Потребности в системе «человек – человек». Осознанно-неосознанная, удовлетворяемая, но снова ситуативно возникающая мотивационная активность человека, носящая в конечном итоге стратегический характер, т.к. без её реализации человекоподобное существо (например, дети – Маугли) никогда не станет человеком «во всей своей полноте» – биологической, биосоциальной и социальной, может быть названа «человеческими (базовыми) потребностями». Похоже, именно их и имел ввиду Абрахам Маслоу, когда создавал свою знаменитую мотивационную пирамиду. Правда, в его пирамиде все три вида мотивационной активности: мотивы, потребности и мотивации, были достаточно причудливо соединены воедино. Но принцип усложнения – от элементарных (выживание) до высших (самореализация) был сформулирован верно. А вот идея о том, что нельзя идти к высшим не реализовав низшие, оказалась неверна – типологические базовые мотивации «пронзают насквозь» всю пирамиду и определяют всё «человеческое поведения», будучи главными ориентирами жизни индивида.
Как же, с наших позиций, выглядит «пирамида потребностей»? В ней выделяются три уровня: нижний, базовый – биологический, обеспечивающий чисто физическое существование человека как вида; средний – биосоциальный, связанный с идентичностями именно человеческого существа; и высший – социальный, закладывающий основы человеческого социума, используя такой вид связи между людьми как право.
Биологический уровень был впервые научно описан гениальным Фрейдом, который говорил, что человеком правит стремление к жизни, реализующееся через либидо – Эрос. Под влиянием известной русской Софьи Шпильрейн Фрейд расширил свои представления об основных (само)регуляторах биологического существования человека, введя в качестве второго важного (само)регулятора стремление к смерти – Танатос (По ту сторону принципа удовольствия, 1920). Тем самым можно сказать, он предвосхитил современную концепцию «эгоистичного гена» (Ричард Докинз, 1976), согласно которой главной задачей вида становится самосохранение его генетического основания, а не жизнь и судьба отдельных его представителей, жизнь которых может быть принесена в жертву при определённых условиях, путём включения механизма самоуничтожения, реализуя таким образом стремление к смерти (Танатос). Третьим базовым (само)регулятором биологического уровня, по нашему мнению, является стремление к риску как своеобразный баланс между жизнью и смертью. Строго говоря, вся наша жизнь как форма свободного поведения человека содержит в себе элемент риска как опасности (энтропия) или как возможности, шанса (негэнтропия). Причём для ряда психотипов (например, ISTP – Мастер) стремление это достаточно часто придаёт смысл самой жизни. Научно стремление части людей к риску обосновал именно Морис Алле, анализируя поведение участников фондового рынка.
Биосоциальный уровень, на котором собственно закладываются основы собственно человеческой идентичности, мы подразделяем как последовательное формирование (следуя за взглядами Жана Пиаже) четырёх видов базовых человеческих идентичностей: гендерной (в возрасте 3 лет), этнической (6 л), религиозной (точнее, экзистенциальной – 9 л) и партийной (точнее, гегемон-идеологической (по Антонио Грамши) – 12 л). Итогом развития всех этих идентичностей является состояние «первичной взрослости» (12 лет), когда ребёнок, завершая период личностной адаптации, становится человеческой личностью со своим внутренним миром, чётко отделяемым и защищаемым им от влияния окружающих, в т.ч. и так называемых «значимых взрослых» – главных авторитетов в предыдущие периоды его развития. Осознанная и немотивированная (по мнению окружающих его взрослых) ложь в отношениях со «значимыми взрослыми» является чётким индикатором взросления ребёнка и превращения его в самостоятельную личность. На этом этапе заканчивается формирование оболочки «коллективного бессознательного», которая формируется в непосредственном взаимодействии с окружающими ребёнка «значимыми взрослыми» (начиная от матери и отца и заканчивая учителями и тренерами).