Е




ЕВГЕНИКА (от греч. eu – хорошо + genos – род, происхождение) – биологическое учение о наследственном здоровье человека с целью его улучшения посредством селекции. Основы Е. были сформулированы в XIX в. Ф. Гальтоном, утверждавшим необходимость влияния на эволюцию человечества, совершенствуя его природу (посредством наследования одаренности и ограничения передачи наследственных болезней будущим поколениям). Хотя по замыслу Гальтона Е. должна была преследовать гуманные цели, ее идеи позднее стали использоваться для оправдания расизма.



ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР – эволюционный процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям окружающей среды. Каждое поколение передает последующему свойства, которые естественным образом отобраны, как обеспечивающие наибольшую жизнеспособность данного вида организмов. Эволюция посредством Е. о. основана на соответствующей изменчивости внутри популяции. Теория Е. о. разработана английским естествоиспытателем Ч. Дарвином.



ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – вид психологического эксперимента, проводимый в обычной, естественной для испытуемого обстановке его жизнедеятельности (например, игра, урок, выполнение каких-либо трудовых операций во время работы). Именно этим Е. э. отличается от лабораторного эксперимента, условия проведения которого всегда являются искусственными. Преимуществом Е. э. является возможность исключить то напряжение, которое может возникнуть у испытуемого в ситуации лабораторного эксперимента. Е. э. впервые предложен в 1910 г. русским психологом А. Ф. Лазурским, который широко применял его для изучения индивидуально-психологических различий детей школьного возраста. К числу основных недостатков Е. э. следует отнести невозможность контролировать влияние отдельных факторов окружающей (естественной и социальной) среды на испытуемых. Е. э. нередко используется в сочетании с другими методами исследования. В настоящее время Е. э. применяется в различных отраслях психологии. Особенно широко распространен такой вид Е. э., как психолого-педагогический эксперимент, имеющий формирующий характер, т. е. направленный на изучение какого-либо психологического явления непосредственно в процессе формирования тех или иных его особенностей.

Загрузка...