Гавань, кофейни, пляжи и футбол. Это лишь некоторые символы Сантоса – прибрежного города с населением около 500 тысяч человек, расположенного в 68 километрах от Сан-Паулу. Бесконечные цепочки фур, груженных контейнерами и различными товарами, спускаются от Серра-ду-Мар по шоссе Иммигрантов, чтобы затем выстроиться один за другим на въезде в крупнейший порт Латинской Америки, раскинувшийся на площади 13 квадратных километров. Четверть ввозимых в Бразилию и вывозимых из нее грузов проходит через этот порт. То же касается и пассажиров: трансатлантические круизные лайнеры высаживают здесь сотни туристов. Здесь они проводят несколько часов – небольшая экскурсия по городу, и можно двигаться дальше. Пароходы, танкеры и грузовые суда непрерывно заходят в порт и покидают его, возвращаясь в открытое море. Огни стоящих на якоре у берега кораблей отражаются в ночном небе над Байшадой-Сантистой.
Покрытые медью купола, витражи с изображениями сцен из местной мифологии, мраморная мозаика, гранитные колонны, скульптурные ансамбли, колокольня высотой 40 метров – так выглядит Дворец кофе на улице Пятнадцатого ноября, дом 95. Это посвящение кофейной истории города, памятник золотому веку Сантоса, когда порт был главным кофейным рынком планеты, а некоторые государства отказывались закупать кофе, произведенный не в Сантосе. Дворец открылся 7 сентября 1922 года, и следующие полвека он был наполнен криками участников торгов, сражавшихся за зерна кофейных деревьев. Сегодня это туристская достопримечательность – музей с книжным магазинчиком и кофейной лавкой, где витают ароматы самых разных сортов.
Дворец служит местом встреч в историческом центре Сантоса с его атрибутами кофейной экономики – мощеными улицами, фонарными столбами и построенными в конце XIX – начале XX века домами в пастельных тонах.
Именно сюда 16 февраля 1867 года прибыл первый поезд Железнодорожной компании Сан-Паулу, соединившей кофейные плантации с портом – пунктом отправления в Европу и точкой прибытия для мигрантов из Италии и Японии, сменивших на плантациях африканских рабов. Порт по-прежнему приносит доход, наряду с рыболовецким промыслом, торговлей и туризмом.
Процветающая экономика Сантоса в ближайшие годы может вырасти еще больше за счет углеводородов. В 2008 году в бассейне Сантос были открыты новые залежи природного газа и сырой нефти. Запасы нефти, по предварительным оценкам, составляют 33 миллиарда баррелей[6], что делает месторождение третьим в мире по объему. Это позволит Бразилии устранить существующий перекос экономики в сторону сельскохозяйственного сектора – экспорта кофе, сахара, сои и этанола – и стать одним из лидирующих игроков на энергетическом рынке.
Но это в будущем. А пока давайте поближе познакомимся с сегодняшним Сантосом. Город занимает пятое место в Бразилии по индексу человеческого развития, учитывающему уровень образования, ВВП на душу населения и ожидаемую продолжительность жизни. Как и во всей Бразилии, здесь велик разрыв между богатыми и бедными; между сверкающими прибрежными особняками и районом Вила Гилда, крупнейшей фавелой в стране; между несколько потрепанным историческим центром и пляжами по другую сторону туннеля, светящимися жизнью и энергией.
Семь километров прекрасных песчаных пляжей, увенчанных небоскребами из стекла и бетона. Словно горные вершины с пентхаусами и бассейнами на крыше, они выстроились в ряд, один краше другого. В их ровную цепочку время от времени вклиниваются оставшиеся с 1920-х годов неоклассические отели, которые первыми начали принимать туристов, приезжающих сюда понежиться в море.
Торговые центры, рестораны, бары, велодорожки, путешественники, пожилые любители пробежек, парни и девушки с досками для серфинга, играющие в бочче[7] и волейбол компании – на Прая-Гонзага постоянная суета. Субботним вечером пляж становится одним большим футбольным полем. Куда ни посмотри, играют люди. Границы размечаются на песке, а игроки все как один босиком. Здесь представители всех возрастов: упитанные мужчины в возрасте потеют и кряхтят наравне с подтянутыми и привлекательными парнями, резвыми юношами и совсем мальчишками, которые демонстрируют один трюк за другим. Крики, нарушения, голы, пенальти и вбрасывания из-за боковой линии в опасной близости от бушующих волн Атлантики. Разноцветные футболки всех самых популярных клубов Бразилии и Европы, голые торсы и импровизированная экипировка. Пять на пять, семь на семь, одиннадцать на одиннадцать, футволей[8] – здесь можно встретить любую разновидность футбола.
С наступлением темноты пляж постепенно возвращается к своему естественному состоянию. Ворота разбираются, грузятся на плечи и уносятся, сетки упаковываются в сумки, футболисты удаляются – их сменяют бродяги, собирающие банки и бутылки, и тишина нарушается лишь льющимся из близлежащих баров смехом. Футбол возвращается в клубы, на поля спальных районов, площадки для футзала и к юношеским коллективам. Он возвращается к болельщикам и трем главным клубам города – «Португезе Сантисте», «Жабакуаре» и «Сантосу», который, если верить Torcida Jovem, его болельщикам, навсегда изменил футбол.
К столетию клуба, отмечавшемуся в 2012 году, был выбран официальный слоган – «Сто лет футбольного искусства». Теперь эти слова можно увидеть на входе на стадион имени Урбано Калдейры, более известный как «Вила Белмиро» – по названию района, в котором он расположен. Открытый в 1916 году спорткомплекс довольно скромен по размеру и вмещает всего лишь 16 798 зрителей. В худшие для клуба времена здесь собиралось не больше четырех тысяч человек.
Сердце стадиона – его раздевалки. Вход к ним отмечен табличкой: Vestiario Edson Arantes do Nacimiento Pele – «Раздевалка Эдсона Арантиса ду Насименту Пеле».
Здесь все очень близко – до поля и игроков буквально рукой подать. Сердце стадиона – его раздевалки. Вход к ним отмечен табличкой: Vestiario Edson Arantes do Nacimiento Pele – «Раздевалка Эдсона Арантиса ду Насименту Пеле». Внутри висит огромный портрет великой «десятки», еще одна дань уважения Королю футбола.
Пеле – не единственный чемпион, чьи успехи выставлены на всеобщее обозрение. На каждый шкафчик в раздевалке нанесены фото действующего игрока и имя одной из легенд «алвинегро». На первом этаже «Вила Белмиро» находится огромный, площадью 380 квадратных метров, клубный музей, в котором собраны фотографии, мячи, автографы, бутсы, газеты, плакаты, футболки и трофеи, которые рассказывают о столетней истории развития футбола.
14 апреля 1912 года самый крупный и роскошный трансатлантический лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и в течение нескольких часов затонул. 1518 пассажиров из 2223 не смогли спастись. В тот же самый день в Сантосе тридцать девять молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, среди которых были студенты, рабочие и представители верхнего среднего класса, встретились в большом зале клуба «Конкордия». Группа спортсменов из Сантоса – Франсишку Раймундо Маркес, Марио Феррас де Кампос и Аржемиру де Соуза Жуниор – созвала собрание, имевшее целью «основать успешный футбольный клуб». Встреча порядочно затянулась – было нелегко сойтись на имени, которое попало бы в самую точку и удовлетворило бы всех. Одни предлагали назваться «Африкой», другие – «Конкордией», третьи настаивали на «Спортивной ассоциации Бразилии», но наконец ровно в 22.23 была принята самая простая и очевидная из всех идей – Футбольный клуб «Сантос», на английский манер.
На следующий день первую полосу газеты Diario de Santos под управлением редактора Тито Брасила украсил заголовок «Спорт», под которым были напечатаны пожелания «долгой и успешной жизни новому футбольному клубу».
Одни предлагали назваться «Африкой», другие – «Конкордией», третьи настаивали на «Спортивной ассоциации Бразилии», но наконец ровно в 22.23 была принята самая простая и очевидная из всех идей – Футбольный клуб «Сантос», на английский манер.
15 сентября новорожденная команда сыграла свой первый официальный матч на поле по адресу Авенида- Ана-Коста, 22, где сегодня находится храм Сердца Девы Марии. Соперником выступил «Сантос Атлетик». Дебютанты одержали победу 3:2. Уже в следующем году «Сантос» получил приглашение поучаствовать в розыгрыше Лиги Паулисты. Первый матч турнира команда провела против клуба «Жермания», забив один мяч и пропустив сразу восемь – настоящий разгром и не самое многообещающее начало.
Прошло долгих двадцать два года, прежде чем «Сантосу» удалось завоевать первый трофей – золото Лиги Паулисты-1935. К тому времени профессиональный футбол в Бразилии существовал всего лишь два года. Именно в 1935 году, а конкретно 12 марта, во время встречи с «Сан-Паулу да Флореста», который сегодня называется просто «Сан-Паулу», болельщики «Сантоса» приняли прозвище, данное им фанатами соперника. Всякий раз, когда болельщики «Сантоса» приезжали в Сан-Паулу, местные фанаты дразнили их то гнилой рыбой, то торговцами рыбой. Но именно в тот день они решили, что пора положить этому конец, и хором ответили на оскорбительные кричалки: «Да, мы торгуем рыбой и гордимся этим».
Так за «Сантосом» закрепилось прозвище Peixe – «рыбы», а клубным маскотом стала косатка. Но киту-убийце долго не удавалось почувствовать вкус крови – после первого улова последовало безрыбье. Для клуба это были темные времена, настоящее «Средневековье», как выразился журналист Жозе Роберто Тореро. Он не ошибался – новой победы в чемпионате пришлось ждать двадцать лет. На дворе стоял 1955 год, и команда Манги, Эльвио, Фейхо, Рамиро, Формиги, Урубатао, Тите, Негри, Альваро, Дель Веккио и Пепе переиграла в финале «Таубате» 2:1.
Всякий раз, когда болельщики «Сантоса» приезжали в Сан-Паулу, местные фанаты дразнили их то гнилой рыбой, то торговцами рыбой. Но именно в тот день они решили, что пора положить этому конец, и хором ответили на оскорбительные кричалки: «Да, мы торгуем рыбой и гордимся этим».
А уже в июне 1956 года на «Вила Белмиро», в компании бывшего игрока сборной Бразилии Валдемара де Брито появился 15-летний мальчишка Эдсон Арантис ду Насименту из города Трес-Корасойнс, штат Минас-Жерайс. Да, это был тот самый Пеле, который вместе с Жилмаром, Далмо, Мауро, Калветом, Зито, Менгалвио, Лимой, Дорвалом, Коутиньо, Пагао и Пепе прославил «Сантос» на весь мир и сделал бразильский футбол синонимом совершенства.
Конец 50-х и 60-е годы стали золотым веком для клуба – 9 побед в чемпионате штата, 5 побед в кубке Бразилии, две – в Кубке Либертадорес и две – в Межконтинентальном кубке. Кроме того, «Сантос» был базовым клубом сборной Бразилии, выигравшей чемпионат мира в 1958, 1962 и 1970 годах.
Футбольный бум совпал с общей обстановкой на планете. Он превосходно сочетался с рок-н-роллом, битломанией и босановой – популярным музыкальным стилем, в котором сочетаются самба, джаз и классика. В это же время был основан Бразилиа – футуристический город, символ Бразилии будущего, глубоко самобытной из-за своей метисации. К сожалению, эти надежды были скоро разрушены военным переворотом 31 марта 1964 года и последовавшим периодом диктатуры.
Футбольный бум совпал с общей обстановкой на планете. Он превосходно сочетался с рок-н-роллом, битломанией и босановой – популярным музыкальным стилем, в котором сочетаются самба, джаз и классика.
Футбольное искусство «Сантоса», родившееся во времена перемен и надежды, продолжает поражать и по сей день. Пеле – самая настоящая икона, гордость бразильской нации, игрок, забивший 129 мячей в одном лишь 1959 году. Игра «алвинегро» действительно была настоящим искусством, спектаклем в чистом виде, выражением счастья и радости в форме футбола. На это хотел посмотреть каждый – и «Сантос» стал своего рода футбольным аналогом «Гарлем Глобтроттерс»[9], объехав 59 стран. Клубу даже удавалось останавливать войны: в январе 1969 года, во время турне по Африке, его представители убедили сложить оружие участников конфликта в Конго. Аналогичным образом визит футболистов в охваченную гражданской войной Нигерию в следующем году стал поводом для временного перемирия сторон.
19 ноября 1969 года в матче Серебряного кубка[10] против «Васко да Гамы», проходившем на стадионе «Маракана» при 65 157 зрителях, Пеле по прозвищу Черная Жемчужина отличился в тысячный раз. Как сказал радиокомментатор того матча, величайшему футболисту всех времен рукоплескал весь мир.
Спустя пять лет наступил день великой скорби. 2 октября 1974 года «Сантос» играл на «Вила Белмиро» с «Понте-Претой». На 22-й минуте матча Пеле взял мяч в руки, преклонил колено в центре поля, возвел руки к нему и поочередно повернулся лицом к каждой трибуне. Ему махали и аплодировали все – и партнеры, и соперники. Он поднялся, снял свою черно-белую футболку, пробежал круг почета и в слезах ушел в раздевалку. Весь стадион плакал вместе с ним. Король футбола покинул «Сантос», проведя в клубе 19 лет.
«Бразилия – вдова Пеле», – прозвучало с телеэкрана. Это был тяжелый удар для всей страны, и в особенности для «рыб» – подошли к концу долгие годы волшебного футбола, и наступил траур. История «Сантоса» продолжалась, но на возрождение ушло четыре года. Только в 1978 году клубу вновь покорилась Лига Паулиста, но тогда блистали уже совсем другие игроки, молодые и яркие Meninos da Vila – «парни с «Вила Белмиро», среди которых были Жуари, Пита, Аилтон Лира, Нилтон Батата и Жуан Пауло.
Эмерсон Леао, ставший главным тренером «Сантоса» в 2002 году, дал выпускникам клубной академии возможность проявить себя, совсем как Лула – Луис Антонио Перес – делал в пятидесятых и шестидесятых. История повторилась. Пришло новое поколение Meninos, вернувшее «Сантос» на вершину – Диего и Робиньо в живой и зрелищной манере привели клуб к седьмому титулу чемпионов Бразилии. А еще восемь лет спустя наступила третья инкарнация Meninos во главе с Неймаром.
В клубном музее на «Вила Белмиро» Пеле посвящен целый зал, наполненный чувствами и воспоминаниями. Единственный игрок, удостоенный той же чести, – Неймар. Два великих чемпиона встали в одном ряду – блестящая жестяная скульптура с ирокезом точь-в-точь как у Неймара и конструкция из медной проволоки, облаченная в футболку с номером 10 и именем Пеле.