Чем хуже дорога, тем больше она пускает пыли. (Арабская пословица)
Любой бизнес, производительный или нет, зависит от оборачиваемости основных и оборотных фондов. Большинство предпринимателей при расчете доходности предприятия учитывают только оборотные фонды, исключая поломки и устаревание основных фондов. Любая часть основного фонда может быть с легкостью заменена на оборотный (так как любую покупку чти всегда можно заменить на аренду), поскольку основной фонд это тот же, просто более длительный, оборотный фонд.
Любой ресурс исчерпаем, и изнашивается со временем, и длину каждого такого периода необходимо учитывать. Но производитель может увеличить срок службы своих фондов только за счет сокращения срока годности своих продуктов для потребителя, то есть при снижении качества производимого им продукта. Чем быстрее товары будут потребляться и использоваться, тем чаше будут происходить производственные циклы, то есть за ранее установленный период использовать труд и оборудование по максимуму. То есть за один оклад обернуть сырье несколько раз, или за один банковский месячный взнос выпустить несколько партий товара.
Практика рыночных отношений показывает, что потребители предпочитают переплачивать за срок годности товаров более длительного пользования, но при этом экономить на товарах менее длительного хранения. То есть чем дороже товар, тем за него больше готовы переплачивать, так как в данном случае высокая цена – это по умолчанию залог качества и срока службы, а чем меньше срок годности товара, тем более дешевая должна быть цена, так дешевое создается из дешевого. Такого стереотипы потребителей.
Обоснованность цены всегда зависит от предполагаемого срока службы самого товара. Поскольку ущерб от повторной покупки дешевого товара незначительный, то тут потребитель склонен больше экспериментировать, и чаще брать самые дешевые образцы. И в тоже время издержки от ремонта дешевого товара бывают слишком обременительны, что и склоняет потом покупателей к выбору более дорогого и качественного, так как лучше один раз раскошелиться, чем несколько раз чинить.
Таким образом, если производитель экономит на издержках в ущерб качеству, то это значит, он экономит на самом спросе на этот товар. Ведь чем более длительный срок службы у производимого товара, тем он должен быть более качественно сделан, то есть за него больше готовы переплачивать.
Очень часто предприниматели оценивают спрос потребителей одинаково на все категории товаров, и потому ошибочно делают дешевые товары более качественными, а более дорогие менее качественными, и после этого удивляются, почему спрос на выпускаемые ими продукты не растет, а снижается.
Машинное оборудование выпускает не отдельные штучные товары, как при ручном труде, а кратные ее мощности огромные партии товаров, которые в свою очередь либо снижают цену аналогичных товаров, если требуется быстрая окупаемость и сбыт, либо заполняют склады и поднимают цены, если этот товар уникальный и не имеет аналогов.
Появление более дорогого аналога всегда неизбежно поднимает цены более дешевых товаров, при этом всей этой категории товаров. С другой стороны, производителю, который нашел более экономичный способ производства имеющихся товаров не обязательно нужно снижать на него цену, а не реализовывать по конкурентной цене, если такой расчет вписывается в его планы окупаемости и позволяет это осуществить формирующийся спрос на эти товары.
Если предприниматель ставит целью захватить весь рынок, то он чаще всего будет использовать стратегию демпинга, для того чтобы разорить конкурентов, использующих устаревшие затратные технологии. Однако производители не так жестоки, и не склонны уничтожать друг друга явно, они лишь стремятся отбирать избыточную прибыль друг у друга, а само уничтожение доверяют всемогущему рынку.
Тот же, кто позже других выходит на рынок получает преимущество в виде наличия более современного оборудования и новых технологий в качестве дополнительных ресурсов, которых еще нет у конкурентов. Инвестиции в новые технологии могут быть ошибочными так же как инвестиции в устаревающее оборудование, потому что далеко не все технологии способны максимизировать прибыль, некоторые увеличивают лишь производительность не востребованных товаров.
Общество не всегда готово к потреблению новых товаров, иногда требуются годы, чтобы потребители адаптировали свое восприятие к новому продукту, когда отказ от него кажется более выгодным, чем его использование. Технологии могут быть прогрессивными, а потребление регрессивным, – именно поэтому большинство научных открытий не находят своего практического применения в реальности.
Иногда требуются целые десятилетия, чтобы созданный продукт получил массовую заинтересованность в нем, например, электромобили, которые были произведены еще в начале 20 века, а стали популярными только в начале 21. Производители должны создавать не новый продукт как принято считать, а новый более удобный способ использования старого, на базе своего нового продукта.
В итоге в конкурентной борьбе выигрывает не тот, кто придумывает более дешевый способ производства существующих товаров или придумывает совершенно новый ни кем еще не востребованный продукт, а тот, кто создает новый способ использования старых ресурсов, удовлетворяя старую потребность более удобным или экономичным способом.
Самое главное в производственном цикле это не самое мощное или самое совершенное оборудование, а люди способные его конструировать и эксплуатировать, об этом мало кто заботится, даже при покупки такого оборудования. Позже даже небольшая его поломка становится для всего производства фатальной.
Ремонт некогда нового оборудования со временем превращается в экономическую ловушку все возрастающих затрат, которые должны, но уже не могут давать аналогичную отдачу, как раньше, и с которыми в итоге не захочется расставаться собственник, пока они себя не окупят полностью.
Таким образом, перед тем как ремонтировать оборудование, производитель должен проанализировать новые технологии аналогичного производства, и оценить их стоимость, а так же стоимость самого ремонта. Ведь с каждым новым ремонтом старого оборудования возрастает риск рационального отказа от покупки более современного оборудования из-за роста совокупных затрат на старое производство.
Бремя основного капитала неизбежно нарастает со временем, поэтому инвестиции в него не должны быть избыточными и максимальными. Со временем норма прибыли старых производств падает, а новых технологически-современных производств – только возрастает; и чем больше продолжается ремонт старого оборудования, тем шире эта экономическая пропасть между этими конкурентными производствами.
Оборудование дает преимущество производителю, когда авансированный в него капитал не застывает на десятилетия, а может быть трансформирован в другое оборудование, что может происходить лишь при быстром демонтаже старого оборудования и быстрой его сборки при незначительных изменениях в новое оборудование. Любое современное оборудование всего через год становится уже устаревшим, поэтому превращается по факту в оборотный невостребованный капитал, хотя и продолжает работать.
Конкуренция за рынки незаметно превращается в конкуренцию за более мощное и производительное оборудование, и тогда рано или поздно встает вопрос – производите ли вы сами новое оборудование или закупаете его на стороне, где вам диктуют цену промежуточных товаров, делая ваш бизнес нерентабельным со временем.
Именно такую ситуацию мы наблюдали во всей второй половине 20 века, когда США постепенно теряли свои рынки, неся и ремонтирую свои основные капиталы, созданные еще в первой половине 20 века. В то время, как Германия и Япония потеряв старое производство во время войны, увеличили капиталовложения в новые более совершенные основные фонды.
С другой стороны, кризис в Японии, начавшийся в 1990-е во многом является продолжением этого процесса, когда основные фонды Японии стали заметно уступать более современным фондам новых экономических тигров – Сингапуру, Южной Кореи, Китая и других развивающихся стран.
В перспективе преимущество в производстве получает тот предприниматель, который способен конструировать за необходимое оборудование внутри своего производства самостоятельно, только в таком случае ему не страшны никакие изменения рынка, которые могли бы его вывести из игры, в отличии от тех, кто ищет подобные готовые решения на стороне на долгие годы.
При производстве экономить можно на всем, кроме 1) развития способностей своих сотрудников, которые создают новое оборудование или технологии, 2) и инвестициях для развития и самореализации этих же сотрудников, 3) и рекламы, благодаря которой о продукте узнает все больше потребителей. Успешные компании создают творческие люди, а не бездушные капиталы, сырье или высокие технологии.
Самую большую добавочную ценность может обеспечить только оригинальная идея. Создавайте лучшие условия для творческих и не только сотрудников, и они создадут вам новые капиталы и новые технологии, которых еще нет у ваших конкурентов. Сотрудники – это единственное ваше конкурентное преимущество.
Однако, если учесть, сколько процентов труда, который используют в своем продукте импортеры, и сколько процентов оборудования, которое заменяет этот труд, то становится очевидным, что выигрывает конкуренцию тот, кто максимально заменяет и упрощает рабочую силу на машинную. Даже сто рабочих рук не заменит современный станок при увеличивающихся объемах.
Развитые экономики переориентируют рабочую силу из производства готовых продуктов в производство оборудования для такового, таким образом «эффект Рикардо», когда новые машины вызывают безработицу, для них не состоятелен. Бедные же страны наоборот, импортируя готовое оборудование, и они никогда не получат конкурентного преимущества в готовых продуктах, а только сократят свои рабочие места без их восполнения.
Стратегия сокращения оборотного капитала в пользу основного оправдывает себя только в условиях растущего спроса, то есть инфляции. И становится разорительной из-за уже потраченных средств на завышенный объем продукции, который не найдет своего потребителя в период падения спроса.
Оборотный капитал, в свою очередь более мобильный, эластично подстраивается под изменения потребительского спроса. Высокий уровень оборотного капитала сводит наличие складских запасов практически к нулю, но при этом не в состоянии будет произвести повышенный объем, по более дешевой цене, в случае роста спроса.
Поэтому необходимо просто переложить риск перепроизводства на другие компании посредники. Производителю не стоит закупать на свой баланс новое оборудование, а лишь приобретать необходимый объем этой вспомогательной продукции у поставщиков. Да будет небольшая переплата в виде их наценки, но риск устаревания оборудования ложиться уже на плечи посредников. В случае появления нового более мощного оборудования, можно так же с легкостью сменить поставщика, и получать больше вспомогательного продукта по более низкой цене.
В противном случае, покупка оборудования обрекает производителя на определенный срок его окупаемости, создавая производственные риски, как при падении, так и при повышении спроса, не считая расходов на ремонт самого оборудования. Таким образом, отраслевое разделение труда, делает конечное производство более эластичным и гибким, за счет делегирования долгосрочных проблем, связанных с переводом оборотного капитала в основной, снижая риски продавца конечных продуктов до минимума, и перекладывая их на плечи вспомогательных производителей и поставщиков сырья.
Согласно закону предельной полезности, с получением каждой новой единицы блага ее ценность будет падать. Потребителям надоедает один и тот же вкус шоколада, одна и та же одежда, одни и те же автомобили и т.д. Потребитель отказывается от привычного хорошего продукта в пользу нового возможно лучшего. Так неизбежно часть денег отвлекается от устойчивого производства в пользу технологически нового.
Вот именно поэтому распался Древний Рим, гражданам было мало качественных товаров, они им просто надоели – они хотели разнообразия, пускай даже худшего качества. Именно поэтому, и сейчас отечественные производители проигрывают иностранным. Многих производителей можно условно назвать динозаврами, некоторые десятилетиями не меняют даже этикетку, не говоря уже о составе продукта.
Главная ошибка производителей заключается в том, что перед началом производства они ориентируются только на текущие цены и наличие спроса. Запуская длинный цикл производства, предприниматели поднимают спрос и цены на факторы производства, и одновременно снижают цены на конечный продукт при выходе на рынок. Они видят, что кто-то богатеет на продаже определенных товаров и хотят повторить его успех, но не понимают, что выпуская дополнительную партию того же товара, они увеличивают его предложение и размывают доходы всех продавцов понемногу. Помимо этого каждый конкурент повышает спрос и цены на сырье и ресурсы для производства этого продукта.
В итоге получается так, что упавшие конечные цены товаров, не окупают возросшие издержки на их производство. О пределах спроса на производимый товар они задумываются в самый последний момент, не понимая до конца природу своих убытков. Рано или поздно популярные товары, начинают обогащать только промежуточных производителей и снижать прибыль производителей конечных продуктов. Как говорится, когда все ищут золото, выгоднее всего продавать лопаты и кирки, чем повторять дело золотоискателей. Экономика видимого упорно заставляет игнорировать невидимое.
При росте цен банки с большой охотой снижают требования к залогу, полагаясь на рост стоимости, как самого залога, так и производимых товаров. Инфляция повышает ликвидность активов, и сокращает страхи невозврата у кредиторов. В период кризиса, когда стоимость активов падает, банки слишком сильно перестраховываются, увеличивая требования к залогам и самим заемщикам.