Глава 9. Человеческое поведение


Мотивации в системе «человек – люди (общество)». Мотивации – это неосознанная (подсознательная) и неудовлетворяемая по своей сути мотивационная активность человека, определяющая «человеческое поведение» среди людей, стратегически направляющая людей в обществе. Это своеобразный perpetuum mobile (вечный двигатель), движитель человеческой психики, находящийся глубоко в подсознании и действующий всю человеческую жизнью. Ограничить типологическую базовую мотивацию (ТБМ) может предел физической жизни человека или ограничивающее влияние других людей с такой же ТБМ. Впрочем, в этом случае есть способ расширить свою мотивацию путём своеобразной «мотивационной кооперации» с этими людьми. Именно так возникают первичные общественные (само)регуляторы: Власть, Деньги, Право и Мораль и соответствующие им общественные институты: государство, экономика, право и мораль (идеология, культура).

Интересно взаимодействие представителей разных ТБМ в распределении по Парето 20:80 с целью расширения и укрепления своего мотивационного потенциала. Так образуется система вторичных общественных (само)регуляторов. Например, взаимодействие Власти и Денег (80:20) даёт в результате Государственно-регулируемую плановую экономику, экономику военно-коммунистического или социалистического образца. Усиление влияния Денег по отношению к Власти (80:20) создаёт классическую Рыночную экономику, так красочно описанную основоположниками экономической теории Давидом Рикардо и Адамом Смитом, который отнюдь не был безоглядным сторонником свободного рынка, как это принято думать среди людей, прочитавших только первые 10 глав его «О богатстве народов…».

А вот подавляющая власть Денег в сочетании с базовой правовой защитой частной собственности (государство – ночной сторож) (80:20) даёт в итоге тот «дикий капитализм», описанный уже классиками политической экономики Карлом Марксом и Йозефом Шумпетером как система самовозникающего и саморазрушающегося капитализма. На смену этой ситуации приходит усиление Права над Экономикой (80:20) и мы видим современный либеральный кейнсианский капитализм развитых стран, сопровождаемый гегемон-идеологией (А. Грамши) либерализма и прав человека – этой светской религией современного общества.

Усиление же Морального императива в сочетании с Правом (80:20) даёт нам Религиозный (Идеологический) вариант гегемон-идеологии, который, в сочетании с Государством (80:20) который претворяется в формах тео(идео)кратии. Подавляющая Власть, прикрытая «фиговым листком» Религии (Идеологии) (80:20) замыкает этот круг общественных (само)регуляторов в форме Политаризма (авторитаризма, тоталитаризма) и процесс социокультурной динамики (Питирим Сорокин) с волнами идеациональной (идеалистической) и чувственной культур продолжает развитие цивилизации.

К чему приводит невозможность (или неполноценность) реализации собственной ТБМ? В когнитивном смслообразующем виде к фрустрации как потере смысла жизни и к резкому снижению чувства счастья.В психологическом смысле проявления её имеют разную выраженность – от ощущения хандры (сплина) и эндогенной депрессии ди клинической депрессии и суицидальных настроений. В физическом, телесном смысле – это разнообразная психосоматика, связанная как со снижением иммунитета (манифестация вирусных или микробных симбиозов – герпеса, вируса папилломы человека или ангины, хеликобактерной инфекции соответственно), так и с настоящими индикаторными нозологиями – гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, атопический дерматит и т.п.

Загрузка...