Так что же такое «психотип»? Есть масса определений – от Юнга до Википедии, но нам для практической работы достаточно довольно простого определения: «психотип – это группа лиц, совпадающих на 80% и более по своему невербальному статусу, внутреннему самоощущению, внешнему поведению (в прошлом, настоящем и будущем), типологической базовой мотивации и стандарту отношений с другими психотипами». До 40% представителей одного психотипа имеют даже внешнее сходство, но этого явно недостаточно – для правильной диагностики нужно как минимум 80% совпадения признаков, отражённых в его определении. Практическая диагностика производится на основе невербальных признаков (как человек выглядит, как он одет, как он двигается, говорит и т.п.) как наиболее постоянных и не поддающихся произвольному изменению (если вы не гениальный актёр). Специализированные тесты и данные по мотивации и интертипным отношениям позволяют довести точность типологической диагностики от 80% (уровень специалиста) до 96% (уровень опытного эксперта) – всегда остаётся место случайности, которую, впрочем, можно исправить уже в процессе дальнейшего наблюдения за испытуемым. Особенностью типологической диагностики является то, что практически научиться ей можно только в процессе либо непосредственного обучения у эксперта, либо в рамках «учебной группы» им руководимой – этому особому навыку невозможно обучиться по книгам или используя только тестирование: данные любого теста это только повод для экспертного анализа. Поэтому в серьёзных случаях мы рекомендуем всегда обращаться к эксперту для проведения первичной диагностики, так как точная диагностика психотипа – своего или окружающих – это альфа и омега типологии!
Теоретическая модель строения психотипа уподобляет психику человека своеобразной «когнитивной машине», которая воспринимает информацию, перерабатывает её и принимает решения на основе её анализа (причём каждый психотип более специализирован либо в восприятии информации, либо в принятии решений) в процессе «информационного метаболизма». Особенностью этого подхода является предложенный Юнгом дихотомический подход, когда каждый процесс в той модели строится на основе дихотомического принципа, т.е. состоит из двух взаимодополняющих качеств.
Например, восприятие информации состоит двух механизмов: конкретности (международное обозначение – S), поставляющей информацию для логической операции индукции, и интуитивности (N) – для дедукции, причём у каждого человека эти оба процесса существуют одновременно. В отнесении человека к конкретному или интуитивному типу важно соотношение между дихотомиями, которое в норме составляет 80:20, т. е. человек «конкретен», если дихотомия на 80% определяет его процесс восприятия, остальные 20% занимает «интуитивность».
Процесс переработки информации разделён между «экстраверсией» (E), когда человек обрабатывает полученную информацию в процессе обсуждения её с другими людьми, и «интроверсией» (I), когда человек обсуждает информацию сам с собой в процессе своей «внутренней речи».
Решения принимаются как «рационально» (T) – объективно, без учёта субъективных реакций окружающих людей, так и «эмоционально» (F) – ориентируясь на то, как они отразятся на психике и поведении «заинтересованных лиц».
Акцент же психики конкретного человека (т.н. ментальная установка) или на процессе восприятия (P) – «семь раз отмерь – один раз отрежь», или же на процессе принятия решений (J) – «что думать – рубить надо, потом разберёмся», завершает процесс описания структуры психотипа.
Например, психотип ESTP описывает нам рационального (T) в своих решениях экстраверта (E) с конкретным способом восприятия (S), ориентированного на оценку воспринимаемой информации (P).
Так образуются типологические «формулы» всех 16 психотипов, исчерпывающим образом описывающих все варианты нормального человеческого поведения.