Международная правосубъектность не является абсолютной и постоянной данностью. В определенных ситуациях возможно не только изменение границ государств, но и изменение статуса территориальных образований, в т. ч. приобретение и утрата ими суверенитета. Международное право тесно связано с международной политикой, а в политике, как известно, большая роль принадлежит «праву сильного». В международной практике часты случаи прямого игнорирования норм международного права, однако в идеале таких инцидентов быть не должно.
Приобретение международной правосубъектности легитимно возможно и допустимо, но должно происходить в рамках международного права. Такое приобретение возможно различными способами.
Например, одно государство может разделиться на несколько независимых государств (распад СССР), несколько государств могут объединиться в одно (объединение ФРГ и ГДР). В этом случае суверенитет должен быть признан за всеми новообразованными субъектами, если такое признание не противоречит нормам международного права.
Суверенное государство может быть образовано в ходе освободительной борьбы населения, а также мирным путем. Принципам международного права не противоречит ведение освободительной войны, поэтому власть государства, полученная т. о., должна признаваться легитимной.
Поскольку от возможности участия в международных отношениях зависит международно-правовой статус государства при определении наличия его международной правосубъектности, особое значение имеет факт признания его в качестве суверенного государства мировым сообществом.
В современном мире изоляция государства от международного сообщества может привести к отставанию в развитии экономики, культуры, науки и т. д., не говоря уже о международных связях. Государство, хочет оно этого или нет, является геополитическим субъектом и потому всегда представляет интерес для своих соседей по планете, так или иначе может влиять на расстановку сил в мире.
Институт признания в международном праве – это совокупность норм, регулирующих вступление на международную арену новых государств как субъектов международного права. Признание бывает нескольких видов:
1) признание новых государств;
2) признание новых правительств.
По общему правилу признание нового правительства, как правило, происходит автоматически, т. е. признаются легитимными правительства, пришедшие к власти в соответствии с процедурой, установленной национальным правом.
Признание новых правительств необходимо тогда, когда эти правительства пришли к власти неконституционным путем, например в результате гражданской войны, государственного переворота или революции.
Возможно признание органов национального освобождения, организаций сопротивления и воюющей стороны.
Признание нового государства означает, что со стороны конкретного субъекта это государство признается суверенным и независимым, полноправным участником международных отношений.
Признание нового правительства выражается в признании того факта, что только новое правительство полномочно представлять свое государство, старое же правительство утратило это качество. При признании нового правительства в отличие от признания нового государства сохраняется старый субъект международного права (государство).
Признание может быть де-юре (юридическое) и де-факто (фактическое). Фактическое признание означает вступление с новым государством или правительством в какие-либо отношения.
Признание также может быть прямо выраженным (в случае направления признаваемой стороны специального документа) и предполагаемым.
Установление дипломатических отношений – свидетельство полного и окончательного признания.