ТБМ Социально-психологическая гармония (Танаев В.) – это наиболее психологически близкая и понятная нам мотивация, так как население России минимум на 60% состоит из представителей типологического ядра NF: ENFP – ENFJ – INFJ – INFP, являющихся носителями этой ТБМ. Более того, основная этнопсихологическая диада (интертипная мини-структура – сочетание двух психотипов) русского этноса, описывающая его менталитет, это Власть/Маршал (Сталин, Жуков Г.К.) – ESTP + INFP – (Сергей Есенин, Александр Блок) Лирик/Народ. Это означает, что стандарты поведения ESTP (для Власти) и INFP (для Народа), с учётом региональной психологической специфики, фиксируются по механизму импринтинга («впечатывания») и научения (воспитания) в подсознание как важнейший элемент коллективного подсознательного с 6 до 12 лет у каждого жителя России.
Недаром и религия с её императивными требованиями была выбрана для Древней Руси святым князем Владимиром в виде православного христианства. Именно взгляды и учение Иисуса Христа (INFJ – Гуманист), отражающие саму суть этой ТБМ, соответствовали типопсихологии славян (NF).
Научно эта ТБМ была описана на основе изучения психологии некоторых «первобытных» индейских племён великим французским философом, антропологом и этнологом Люсьеном Леви-Брюлем (1857 – 1939), который назвал наиболее яркие её проявления рarticipation mystique (мистическое соучастие) и дал её основные признаки (как формы до-логического мышления): значительную эмоциональную выраженность, алогичность (нечувствительность к логическим противоречиям) и непроницаемость для объективного опыта. Он же подчеркнул особый характер своеобразного «коллективного заражения» как основного механизма коллективной психологической мобилизации у представителей этой ТБМ. Примеры практической реализации этой ТБМ находятся у нас перед глазами, особенно в наше кризисное время.
Замкнутая этическая система «Неэтично не делать того, что делают другие» – этот своеобразный гимн психологического конформизма, внутренне оправдывает поведение представителей этой ТБМ. Исторически подобная коллективная реакция (одна из двух базовых психологических реакций: нападать или убегать) способствовала выживанию этноса в тяжёлых условиях татаро-монгольского завоевания, а впоследствии в условиях гнёта царизма (феномен общины). О том, что это универсальное социальнопсихологическое явление (общинность) свидетельствует его наличие и у других народов, большинство населения которых составляют представители типологического ядра NF (Экваториальная Африка, Юго-Восточная Азия).
С точки зрения общественной саморегуляции эта ТБМ «отвечает» за религиозно-моральные и гегемон-идеологические общественные (само)регуляторы – институты культуры, идеологии, общественную мораль и нравственность.
Похоже, что именно реализация этой ТБМ в условиях традиционных обществ обеспечивает тот аномально высокий уровень счастья, который фиксируется в странах «периферии» нашего «мира – экономики».
ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Интертипные отношения (ИТО) – стандарт внутреннего самоощущения и внешнего поведения, закономерно самовозникающий и самоподдерживающийся при взаимодействии двух психотипов (непосредственном или опосредованном).
ИТО представляют собой целый спектр поведенческих реакций и стереотипов в диапазоне от симпатии/любви с первого взгляда (дуальность) до антипатии/ненависти с первого взгляда (конфликтность), причём в этом случае от одного до другого – буквально один шаг, точнее, одна дихотомия – ментальная установка. ДУальные ИТО (ДУ) строятся на основе взаимодополнения полных противоположностей: E – I, S – N, T – F и только ментальные установки у психотипов должны быть одинаковые: «смотреть (и вместе идти) они должны в одну сторону» J – J или P – P (напр., ESTJ – INFJ, ESTP – INFP). ДУальные отношения отличаются особой психологической комфортностью, т.к. каждый психотип в них ведёт себя максимально естественно, не напрягаясь и не манипулируя друг другом, причём обоим психотипам поведение партнёра взаимно нравится. Именно так и выглядит «любовь –«идеальный брак». Почему она не любовь, а «брак», и почему она «идеальна» (в кавычках) вы узнаете позже, в разделе книги, посвящённом типологии любви. КонФликтные ИТО (КФ) отличаются от ДУальных только тем, что ментальные установки обоих психотипов противоположны: J – P или P – J, т.е. партнёры «смотрят (и идут) в разные стороны» (напр., ESTJ – INFP, ESTP – INFJ). КонФликтные ИТО могут вначале даже нравиться на первый взгляд, ведь принято думать, что противоположности взаимно притягиваются. Это послужило даже основой для ошибочного мнения о том, что КФ ИТО могут стать основой для успешного брака. Но именно в этом случае особенно ярко проявляется психологическая разница между любовью и браком. При любовной установке на заботу о НЁМ(ЕЙ) мы склонны прощать все конфликтные моменты. Но в условиях брачной установки – МЫ (ВМЕСТЕ) КФ ИТО, реализуясь в реальных условиях необходимости сотрудничать, всё «ставят на своё место»: возникает очень жёсткая и антипатичная ситуация, которая делает невозможным дальнейшее взаимодействие, и в действие вступают другие факторы (дети, деньги, жильё и т.п.), которые и держат (в т.ч. и временно) этот брак, возникший на основе этой «странной любви».
Именно между Дуальными и КонФликтными находится весь спектр ИТО, который для каждого психотипа состоит из 16 видов (включая в себя и ИТО «с самим собой», а, точнее с полностью тождественным психотипом).