные производства европейских стран по мере роста цен на сырье станут низко-маржинальными, а развивающиеся страны с избытком тех же ресурсов, начнут получать сеньеранж за счет роста котировок на бирже. Нельзя полагаться на сегодняшние цены товаров, как готовые, так и на потребляемое сегодня сырье, как на постоянные величины.

По мере развития технологий старому сырью будут находить все новое применение, что будет отвлекать его от старых производств, и повышать его стоимость из образующегося дефицита. Уже сейчас эта тенденция наблюдается в редкоземельных металлах, необходимых для микроэлектроники. Помимо новых производств будет возрастать и дефицит ресурсов из-за его естественной ограниченности в природе.

К примеру, энергоносители являются первой базовой ступенью создания пирамиды готовых товаров, поэтому изменение их цены влечет изменение цен на все существующие товары неизбежно. Поэтому тот, кто контролирует добычу, сбыт и ценообразование базовых товаров будет контролировать всю экономику.

В последующие десятилетия неизбежно начнется борьба за контроль над базовыми ресурсами, с помощью которых можно будет диктовать цены на все товары по всему миру. В ближайшем будущем высокомаржинальные товары и технологии будут подчинены дефициту сырья. В данном случае технологии и наука развивается гораздо быстрее самой физической реализации проектов.

Изначально экономика была создана не для того, чтобы сделать жизнь людей лучше, а для того, чтобы понимать как более эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами. Но «каменный век закончился не потому, что закончились камни»», а потому что научились плавить медь.

Первый закон изобретательности описал Д.Рикардо: когда дешевые и легкие ресурсы подходят к концу, то происходит образование капитала из некогда недоступных и неторгуемых ресурсов. Например, когда нефтяные скважины опустеют, поднимутся в цене угольные шахты, а когда те закончатся, то вырастут в цене лесные угодья.

Этот закон исполнится, если не произойдет второй закон изобретательности: новые ресурсы изобретаются из иного, еще не используемого в других производствах сырья, и быстрее чем расходуются старые, поскольку развитие человеческой мысли гораздо быстрее физического потребления.

Иными словами, нельзя просто предположить, что рано или поздно человечество просто все поест и посжигает, как думал Т.Мальтус, ничего не придумав этому попутно взамен. Человек существо стремящееся прежде всего к самореализации, и в меньшей степени к потреблению.

Загрузка...