Если не знаешь в какую гавань плывешь, то ни один ветер не будет тебе попутным. (Сенека)
Помимо стоимости классических ресурсов: оборудования, капитала и сотрудников, требуется не менее важная, но более незаметная информация для склеивания всего этого в единый процесс производства. Никто, например, не учитывает стоимость сбора, анализа и внедрения информации о конкурентах, поставщиках, потребителях и сотрудниках. Это как бы само собой подразумевается, но никогда не выделяется отдельной строкой бюджета.
Информация – это своего рода клей, которые соединяет различные факторы производства, и если он будет не достаточно крепким, то какими бы крепкими не были ресурсы, любая самая прочная и целостная конструкция развалится. Это так называемые транзакционные издержки или инерция от пользования экономической системой; зачастую, чем больше на них тратится денег, тем успешнее производство.
Успешный предприниматель от неуспешного отличается именно умением работать с информацией, а не с продуктами как таковыми. Перед тем как идти в поход Тамерлан распространял ложные слухи о своем войске, а завоевывая город, он наоборот собирал правдивые слухи, ведь без правильного использования информации он не стал бы таким великим полководцем, имея даже большее по численности войско.
Преимущество достигается не наличием ресурсов как таковых, а альтернативной информацией как эффективнее ее использовать. Однако надо понимать, что не всякая информация является ценной, а только та, которая способна «склеивать» различные факторы производства между собой, создавая новые для рынка комбинации. Современные товары – это всегда различные комбинации старых ресурсов.
Даже при покупки нового оборудования мало кто учитывает: сколько потребуется времени и зарплат на переобучение сотрудников до того момента, когда оно сможет эффективно работать на полную мощность. Все концентрируются только на качестве самих сотрудников и качестве самого оборудования, но никто не задумывается на склеивающих их условиях, которые нужно еще создавать самому.
К.Менгер утверждал, что производственные блага без одного из них обесценивают весь имущественный комплекс, потому как становятся в одночасье непроизводительными. Что толку от многоквартирного дома без крыши, все равно в нем никто не сможет жить. Факторы производства имеют ценность, если из них можно создать какой-то уникальный продукт, имеющий прежний спрос и новую цену.
Таким образом, мусор, что хаотично валяется у нас под ногами, не имеет ценности лишь до той поры, пока не появится дополнительный фактор производства, который объединится с ним в ценный продукт. Незаконченные объекты не стоят ничего, они стоят даже дешевле вложенных туда ресурсов, так как чтобы извлечь их оттуда требуется демонтаж.
Те, кто умеют комбинировать и создавать из разных дешевых ресурсов разные комбинации и высоко-маржинальные продукты, могут приобретать их со значительным дисконтом раньше остальных. Однако для этого так же нужна правильная информация, на поиск которой потребуются еще и время и ресурсы.
Не так страшно, что транзакционные издержки не учитывают банки при выдачи кредитов, их стараются не замечать и игнорировать сами предприниматели, обрекая свое производство на максимальный риск. Информация – главный измеритель риска. Если всем известно как можно соединить имеющиеся факторы производства, чтобы получить годный продукт, то цены на такие средства производства уже максимально завышены.
Прежде чем начинать какое-либо производство нужно четко разделить производство на отдельные изолированные самостоятельно работающие части, ведь построенное на 90% не будет работать в любом случае, если вам не хватит денег в результате частого роста инфляции на промежуточные товары. И все потраченные средства будут помножены на ноль и обратятся в неликвидный хлам.
Старый принцип «нельзя перепрыгнуть пропасть наполовину» в бизнесе актуален больше чем даже в архитектуре. Половинчатые результаты – это нулевые результаты, несмотря на уже потраченные на них ресурсы. Половинчатые результаты – это решения, принимающиеся только исходя из материальных ресурсов, исключающие все невидимое, но в то же время реально существующее.
Архитектор перед проектировкой здания, должен учесть его будущую устойчивость перед стихиями: перед максимальным солнцем и морозом, при максимальном ветре и дожде. Нельзя просто построить просторный дом, не учтя, как он будет накаляться во время жары, куда будет стекать вода во время ливней, что не оторвется от шквалистого ветра и что не полопается от сильнейшего мороза.
Большинство предпринимателей, строя свои проекты суммируют только стоимость установленных на рынке ресурсов для производства продукта. Их совсем не интересует то, что нельзя перенести на бумагу и отразить в бухгалтерских отчетах. Но как правило, конструкция не держится на ногах именно из-за недостаточности нужной информации, на сбор которой не были изначально выделены деньги.
Цены не могут быть константой. Именно в процессе поиска «склеивающей» факторы производства информации и рождаются новые технологии и инновации, которые позволяют выиграть в любой конкурирующей борьбе. Те, кто ищут инновации в чистом поле, создают ненужные инновации, либо изобретают лишний велосипед. Новые инновации всегда вырастают из предыдущих инноваций.
Сырье и материалы сами по себе не могут друг друга комбинировать, а капиталы могут их лишь синтезировать, масштабируя производство с помощью вложений, но никогда капитал не сможет создать новую комбинацию ресурсов сам по себе, это могут сделать только люди. Пока не заняты все талантливые бизнесмены в стране, могут быть заняты только все деньги в стране, но не все материальные ресурсы.
Получается главный ресурс и фактор производства – это именно сотрудники, ведь только они способны производить «склеивающую» информацию, которая не валяется на улице так же как камни, стекло или бумага, – только инженер сможет из них создать здание. Люди как главные действующие лица и их навыки должны создавать материальные блага, а не стоимость и количество этих благ создавать население.
Особенно важна информация, благодаря которой сотрудники компании начинают взаимодействовать друг с другом более эффективно, ведь никто не учитывает убытки от разногласий и не до пониманий в коллективе. А психологический климат на рабочем месте – это то самое важное, на что в меньшей степени обращают внимание владельцы бизнеса, удивляясь почему производительность не растет.
Между тем компании, в которых сотрудники помогают друг другу самореализовываться, неизбежно преуспевают. Возможно – это единственно верный способ накопления ресурсов. Инвестируя в сотрудников – вы инвестируете в будущие продукты, которые будут ими созданы; инвестируя в оборудование – вы инвестируете только в прошлое, которое уже устарело, как-то только поступило в продажу.
В настоящее время идет полным ходом индустриализация по всему миру во всех странах, и мало кто понимает, что она возможна только благодаря избытку ресурсов и базовых материалов. Однако, уже сейчас стоит задумываться, какие из развивающихся стран сохранят привычный уровень жизни при сужающемся дефиците этих ресурсов в самой ближайшей перспективе, а какие совершат скачок.
Высоко-маржинальные производства европейских стран по мере роста цен на сырье станут низко-маржинальными, а развивающиеся страны с избытком тех же ресурсов, начнут получать сеньеранж за счет быстрого роста котировок на бирже. Раз нельзя полагаться на сегодняшние цены товаров, как итоговые и неизменные, так и к потребляемому сегодня сырью, нельзя относится как к вечному источнику.
По мере развития технологий старому сырью будут находить все новое применение, что будет отвлекать его от старых производств, и повышать его стоимость из образующегося дефицита. Уже сейчас эта тенденция наблюдается в редкоземельных металлах, необходимых для микроэлектроники. Помимо новых производств будет возрастать и дефицит ресурсов из-за его естественной ограниченности в природе.
К примеру, энергоносители являются первой базовой ступенью создания пирамиды готовых товаров, поэтому малейшее изменение их цен в любую сторону повлечет изменение цен на все существующие над ними товары неизбежно, а как известно на нефти держится вся промышленность. Поэтому тот, кто контролирует добычу, сбыт и ценообразование базовых товаров будет контролировать всю экономику.
В последующие десятилетия неизбежно начнется борьба за контроль над базовыми ресурсами, с помощью которых можно будет диктовать цены на все товары по всему миру. В ближайшем будущем высокомаржинальные товары и технологии будут подчинены дефициту сырья. В данном случае технологии и наука развивается гораздо быстрее физической реализации этих самых проектов.
Изначально экономика была создана не для того, чтобы сделать жизнь людей лучше, а именно для того, чтобы понимать, как более эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами. Только за последнее пятьдесят лет нашему поколению не было суждено испытать дефицит базового сырья. Но «каменный век закончился не потому, что закончились камни», а потому что научились плавить медь.
Первый закон изобретательности был описан Давидом Рикардо еще триста лет назад: когда дешевые и легкие ресурсы подходят к концу, то происходит образование капитала из некогда недоступных и неторгуемых ресурсов более низкого качества. Например, когда нефтяные скважины опустеют, поднимутся в цене угольные шахты, а когда те закончатся, то вырастут в цене лесные угодья.
Этот закон исполнится, если не произойдет второй закон изобретательности: новые ресурсы всегда изобретаются из иного, еще не используемого в других производствах сырья, и расходуются быстрее, чем старые, поскольку развитие человеческой мысли гораздо быстрее физического потребления.
Иными словами, нельзя просто предположить, что рано или поздно человечество просто все проест и использует, как думал когда-то Томас Мальтус, ничего не придумав этому попутно взамен. Человек существо стремящееся, прежде всего к самореализации, и в меньшей степени к потреблению. Даже голодный человек стремиться к творчеству. И это не просто гипотеза, а проверенная временем тенденция.