4. Сан-Висенти

Кубки, трофеи, медали всевозможных цветов, форм и размеров за достижения в разных видах спорта: музей яхт-клуба «Тумиару» полон напоминаний о минутах славы, накопленных за 108-летнюю историю.

Все началось с идеи «объединить молодых людей посредством спорта, в особенности водных видов». Изначально клуб располагался на побережье Сан-Висенти недалеко от старинного порта Тумиару, в честь которого и получил свое название. Сегодня же клубу принадлежит здание номер 167 на площади, которую местные зовут Почтовой и которая носит имя полковника Лопеша. Фасад черно-белого двухэтажного здания украшает эмблема клуба: два скрещенных весла, спасательный круг и дата основания – 1905 год. Мы находимся в самом центре Сан-Висенти – первого города, основанного португальцами в Южной Америке 22 января 1532 года.

Муниципалитет Сан-Висенти находится в регионе Сантос и делит остров с одноименным соседним городом. Он известен как центр торговли и туризма, привлекающий толпы гостей. Одна из главных достопримечательностей – памятник работы знаменитого архитектора Оскара Нимейера, воздвигнутый в честь 500-летия открытия Бразилии: белая платформа на острове Порша, с которой открывается завораживающий вид на побережье. Великолепное зрелище; если окажетесь в этих местах, не пропустите его.

Экскурсия по той части клуба «Тумиару», что находится в городе, а не у залива, также заслуживает внимания. В его инфраструктуру входят открытый бассейн, тренажерные залы, гимнастический зал для капоэйры, танцев, тайчи, дзюдо и гимнастики, а также площадка для футзала. Площадка громадная – с полукруглыми арками, огромными, пропускающими свет окнами, трибунами по бокам и деревянным паркетом, затертым из-за долгих лет эксплуатации. Сейчас раннее утро, и зал пустует – тренировки проходят после обеда. Именно здесь шестилетний Неймар Жуниор начал играть в футбол.

Мяч, a bola, всегда был его любовью, даже страстью. Его жажда мяча настолько неутолима, что в одном из интервью в мае 2012 года он заявил: «Мяч – это самая ревнивая женщина в мире. Если не относиться к ней хорошо, она не будет тебя любить, а лишь причинит боль. Я же люблю ее до смерти».

Эта страсть была с ним с раннего детства. Его мать Надин вспоминает, как однажды отправилась на рынок за картофелем и взяла с собой сына. Двухлетний Жуниньо увидел на проезжей части желтый пластиковый мячик и, рискуя жизнью, ринулся за ним. Как тысячу раз говорил сам Неймар и подтверждает Надин, он не расставался с мячом даже в постели. Спустя несколько лет Неймар собрал в своей комнате коллекцию из 54 мячей. Комната, казалось, принадлежит мячам, а не ему. Их было так много, что Неймару приходилось ютиться в самом углу кровати. А bola можно увидеть и на его детских фотографиях. На одной из них, сделанной в совсем юном возрасте, Неймар, одетый в форму «Сантоса», держит под мышкой черно-белый кожаный мяч.

«Мяч – это самая ревнивая женщина в мире. Если не относиться к ней хорошо, она не будет тебя любить, а лишь причинит боль. Я же люблю ее до смерти».

Неймар-старший изумился, увидев, что трехлетний Жуниньо не просто хватал мяч с криком «моё!», но и отдавал ответный пас. Футбол был для ребенка чем-то важным, чем-то серьезным. У него было настоящее jeto, как бразильцы называют природную склонность, талант. В доме родителей Неймара-старшего в районе Наутика-3 все спали в одной комнате – мать, отец и дети. Между матрацем, гардеробом и комодом было очень мало свободного места, но Жуниньо его хватало, и он постоянно играл в футбол. Матрац идеально подходил для оттачивания вратарских навыков: блокирования ударов, бросков в угол и спасений на линии. Когда он от этого уставал, просил свою сестру и кузину Дженнифер исполнить роли штанг и начинал тренировать штрафные и пенальти.

Тем не менее для того чтобы впервые обратить на себя внимание, Неймару Жуниору мяч не понадобился. Роберто Антонио дос Сантос, более известный как Бетиньо, с жаром рассказывает о первой встрече с будущей звездой футбола: «В конце 1998 года я смотрел матч на пляже Итараре в Сан-Висенти – «Тумиару» против «Реканто де ла Вилла». Волнуясь за своего сына, я постоянно оглядывался и искал его взглядом. Вдруг я заметил маленького мальчика, худого как щепка, с короткими волосами и соломинками вместо ног. Он бегал вверх-вниз по временной трибуне, построенной специально для матча. Не останавливаясь ни на секунду, он бежал в гору без всякого труда, как будто по ровной дороге, как будто на его пути не было никаких барьеров. Его выносливость, ловкость и координация меня поразили. Для такого маленького мальчика это было совсем нетипично, и у меня появилась идея. Я спросил своего друга, кто этот мальчик, и он ответил, что это сын Неймара, игравшего за «Реканто» и только что реализовавшего пенальти. Я взглянул на отца – он был хорошо сложен и здорово контролировал мяч. Затем я посмотрел на Надин, которая присутствовала на игре – она высокая и стройная. Мне сразу стало понятно, в кого пошел малыш – у него великолепная генетика. Я задумался: а как бы он играл в футбол?»

Вот как была открыта звезда, которая сегодня у всех на устах.

Рассказ 56-летнего Бетиньо постоянно прерывается смешками. Выступавший на правом фланге атаки Бетиньо, родившийся в Сан-Висенти, сейчас работает скаутом академии «Сантоса» и колесит в поисках талантов по всей стране, даже по всему миру. В 1990 году Бетиньо нашел мальчика по имени Робсон де Соуза, сегодня известного как Робиньо, в футзальном клубе «Бейра-Мар». С тех пор Робиньо успел поиграть за такие знаменитые клубы, как мадридский «Реал», «Милан» и «Манчестер Сити».

В своем офисе на втором этаже «Вила Белмиро», стадиона «Сантоса», Бетиньо рассказывает о юном Неймаре Жуниоре с видимым удовольствием: «В то время я тренировал команду яхт-клуба «Тумиару». Я собирал команду мальчиков 1991–1992 годов рождения для выступлений в Лиге Сан-Висенти. По завершении игры я спросил Неймара-старшего, могу ли я взять его сына на пробную тренировку в «Тумиару». Он принял приглашение и привел мальчика ко мне. Когда я впервые увидел его с мячом, мое сердце сразу забилось как сумасшедшее. Я увидел, насколько гениальным футболистом он может стать. Я понял, что молния ударила два раза в одно и то же место: сначала Робиньо, а теперь еще один бриллиант, и тоже из Сан-Висенти. Талантливые игроки появляются там, где народ живет беднее. Многие жители Сан-Висенти приехали из бедных регионов, их семьи не могут себе позволить жить в Сантосе, потому что там слишком дорого. Это настоящая золотая жила».

Талантливые игроки появляются там, где народ живет беднее.

Вставить хоть слово поперек рассказа Бетиньо почти невозможно. Однако мне хотелось понять, как Бетиньо с первого взгляда распознал талант мальчишки, бегавшего по трибуне. На это последовал вдохновляющий ответ: «Бог даровал мне талант определять игроков, которые делают игру и всегда находятся на шаг впереди других».

Стоит отметить, что Бетиньо к тому времени, когда он впервые увидел Неймара, уже пять или шесть лет работал скаутом, что вкупе с божьей помощью и талантливыми ребятишками из Можи-дас-Крузис помогло ему в поиске.

Но чем же именно выделялся Жуниньо? «Неймар прямо светился футболом. Уже в шесть лет он обладал собственным стилем. Он был быстр, уверен в себе, невероятно изобретателен и умел рождать голевые моменты из ничего. Он любил финтить, классно бил по воротам и без тени сомнения шел прямо на соперника. Он не был похож ни на кого – его можно было бы легко узнать из тысячи мальчишек того же возраста».

Бетиньо объясняет свою мысль на примере музыки, а именно самбы: «Когда я включал самбу, Неймар кружился, танцевал, двигался точно так же, как если бы у него в ногах был мяч». Несмотря на несколько лишних килограммов, Роберто Антонио дос Сантос делает несколько шагов, демонстрируя движения бедер и ног, без которых нельзя стать великим бразильским футболистом. Продолжая, Бетиньо говорит: «Движения Неймара больше всего напоминали джингу».

«Когда я включал самбу, Неймар кружился, танцевал, двигался точно так же, как если бы у него в ногах был мяч».

Джинга – это основной элемент капоэйры, бразильского боевого искусства, с которым Бразилию познакомили африканские рабы. В нем сочетаются борьба, танец, музыка и язык тела. Джинга – серия координированных движений рук и ног, которые запутывают соперника, мешают ему нанести акцентированный удар и дают возможность капоэйристе контратаковать. В самой же капоэйре связаны воедино чувственность, мастерство и проворство. Слово восходит к старофранцузскому jangler, которое, в свою очередь, произошло от латинского ioculari – «веселиться, шутить, дурачиться».

Но оставим этимологию. Джинга – нечто магическое, то, что впитывается бразильцами с молоком матери. Это дар, врожденный талант к движению – танцевальному и футбольному, – позволяющий развлекаться на футбольном поле, издеваться над соперником. Джинга – душа бразильского футбола, его отличительная черта. И именно искусством джинги, если верить Бетиньо, Неймар овладел в совсем юном возрасте.

Бетиньо продолжает: «Чего ему не хватало, так это силы и выносливости, но для мальчишки его возраста это абсолютно нормально. Ему нужно было улучшать навыки работы с мячом, совершенствовать технику в командной игре и при этом не растрачивать свою страсть к дриблингу».

Бетиньо отдавал всего себя развитию Неймара. Однажды он взял его с собой на футзальный турнир в соседний город Джабаквара. Команда одержала победу, а Неймар Жуниор стал лучшим бомбардиром и лучшим игроком турнира. Бетиньо неизменно приглашал его в команды, которые тренировал: «Португеза», «Грематаль», снова «Португеза».

Итак, Неймар со своей кудрявой головой и недостачей нескольких зубов, одетый в бело-голубую футболку с гербом со скрещенными веслами на груди, начал заявлять о себе на разноцветном паркете футзального поля. Футзал (или мини-футбол) был изобретен в 1933 году профессором Хуаном Карлосом Сериани Гравьером из Монтевидео, желавшим научить своих студентов играть в футбол на маленькой площадке. Жуниньо выступал под седьмым номером и крайне серьезно выглядел на своей фотографии на членском билете клуба «Тумиару» под номером 1419.

Неймар был особенным: он невероятно умный игрок. Его мысль работала очень быстро – он просчитывал ситуацию на несколько ходов вперед.

Надежды Бетиньо были не напрасны. Он знал, что нашел настоящую жемчужину. Он продолжает свой рассказ: «Неймар был особенным: он невероятно умный игрок. Его мысль работала очень быстро – он просчитывал ситуацию на несколько ходов вперед. Всегда был на шаг впереди – знал, где окажется мяч и что предпримет его соперник. Впитал каждый совет, который давал ему я и другие тренеры. Неймар их переварил и принял на вооружение. Он всегда приходил на тренировку первым и был последним, кто с нее уходил. Да и просто любил работать с мячом. Я вспоминал Робиньо в том же возрасте и приходил к выводу, что Неймар, пожалуй, более одарен. Я сказал его отцу: «Из вашего сына может вырасти величайший футболист. Он будет по меньшей мере так же хорош, как Робиньо».

Даже когда семейный бюджет трещал по швам, родители старались делать для него все возможное. Они привили ему честность, искренность – они воспитали отличного парня.

Неймар-старший, не достигший вершин своей профессии, доверился Бетиньо, при этом, конечно, интересуясь прогрессом сына.

Бетиньо говорит: «Он очень близок и с отцом, и с матерью, и они постоянно следили за тем, чем он был занят. Они всегда относились к нему с любовью и теплотой. Даже когда семейный бюджет трещал по швам, родители старались делать для него все возможное. Они привили ему честность, искренность – они воспитали отличного парня».

Но каким он был в шесть лет?

«Он был счастливым ребенком – всегда улыбчивый, веселый. Он всегда был очень приятным, обаятельным. Учился хорошо и прилежно. Он отлично ладил как с ровесниками, так и со взрослыми. Каждому он был другом, в компании показывал себя как прирожденный лидер. Его друзья доверяли ему из-за того, каким надежным он был на поле. Я очень горжусь тем, что приложил руку к развитию того игрока, которого сегодня знает весь мир».

Бетиньо показывает их совместные фотографии, в том числе снимок, который Неймар Жуниор выставил в «Инстаграме» после одной из игр. Также он демонстрирует белую футболку «Сантоса» с дарственной надписью: «Моему первому тренеру с любовью от твоего друга, футболиста Неймара Жуниора».

Молодому человеку, играющему теперь под 11-м номером в «Барселоне», есть за что благодарить Бетиньо и его орлиный глаз – ведь именно он первым оценил потенциал Неймара и открыл ему мир футбола. В свою очередь, Бетиньо в долгу перед Неймаром и его семьей за их верность и достоинство: «В 2002 году «Сантос» попробовал умыкнуть Неймара, но на меня приглашение не распространялось. Его отец ответил отказом: «На данном этапе моему сыну нужен Бетиньо». Когда «Сантос» возобновил попытки и смог согласовать контракт, Неймар-старший настоял на том, чтобы меня взяли на работу в клуб. Своей работой я обязан именно ему», – смеется Бетиньо.

На мой вопрос, что он думает о сегодняшнем положении своего ученика, Бетиньо отвечает: «Уже в 2009 году, начиная играть за основную команду «Сантоса», он выглядел невероятно. С тех пор он повзрослел, еще больше отточил свое мастерство. В последующие годы он выиграл множество индивидуальных и командных трофеев. Этот позитивный опыт он возьмет с собой в «Барселону».

Но как на его выступлениях отразится игра в одной команде с Месси, Иньестой и Хави? «Когда Пеле играл за сборную на победном ЧМ-1970, среди его партнеров были Ривелино, Тостао и Жаирзиньо. Неймар – звезда в окружении других звезд. Я надеюсь, что вскоре он станет лучшим в мире. Уверен, Неймар превзойдет Месси и, подарив столько радости моей стране, поделится ею и со всем остальным миром».

Загрузка...