Вера или разум? О романе Мади Раимова «Молитва»

Современный человек живет в постоянном потоке информации. Мы входим в этот поток уже с пробуждением, когда тянемся сквозь сон к своему телефону, припадаем к соцсетям и электронным СМИ. Обрывки репортажей, статей, видеоблогов и телепередач носятся в виртуальном пространстве, как тонны космического рукотворного мусора – вокруг нашей планеты. И мы сами не замечаем, как становимся рабами… Нет, не гаджетов, не интернета, не мифического Искусственного интеллекта и даже не чужих идей. Мы становимся рабами слов, тогда как привержены должны быть Слову. Да, мы знаем неизмеримо больше, чем наши предки. Но каково качество наших знаний? В основном это поверхностные зыбкие рассуждения, от которых происходит мало пользы, но много неприятностей. Воистину, многие знания – многие печали. Сама жизнь с каждым днем делает все более актуальной одну из важнейших философских тем, уходящих корнями в вечность: что важнее, разум или вера? Что спасет человечество в целом и каждого из нас в отдельности? Что поможет в тяжелую минуту – логика стройных мыслей или горячий огонь божественной любви? И как любовь к Богу сочетается с любовью к людям?..

Кто только ни писал на эту тему. Писатели, философы, теологи, мистики… Однако – одно дело, когда автор витает в облаках теории и необязательных обобщений, и совсем другое – если он смело примеряет эти вопросы к реальной ситуации – в мире, в стране, в своем родном городе. Далеко не каждый возьмется за такую обоюдоострый сюжет, ведь в нешуточных религиозных и политических баталиях часто льется настоящая кровь, рушатся судьбы реальных людей. Здесь недостаточно просто высказать свое мнение. Всей душой такой автор должен ощущать свою правоту, но еще сильнее – неизбежные сомнения…

Именно таков автор романа «Молитва». Мади Раимов смело заявляет тему своего романа: путь верующего в Исламе. Главный герой романа, Талгат, обычный молодой парень из простой, не очень счастливой и не слишком богатой семьи, отправляется в нелегкий путь к Истине. Главным толчком к его исканиям становится трагическая смерть матери. В это тяжелое время Талгат находит утешение лишь в вере. Он начинает серьезно и вдумчиво изучать Ислам. Талгат знакомится с духовными учителями, общается с верующими, изучает религиозные законы и ритуалы. Он много читает, пользуется интернетом, чтобы задавать вопросы, которые его мучают, на страницах религиозных сайтов. Его пытливый ум постоянно грызут сомнения, он пытается постичь феномен веры, Ислама, через рацио. Его брат Нурлан, пришедший к вере, кстати, благодаря Талгату, как-то в сердцах бросает ему: «Твоя проблема в том, что ты включил свой разум. Ты его отключи, и тебе всё станет понятно. В религии нет логики». Но Талгат – думающий человек, ему важно понять, дойти во всем до самой сути. И он упрямо продолжает изучение Корана и многочисленных его течений.

Слова – «салафиты», «шииты», «джихад», «хиджра», «хиджаб», «сунниты», «суфизм», «ваххабиты» – постоянно мелькают в информационных сообщениях. Мы их слышим, читаем, но обычно не вникаем в их смысл. Может быть, из-за подсознательного страха, ведь некоторые из этих слов буквально рифмуются с терроризмом. СМИ без устали нагнетают «образ врага».

Но страх – дурной советчик. Чтобы понять, что же происходит в исламском мире сегодня – и шире, в мире вообще – необходимо разделаться с демоном невежества.

Именно эту дорогу избирает автор. На примере трудной и трагической судьбы своего героя Талгата он объясняет, приводит массу примеров и цитат, рассказывает и пересказывает многие источники – таким образом передавая читателю важную информацию в невероятно концентрированном виде. Но ценность книги, разумеется, не только в этом.

Произведение задумано как некий роман воспитания.

М. Раимов показывает путь своего героя и как стезю религиозных исканий и размышлений, и как историю его взаимоотношений с социумом – с семьей, друзьями, единомышленниками и любимой. Увы, но попытки Талгата умом понять веру, любовь и дружбу терпят фиаско.

И все же во второй половине повествования Талгат ненадолго чувствует себя счастливым. Его любимая отвечает ему взаимностью, он живет с ней в ауле, каждый день все глубже погружаясь в глубь истории и культуры своего народа. Древние воины, отстоявшие свою землю в жестоких битвах, пролившие свою кровь за счастье народа, призраками проносятся передего внутренним взором. Он, наконец, ощущает себя сыном своей земли, своего народа, начинает постигать его славную историю… Он отходит от фанатизма, становится мягче, его все меньше мучают отвлеченные сомнения религиозного толка, он дышит полной грудью, ощущая себя человеком – таким же, как все, кто его окружает. Но счастье длится недолго…

Финал этой книги страшен. Но не безнадежен, как бы парадоксально это не звучало. Я верю, что Талгат вышел бы к свету и душевному покою, он обязательно смог бы подарить своей любимой семейное счастье и детей. Если бы ему не помешали настоящие фанатики, слепые в своей жестокости, не понимающие главного – злоба и ненависть несовместимы с Божественной любовью. И эта истина – главная, и все великие книги веры говорят прежде всего о ней: «Мы часто забываем, что смысл человечности – доброта и сострадание, которые почитаются в любой религии мира и являются основными моральными принципами жизни. Коран требует, чтобы мусульмане почитали каждую личность, независимо от их убеждений, потому что „каждая душа была помещена в утробу матери по велению Всевышнего“. И ещё в Коране написано, чтобы мы чтили каждую жизнь, в том числе животных и растений».

Одно из явных художественных достоинств книги – это портрет города Актобе, в котором и происходят все события романа в период с 2009 по 2016 годы. Личная история Талгата разворачивается на фоне хроники жизни города, которая полна нестабильности, террористических угроз и нападений со стороны радикальных мусульман. Власти делают все, чтобы замять волну событий – выстрелы в центре города, нападения, убийства… Но разве можно удержать джинна в бутылке? Итог такой внутренней политики печален. Простые люди боятся и ненавидят истинно верующих – за их одежду, бороды, образ жизни.

А истинно верующие боятся и ненавидят весь мир…

В ауле дядя Талгата говорит ему, человеку, много лет изучающему Ислам, известному своей набожностью и усердием в вере: «Я считаю себя в первую очередь сыном казахского народа, а не каких-то чуждых народов. Меня с детства учили, что прежде всего надо быть хорошим человеком. И это главное. Мы не делились на ваххабитов, салафитов или кого-то там еще. Может, я чего-то, балам, не понимаю? Скажи, объясни мне в двух словах. Сможешь?»

Увы, в двух словах этого не объяснить. Наверное, не объяснить и в десятках, и даже сотнях томов. И все же объяснять – необходимо. Постоянно, не обращая внимания на идеологическую моду и актуальные темы, веря в то, что вода – камень точит. Камень нашего невежества и скудоумия.

Хочется сказать «спасибо» автору за эту смелую и такую нужную сегодня творческую работу.

Лиля Калаус, писатель,

председатель Совета по русской литературе и литературным связям

СП Казахстана.

Загрузка...