Жена Ануара подарила ему сына, и в честь рождения первенца на седьмой день обрили ребенка, и по весу волос равноценно стоимости золота раздали садака и нарекли именем, устроив обряд в соответствии с сунной. Пригласили на него всех знакомых мусульман, поскольку шёл месяц Рамадан, и одновременно это был ифтар. Там Талгат познакомился с Бериком, о котором много рассказывал ему Ануар. Вскоре и у Берика произошло прибавление в семье: его супруга тоже родила мальчика, и он также пригласил на акику Талгата с Муратом, Ануара и других мусульман. Берик намеревался познакомить всех со своим близким братом по вере —
Саидом. Когда они были у Ануара в гостях, Берик уже рассказывал о том, как они с Саидом вместе и в один день начали читать намаз.
Всё больше девушек в хиджабах и ребят, читающих намаз и живущих по канонам ислама, теперь можно было увидеть на улицах Актобе. Всё больше молодых людей стали посещать мечеть в пятницу на Джума-намаз, и, видя, как вокруг мечети молится огромное количество верующих, Талгат радовался. Ведь в Коране написано: «Верующие! Если ко дню собрания к молитве устремитесь к поминанию Господа и оставите торговлю [суету, на этот короткий период слушания пятничной проповеди и совершения пятничной молитвы-намаза], это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Сура 62 «аль-Джум‘а» (Пятница), аят 9).
Один крупный бизнесмен построил небольшую мечеть в черте города и пригласил туда работать имамом устаза Валида. Это тоже стало одним из хороших событий, порадовавших верующих.
Новости о жизни мусульман во всём мире можно было прочитать лишь в интернете. Талгат всё больше стремился найти ответы на вопросы, так сильно волновавшие его: «Почему Умма истекает кровью? Почему голос улемов так силён в сердцах верующих, но так слаб в политике?»
Жизнь верующих в современном мире поделилась на две составляющие: жизнь обычного гражданина и жизнь, управляемую религиозными учёными. Большинство мусульман живёт мечтой о том, что в одночасье они окажутся в одном справедливом обществе, в мире добра и веры. Кто-то мечтает о Праведных первых тридцати годах седьмого века, кому-то хочется жизни по западному образцу, а кто-то не желает ничего, кроме исполнения ритуальных предписаний Ислама.
Но глобализация вынесла наружу все проблемы человечества. Люди стали понимать, как взаимосвязаны они между собой и с Природой. Катаклизмы напомнили людям, что Земля – их общий дом. А главное – люди осознали, что человечество уже никогда не будет жить как прежде. И, возможно, наступит такое время, когда человечеству придётся жить одной большой семьёй. Информационные технологии помогли ускорить процесс сближения народов. Расстояние и время давно перестали быть преградой для передачи любой информации. Талгат решил написать интересующие его вопросы в исламский чат мусульман Казахстана. Его волновал вопрос о расколе в джамаате родного города Актобе.
– Ассалямуалейкумуарахматуллахиуабаракатух, дорогие братья.
Во-первых, выражаю вам огромную благодарность за тот труд, который вы делаете для распространения и разъяснения положений Ислама в Казахстане. Мне очень нравится всё то, что вы делаете.
У меня давно назрел один вопрос, который долгое время меня тревожит и беспокоит. Очень прошу вас дать как можно более подробный ответ на вопрос: «Кто такие мадхалиты, и кто из казахстанских последователей Ислама входит в эту группу?». С молитвами за ваш благородный труд и ваше процветание, брат Талгат.
Ответ на его вопрос пришёл в чат на следующий день:
– Уаалейкумассаламуарахматуллахиуабаракатух, Талгат. Благодарю тебя за добрые слова и пожелания. Пусть Аллах воздаст тебе благом.
Для начала следует знать, что течение, объявившее себя единственно верным последователем первых трех поколений праведных предшественников (ас-саляфу ас-солих), известное как «салафия», само разделилось на несколько внутрисалафитских групп, одну из которых стали называть «мадхалитами».
«Мадхалиты» не согласны с термином «мадхалиты» по отношению к себе и объясняют это, в первую очередь, тем, что не являются учениками Раби аль-Мадхали и его прямыми последователями, а также утверждают, что этот термин не имеет никаких оснований. Тем не менее, известно, что все признаваемые ими шейхи, на которых они ориентируются, признают шейха Раби аль-Мадхали как приверженца «правильного вероубеждения» и «правильного манхаджа». Это говорит о том, что он из их числа, а стало быть, все они суть одно, как утверждают это их же учителя.
Мадхалиты более других салафитских групп настаивают на самоназвании «салафиты». Именно они гордо призывают к этому названию, подразумевая под этим единственно правильный путь, а себя – единственно верными приверженцами этого пути. Это утверждение основано на исключительно субъективном ощущении и понимании самих мадхалитов.
Они отрицают таклид, хотя сами совершают его вслед за своими шейхами, как и отрицают дозволенность неотступного следования одному из суннитских мазхабов, хотя сами, по сути, создали свой отдельный мазхаб.
Мадхалиты активно обвиняют всех остальных салафитов в неправильном манхадже, называя их «псевдосалафитами». Это одна из их наиболее отличительных черт от других салафитских групп, которой они уделяют повышенное внимание.
Мадхалиты более других салафитских групп открыто обсуждают мнения ученых и любых других обладателей знания под предлогом предостережения и опровержения. В интернете имеется множество видео, аудио и других материалов, на которых они звонят своим шейхам в Саудовскую Аравию или же спрашивают у их представителей на местах о том или ином человеке, а затем выкладывают это в интернет-пространство. Это не является их исключительной особенностью, однако они наиболее усердны в этом.
Одной из отличительных черт мадхалитов является утрированное подчеркивание своей лояльности к правителю.
В нашей стране это превращается в своего рода стратегический ход: попытку реабилитации и пропаганды салафитского течения перед лицом государства, получения обратной лояльности и поддержки с его стороны, а также демонстративного обособления от других салафитских групп.
Следует также отметить, что мадхалиты наиболее активно из всех салафитов призывают следовать своему течению в интернет-пространстве, в том числе и в казахстанском. В их активе множество различных сайтов, на которых публикуются их статьи, вопросы и ответы, аудио— и видеоуроки и прочие материалы.
Многие из этих материалов, по которым между салафитами и ахлю сунна уальджамаа существуют разногласия, не выдерживают контраргументов, однако их устазы не вступают в открытую дискуссию, мотивируя это тем, что им не разрешено спорить на религиозные темы.
Это напоминает боксера, который не выходит на ринг, а предпочитает бить грушу, ведь груша не даёт сдачи. Поэтому для человека несведущего их доводы могут показаться убедительными, и они будут оставаться для него такими до тех пор, пока он не встретит опровержение. И даже если сами мадхалиты невосприимчивы к доводам оппонентов, то опровергать их следует хотя бы ради тех, кто пока к ним еще не примкнул. Необходимо понимать, что, когда дискутируют двое – третий читает, сравнивает и делает выводы.
Сейчас очень важно воспитать поколение, невосприимчивое к этому вирусу, поразившему нашу умму. Поэтому необходимо распространять правильные убеждения, выявлять ложь и подлоги, опровергать заблуждения и отстаивать истину.
И тогда следующее поколение мусульман получит «иммунитет» от распространяемых салафитами «вирусов» невежества и смуты.
Талгат вспомнил то время, когда только начинал молиться. Он тогда даже не предполагал, что мусульмане могут так делиться. Ему не хотелось быть на чьей-то стороне хотя бы по одной простой причине: ему неизвестно было, кто прав и в чём?
Мусульмане делились по вопросам вероубеждения, так называемой акиде. Каждая группировка считала себя идущей по единственно правильному пути, при этом все апеллировали к Корану и хадисам. Близкие ему братья по вере просто просили «встать в сторону» и не искать причин разделения. Единственным выходом для Талгата было уединение, что он и делал долгое время.